ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ

ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста

Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста Ренуара. Не преследуя цели фотографической точности, он создает настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни.
Его упрекали в том, что его работы слишком далеки от реальности, но ведь в этом и состоит истинное мастерство художника — увидеть прекрасное в обыденном, передать собственные ощущения, запечатлеть красоту, не заметную окружающим. Как это и произошло с портретами актрисы Жанны Самари.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. А это сама Жанна Самари на фотографии, сделанной в том же году фотографом Феликс Надаром. Узнаёте
Кажется, портрет, созданный Ренуаром, далёк от действительности. Все черты ее внешности переданы верно и в то же время складываются в образ гораздо более женственный и утонченный, чем тот, который мы видим на снимке, сделанным легендарным фотографом XIX века Феликсом Надаром. На фотопортрете Жанны Самари заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, полноватая фигура — словом, ничем не примечательная женщина.
Жанна Самари родилась в 1857 году в артистической семье. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром. В 1875 году, в 18 лет, девушка дебютировала в театре «Комедии Франсез» в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. Ее актерским амплуа были субретки — традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах. Такие образы вполне ее внешнему облику и соответствовали. До замужества она жила недалеко от мастерской Ренуара и часто приходила к нему позировать. Всего Ренуар создал четыре ее портрета.
Ренуар написал три портрета Жанны Самари, в период с 1877 по 1880 гг. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20 лет. Родители Жанны заказали ее портрет. Уже в этой работе Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».
Уже через месяц после окончания работы над ним художник решил написать второй портрет, который стал самым известным. Эта работа принимала участие в выставке и вызвала противоречивые реакции. Одни зрители, знавшие Жанну по её выступлениям в театре, были просто очарованы, другие негодовали. Эмиль Золя писал: «Несомненный успех выставки — белокурая веселая головка мадемуазель Самари». Некоторые критики были возмущены: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».
Был еще третий портрет. Затем, в 1878 году Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье. Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд — настоящая аристократка.
Реальная Жанна Самари была, скорее, «женщиной из народа»: полноватая, с тяжелым подбородком, лишенная изысканной улыбки. Но, как рассказывали ее современники, на сцене она полностью преображалась.
Видимо, и Ренуар видел в ней нечто большее, чем обычную земную женщину, — прекрасный и лёгкий образ, который вдохновляет нас и спустя многие десятилетия. Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем журналист Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно ложкой есть!»
Ренуар был не единственным художником, писавшим портреты Жанны. Есть портрет кисти художницы Луизы Аббема (1879).
Сколько образов в одной женщине, да ещё и прожившей такую короткую жизнь! Жанна Самари ушла из жизни очень рано в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил её самый знаменитый ренуаровский портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась в России, как и портрет 1878 года.

ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста

ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста

ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста

ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста

ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста

ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста

ЖАННА САМАРИ И ЕЕ ПОРТРЕТЫ Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *