АНТОНИТЫ.

АНТОНИТЫ. Госпитальное братство святого Антония (фр. Lordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), религиозное братство, католический орден для ухода за

Госпитальное братство святого Антония (фр. L’ordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), религиозное братство, католический орден для ухода за больными и защиты паломников, существовавший в 10891803 годы. Ещё в XVIII веке орден включал в себя много монастырей, особенно во Франции, но в 1774 году слился с мальтийцами. Одежда антонитов (антонианцев) была чёрной с тау-крестом из синей лазури (геральдической «финифти») на груди.
Антоний Великий христианин, ушедший в безлюдные места Фиваиды
, чтобы вести совершенную жизнь в самоограничении, не был первым пустынником, но остался в традиции как основатель отшельнического монашества. Его житие, созданное младшим современником Афанасием Александрийским (ок. 298 373), превратилось в своего рода матрицу для последующей христианской агиографии.
Антоний был одним из универсальных святых, почитавшихся по всему христианскому миру, но в то же время святым «ведомственным» патроном ордена антонитов.
Огнем святого Антония, или святым огнем, в Средневековье чаще всего называли эрготизм отравление алкалоидами спорыньи, грибка, паразитирующего на злаках (прежде всего на ржи). У людей, съевших хлеба из смертоносной муки, в зависимости от типа болезни могут возникать судороги и галлюцинации, а в конечностях начинается гангрена. Почерневшие ладони и ступни, словно съеденные огнем, порой сами отсоединяются при распаде костей, или их приходится ампутировать. Из-за питания зараженным хлебом часто случались настоящие эпидемии эрготизма. Так, утверждается, что в Париже в 1418 году из-за вспышки святого огня за месяц погибли чуть ли не 50 тысяч человек (эпидемии эрготизма вспыхивали и в XX веке, например в Советской России в 19261927 годах). То, что огонь святого Антония связан с зерном и хлебом, было выяснено лишь в XVII веке.
Антоний Великий был не единственным и не первым из святых, к кому обращались за избавлением от святого огня. В разных местах эту болезнь называли огнем святого Фирмина, огнем святого Марселя, огнем Девы Марии. Однако к позднему Средневековью «огненная» гангрена была в целом зарезервирована за святым Антонием.
Эта история началась около 1070 года, когда его мощи, как считается, были перевезены из Константинополя в приходскую церковь в деревне Ля-Мот-о-Буа (в области Дофине на юге Франции). Позже в честь небесного патрона деревня стала зваться Сент-Антуан-ан-Вьеннуа. К ценной реликвии, как и к другим мощам святых, потянулись страждущие, которых съедал гангренозный огонь. Вскоре один дворянин, чтобы отблагодарить Антония за исцеление, создал братство мирян, посвятивших себя уходу за жертвами этой болезни. Пути Антония и огня пересеклись в одной точке.
Со временем орден, центром которого было аббатство Сент-Антуан-ан-Вьеннуа (там хранились мощи святого и располагался его главный госпиталь), распространился по всей католической Европе. В период расцвета сеть антонитских общин и богаделен, которые они содержали, насчитывала сотни точек; особенно много их было вдоль древних паломнических маршрутов, прежде всего Пути святого Иакова, который вел в Сантьяго-де-Компостела, на северо-западе Испании.
Антониты готовили травяные настои и мази (часть из них вполне могла приносить больным облегчение благодаря анестетическим и сосудорасширяющим свойствам) и, в случае необходимости, практиковали ампутацию пораженных гангреной конечностей.
Главный символ Антония Великого и ордена антонитов греческая буква «тау» (ее старшая сестра древнееврейская буква «тав»). На многих изображениях «тау» нашита на монашеском облачении святого; в виде «тау» выполнен и аббатский посох, на который он опирается. Форма посоха перекликается с очертаниями разнообразных подпорок и костылей, на которых к святому ковыляют изувеченные болезнью жертвы его огня.
В иконографии Антония часто можно встретить изображения свиней еще одного символа святого и его ордена. Антониты занимались разведением этих животных их мясо входило в рацион больных, которых принимали в госпитальные дома, а деньги, вырученные от продажи свиней, шли на содержание богаделен. В соответствии с давней привилегией, свиньи, принадлежавшие антонитам, имели право бегать где им будет угодно и питаться подножным кормом, которого в городах того времени было немало.
Чтобы отличить животных святого Антония от прочих свиней, им на шею вешали колокольчик; такие же колокольчики использовали и сами братья-антониты, когда приходили куда-то, чтобы просить милостыню.
В 1514 году был открыт последний монастырь- клиника. К тому времени в Европе их было 369 монастырей- больниц для страждущих.

АНТОНИТЫ. Госпитальное братство святого Антония (фр. Lordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), религиозное братство, католический орден для ухода за

АНТОНИТЫ. Госпитальное братство святого Антония (фр. Lordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), религиозное братство, католический орден для ухода за

АНТОНИТЫ. Госпитальное братство святого Антония (фр. Lordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), религиозное братство, католический орден для ухода за

АНТОНИТЫ. Госпитальное братство святого Антония (фр. Lordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), религиозное братство, католический орден для ухода за

АНТОНИТЫ. Госпитальное братство святого Антония (фр. Lordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), религиозное братство, католический орден для ухода за

АНТОНИТЫ. Госпитальное братство святого Антония (фр. Lordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), религиозное братство, католический орден для ухода за

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *