ПРИЧЕРНОМОРСКИЕ СКИФЫ

ПРИЧЕРНОМОРСКИЕ СКИФЫ Древних источников рассказывающих о скифах Причерноморья не так много, особенно тех, которые являлись бы первичными. Главный из них, конечно, четвертая книга «Истории»

Древних источников рассказывающих о скифах Причерноморья не так много, особенно тех, которые являлись бы первичными. Главный из них, конечно, четвертая книга «Истории» Геродота. Хотя, что касается происхождения скифов, в ней явно просматривается желание информаторов греческого историка возвысить причерноморских скифов.
Данное обстоятельство до неузнаваемости исказило раннюю историю скифов. А все потому, что собственно скифы появились в Причерноморье лишь в середине седьмого века до н. э. Именно тогда начинают происходить существенные изменения в чернолесской культуре и исчезать памятники бондарихинской культуры.
Что касается степной полосы Причерноморья, то её малочисленные археологические памятники никакого отношения к историческим скифам не имеют. В то время там еще проживали остатки населения позднесрубной и белозерской культур. Хотя среди них уже могли появиться какие-то отдельные представители скифов, оставившие памятники Новочеркасского типа.
В связи с населением позднесрубной и белозерской культур любопытен пересказ Геродотом легенды живущих на Понте эллинов, как от Геракла и полудевы, полузмеи родились три сына Агафирс, Гелон и Скиф. И как последнему младшему досталась власть над страной. Похоже, под именами Агафирса и Гелона скрывается именно предшествующее скифам население.
Поселение греков на острове Березань появилось в середине седьмого века до н. э. так что его жители могли быть свидетелями изгнания агафирсов и гелонов из этих мест. Тем более что войны скифов с агафирсами случались и позднее. А гелоны ушедшие в земли будинов большей частью вошли в состав скифов, о чем упоминает Геродот, рассказывая о городе Гелон.
На сегодняшний день с ним отождествляется Бельское городище в Полтавской области. Причем коренное население будины, по-видимому, именовали его Бор-о-сколом городом сколов. Присутствие там скифов сколотов подтверждают местные топонимы: реки Ворскла (древнерусский Вороскол), Коломак и Оскол.
О гелонах Геродот сообщает, что по внешнему виду и цвету кожи они не похожи на будинов и занимаются земледелием. Население белозерской археологической культуры тоже вело оседлый образ жизни, причем хоронило покойников, укладывая головой на юг, что характерно для лесостепного левобережья Днепра скифского времени в отличие от степей, где доминировала западная ориентировка.
Изъяснялись гелоны, по утверждению древнего историка частью на скифском, а частично на эллинском языке. Что позволило ему утверждать, что гелоны издревле были эллинами. Но на языке близком к ахейскому (предположительно анатолийском палайском) говорили многие племена на северо-восточном побережье Черного моря: исторические киммерийцы, ахеи, гениохи и другие.
В отличие от них язык исторических скифов был близок к языку Авесты, где солнце не xol (Xola-xsaya Кола-ксая), а hvar (Спарга-пит). Однако большинство ушедших в Причерноморье скифов, похоже, говорило на языке исторических киммерийцев. Иначе трудно объяснить их самоназвание сколоты, имена богов и многое другое.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *