ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ АРМИИ

ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ АРМИИ В конце 19-го столетия в России доживали век не только столетние старцы, помнившие нашествие Наполеона, бывшие солдаты русской армии, служившие под знаменами

В конце 19-го столетия в России доживали век не только столетние старцы, помнившие нашествие Наполеона, бывшие солдаты русской армии, служившие под знаменами Кутузова. В губернском Саратове коротал свой век патриарх Жан Савен. В 1812 году лейтенанта из корпуса маршала Мишеля Нея взяли в плен русские казаки. Савен оставался, как говорит историк Военский, последним солдатом Великой армии в России.
В плену Савен пользовался вниманием дворянского общества, как и многие офицеры-французы. Никакой дискриминации к пленному врагу русские не выказали. Наоборот, к попавшему в беду офицеру относились сердечно, угощали в помещичьих домах, слушали рассказы о наполеоне, которого Савен много раз видел лично. Благо французский язык в дворянской среде был не менее популярен русского.
В 1890 году возраст последнего солдата Великой армии внушал трепет ему уже исполнилось 126 лет. Но старик все помнил, отличался здравым смыслом и бодростью. Он охотно общался, рассказывая о прошлом, о поре 1812 года. Потом о нем тепло вспоминали знавшие лейтенанта жители губернского Саратова. Об Императоре Жан Батист рассказывал восторженно, несмотря на прошедшие десятилетия и то, что именно он завел Савена в гибельную для армии страну, где не было дорог и где сражаться приходилось в условиях, превышающие человеческие силы.
В доме Савена, вспоминал Военский, был небольшая скульптура Наполеона, его акварельный портрет на стене. Это был как бы алтарь чтимого Импертора Франции. О России Савен отзывался тепло и даже представлялся по-русски, именуясь Николаем Андреевичем.
Биография Савена как бы иллюстрировала эпоху Наполеона. Родившийся в руанском пригороде в 1768 году, 29-летний доброволец становится под знамена генерала Наполеона, который намеревался воевать в Египте. Савен увидел пирамиды и отчаянно храбрых, но несведущих в современной тактике мамелюков. Ему удалось вернуться в Париж живым и здоровым, а потом воевать в Германии. Он бил пруссаков под Иеной, русских и австрийцев под Аустерлицем. Осаждал Сарагосу. И там испытал на себе гнев разъяренных испанских партизан, хотевших изжарить его живьем. У гверильясов пленника выкупили товарищи по полку, так что ему повезло и в Испании.
А вот в России фортуна отвернулась от удачливого офицера, хотя он уцелел в многочисленных больших и малых сражениях от Немана до Смоленска и даже до Бородино. Лейтенант видел пожар Москвы и разграбление русской столицы. Рядом с Неем, которого Наполеон ценил за львиную отвагу, Савен отбивался от преследовавших его русских, пока не добрался до Березины.
В белорусской снежной глухомани маршал Ней поручил проверенному в боях офицеру охранять фургон с золотом Великой армии и с запасом крестов Ордена Почетного Легиона. Жан Батист честно пытался переправить фургон на спасительный берег, но слабый мост подломился и повозки угодили в ледяную воду, пошли на дно. Вместе с ними и золото.
Нахлебавшись березинской воды, Савен выбрался на берег. И оказался лицом к лицу с бородатыми казаками, лихо подхватившими дрожавшего от мороза «нехристя». Пленник вполне мог замерзнуть, но его погнали бегом, подталкивая концами пик. Этот бег и спас жизнь, на бегу Жан согрелся, хотя на пункте сбора пленных едва дышал.
И снова фортуна решила помиловать Жана Батиста. Ему предстояла честь выпить чарку водки с самим атаманом Платовым. Казачий генерал был навеселе, когда перед ним предстал пленник. Платов отвесил «поганцу», как он обозвал Савена, хлесткую оплеуху, а потом приказал угостить бедолагу на славу.
С этапом пленных офицеров Савена отправили в Ярославль, затем в Саратов. На родину никакого пути не было. Француз в конце концов счел за лучшее стать русским подданным. Обжился в России, свел знакомства среди купцов. Здесь и нашел себе жену с хорошим приданным. Купеческая дочь Прасковья Сергеева помогла стать ему уважаемым и состоятельным гражданином Российской империи.
Из военного, которому власти отказали в возвращении во Францию из-за наличия у бывшего пленника русской семьи, Савен превратился в преподавателя саратовской гимназии. Его учеником стал будущий писатель Н.Г.Чернышевский.
Николай Андреевич Савин трудился учителем французского языка шесть десятилетий, с 1814-го по 1874-й год. Ему покровительствовал сам саратовский губернатор Панчулидзев. В 1869 году, когда Франция отмечала юбилей рождения Наполеона, газета «Фигаро» рассказала о судьбе лейтенанта. По всей стране прошел сбор средств для последнего солдата Наполеона, власти Второй империи прислали ему медаль острова святой Елены.
О сокровищах, которые офицеру корпуса Нея не удалось сохранить на Березинской переправе, учитель гимназии Савин помалкивал. Вместе с уходом из этого мира последнего солдата Наполеона в России ушла в небытие и тайна казны Великой армии.

ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ АРМИИ В конце 19-го столетия в России доживали век не только столетние старцы, помнившие нашествие Наполеона, бывшие солдаты русской армии, служившие под знаменами

 

ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ АРМИИ В конце 19-го столетия в России доживали век не только столетние старцы, помнившие нашествие Наполеона, бывшие солдаты русской армии, служившие под знаменами

ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ АРМИИ В конце 19-го столетия в России доживали век не только столетние старцы, помнившие нашествие Наполеона, бывшие солдаты русской армии, служившие под знаменами

.

 

Предыдущая запись Ещё в 2010 году мужчина по имени Рэнди Гихарро из Фресно, Калифорния, нашёл в лавке старьёвщика старую ферротипную фотографию, которую приобрёл за два доллара
Следующая запись Зимние каникулы, абонемент на утренний сеанс , сборник мультиков и сказки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *