29 октября 1888 года вблизи станции Борки сошел с рельсов поезд, в котором из Ливадии в Санкт-Петербург ехал российский Император Александр III со всей семьей

29 октября 1888 года вблизи станции Борки сошел с рельсов поезд, в котором из Ливадии в Санкт-Петербург ехал российский Император Александр III со всей семьей Погибло 23 человека и 19 было

Погибло 23 человека и 19 было ранено; из царской семьи никто серьезно не пострадал. Участок пути ТарановкаБорки был введен в эксплуатацию всего за два года до крушения. Дорога была построена с превышением допустимого угла наклона пути, рельсы уложили на песочный балласт, которого насыпали меньше существующей нормы. Поэтому саму насыпь постоянно размывалась дождями и оседала.
Летом 1888 г. этот перегон признали аварийным, а машинистам рекомендовали тихую езду. Обычные поезда дорога выдерживала, хотя небольшие аварии случались довольно часто. Но тяжелый царский поезд на скорости в 60 верст в час и с сильно раскачивавшимся паровозом создавал сильное боковое давление на рельсы. Перед проходом правительственного поезда балласт подсыпали, а шпалы заменили, но не новыми, а снятыми с другого участка пути.
«Императорский поезд, вышедший со станции Тарановка, в полдень потерпел крушение на расстоянии 49 верст от Харькова. Поезд несся со скоростью 58 верст в час по насыпи, пролегающей через глубокую балку. Их величества с августейшим семейством и лица свиты в момент крушения находились в вагоне-столовой. Вагон этот превратился в лишенную всякого вида массу: его приплюснуло, отбросило далеко в сторону тележку, а сорвавшаяся крыша прикрыла остатки бывшего вагона. Люди, инструменты, багаж, посуда, тела убитых все смешалось в одну ужасную кучу. Стоны раненых и умиравших, придавленных обломками, оглашали воздух, делали картину еще ужаснее. А Государь, Государыня и особы Августейшего семейства остались невредимы. Их Императорские Величества отказались войти в один из уцелевших вагонов, и отдались заботе о раненых» так описывали происшедшее газеты того времени.
Очевидцы из императорской свиты сообщали, что свою семью вызволил из-под обломков вагона сам император Александр III. Железная крыша вагона провалилась вниз, не достав каких-то нескольких сантиметров до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: крушением снесло колеса и пол вагона. Император неимоверным усилием приподнял крышу, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона.
Императрица писала своему брату, что не может выразить в словах чувства, овладевшие ею, когда среди руин и стонов она убедилась, что ее родные живы и невредимы, что их «защитила незримая сила».
Через месяц после катастрофы император писал брату, великому князю Сергею Александровичу: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства от мала до велика!.. Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость».
За недосмотр были отправлены в отставку министр путей сообщения К. Посьет и главный инспектор железных дорог барон К. Шерваль. А управляющему Юго-Западными железными дорогами С.Ю. Витте, который неоднократно безуспешно предупреждал министра о возможности катастрофы, предложили место директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов это стало началом его государственной карьеры.
«Счастливое избавление императорской семьи от гибели» было воспринято народом как чудо. Так как это событие произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя), то во имя этих святых были построены десятки храмов и часовен по всей России.
Тогда еще никто не знал, что от ушибов, полученных в тот день, у Александра III разовьется болезнь почек, от которой он умрет через шесть лет.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *