УСТАНОВЛЕН АВТОР «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

УСТАНОВЛЕН АВТОР «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Известно его имя и место работы. Во всяком случае, именно о такой научной сенсации недавно объявил профессор, доктор филологических наук Александр

Известно его имя и место работы.
Во всяком случае, именно о такой научной сенсации недавно объявил профессор, доктор филологических наук Александр Ужанков, представивший результаты своих исследований широкой публике.
Точная дата
Для начала он предложил новую дату написания текста. Ранее годом создания «Слова» считался 1185 г., но Ужанков доказывает, что поэма появилась на свет на 15 лет позднее.
Метод установления даты был следующим: ученый смотрел, какие исторические события в тексте упомянуты, а какие — нет. Если какой-то исторический факт упоминается, значит, поэма написана позже, если не упоминается, значит, вероятно, еще до него.
В интервью газете «Культура» Ужанков объясняет, что последним событием, о котором, по его мнению, явно знал автор «Слова», был поход Романа Галицкого на половцев в «октябре-ноябре 1200 года». При этом эпическое произведение, видимо, вышло из-под пера еще до кончины самого Игоря Святославича, случившейся после лунного затмения 22 декабря 1200 года. Таким образом, по словам Ужанкова, можно с точностью до месяца назвать дату создания текста это был декабрь 1200 года.
Кто же был автором
Среди «подозреваемых» в авторстве «Слова» были граф Мусин-Пушкин, нашедший памятник, сам князь Игорь или другой участник его похода. У графа уже давно есть надежное «алиби» — подтвержденная учеными древность литературного памятника. Ужанков же считает, что автором является участник злосчастного похода Игоря, позже принявший монашеский постриг, и с уверенностью называет имя поэта.
Автор «Слова о полку Игореве», на заднем плане второй слева. Или нет.
Автор «Слова о полку Игореве», на заднем плане второй слева. Или нет.
Ученый полагает, что перед тем как написать поэму, ее автор составил статью о походе в Киевской летописи, позднее вошедшей в Ипатьевский летописный свод. Особенности текста указывают на то, что и летописная статья, и поэма были написаны одним и тем же человеком.
А личность автора Киевской летописи с 1187 по 1199 годы ни у кого не вызывает сомнений — это игумен Моисей. Отметим, что Моисей — монашеское имя. В миру (во время похода) его звали иначе, и Ужанков даже говорит, что у него есть догадки, как именно, но пока ученый их не раскрывает.
Подробное описание боя от первого лица является доводом в пользу того, что древнерусский поэт был участником событий.
«Описывая в Киевской летописи главное сражение с половцами, игумен Моисей замечает: «Во день святого воскресения наведе на ня (нас) Господь гневъ свои, в радости место наведе на ны (нас) плачь» То есть он сам был участником этой битвы! Он же сообщает, что из всей княжеской дружины остались в живых 15 человек, которые бежали. Сравниваю этот эпизод со строками «Слова» и обнаруживаю: «Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями Игорь плъкы заворочаетъ». И там, и там описывается «с натуры» один и тот же кульминационный эпизод битвы, причем оба раза употребляются личные местоимения первого лица», — объясняет Ужанков.
Еще одним доказательством своей теории он считает тот факт, что автор использует обращения «княже» и «господине». «Такая форма была свойственной именно духовным лицам, нет ни одного случая подобного обращения князя к князю в рукописях XIXII века. Можно предположить, что этот Игорев дружинник дал Богу обет оставить мир, если спасется», — говорит ученый.
В интервью он рассказывает о своих доводах куда более подробно, а к концу года обещает представить собственную книгу «Слово о полку Игореве» и его автор».
Самое известное в мире
Ужанков в прессе и публичных выступлениях подчеркивает религиозный аспект древнерусского литературного памятника. Так, он доказывает, что, по сути, «Слово» — это духовная литература, рассчитанная на обычного читателя, и в этом смысле похожа по своим задачам на «Преступление и наказание» Достоевского.
«Преступление Игоря в том, что его обуяла гордыня (за славой пошел на половцев), наказание — плен, наконец, раскаяние (в повести из Ипатьевской летописи есть потрясающий монолог Игоря!) — покаяние, и только после этого идет прощение и освобождение», — рассказывает Ужанков.
Не все учёные разделяют гипотезу о религиозном характере «Слова». Впрочем, древнерусский шедевр тем и хорош, что дает исследователям простор для творчества и интерпретаций. Например, другой филолог, Андрей Чернов, считает, что это и вовсе рифмованная поэма.
А Ужанков утверждает, что «Слово» является «самым известным художественным произведением в мире». «О нем написано более 15 тысяч работ. Ни об одном другом столько нет», — заявляет он.

.

Предыдущая запись Парень уверен, что встретил в канадских лесах существо из мифов индейцев
Следующая запись Семьдесят пятым «человеком года по версии журнала TIME» стали Колин Роули, Синтия Купер и Шэрон Уоткинс

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *