НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ

НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую

Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую многомиллионные «подвиги» легли в основу сюжетов весьма занимательных фильмов. С другой стороны, такие преступления, как эпическое и нераскрытое ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне или акробатические выходки французского вора-спайдермена Вьерана Томича добавляют романтического ореола грабителям, по-кошачьи грациозно танцующим между лазерных лучей систем безопасности.
Однако в реальности арт-преступления, как правило, гораздо менее изящны. Часть нелепых арт-ограблений провалилась из-за ошибок со стороны воров, а часть удалась, благодаря головотяпству со стороны музеев.
1. На острове-тюрьме Райкерс близ Нью-Йорка в течение почти сорока лет находился эскиз, созданный Сальвадором Дали. Художник пожертвовал рисунок в 1965 году после того, как назвался больным в день, когда обещал провести урок рисования среди заключённых. Не желая разочаровывать осуждённых до конца, испанский художник набросал тушью изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове и поместил его в красную раму. Он отправил рисунок в учреждение с пожеланием, чтобы тот был размещён в тюремной столовой. Спустя несколько десятилетий, когда произведение получило в кафетерии достаточно пятен от еды, чиновники решили перестраховаться и перенесли его в закрытый вестибюль подальше от своих поднадзорных. Но в 2003 году четыре тюремных надзирателя решили, что смогут продать рисунок больше чем за миллион долларов, и разработали схему кражи.
Стражники рассчитывали устроить фальшивую пожарную тревогу, под шумок украсть работу и заменить её подделкой. Но в плане была одна слабая сторона: никто из них не обладал хотя бы минимальным художественным талантом. И хотя злоумышленникам удалось вывезти рисунок Дали из тюрьмы, их фальшивка вскоре выдала себя.
«Фальшивый Дали, казалось, был намалёван ребёнком, не умеющим рисовать», писала газета New Yor Times. Ещё более показательно то, что подделку прикрепили к корпусу из оргстекла, что «немного уступало оригинальной оправе из красного дерева с позолотой». В конце концов, один охранник оказался в тюрьме, другой на испытательном сроке, третий под сделкой о признании вины, а четвёртый на свободе.
Но вот рисунок Дали найти, к сожалению, не удалось.
2. В апреле 1991 года вооруженные гангстеры присвоили два десятка полотен Винсента Ван Гога из Национального музея художника в Амстердаме. Один из воров прятался в музее после закрытия, а с наступлением темноты впустил своего сообщника.
Злоумышленники заставили охранников (одного из которых позже признали соучастником) отключить систему безопасности, а затем связали их. После этого парочка неторопливо в течение 45 минут! прогулялась по залам, осматривая работы. Выбрав наиболее привлекательные, воры упаковали их в сумки для одежды.
Впрочем, одно из самых впечатляющих ограблений обернулось также одним из самых коротких. Картины Ван Гога, многие из которых относились к позднему периоду творчества художника, были менее чем через час найдены в автомобиле у железнодорожной станции неподалёку. Оказывается, у второй машины, которая должна была подобрать грабителей, была пробита шина. И когда она не приехала на место встречи, напуганные бандиты отказались от «Подсолнухов», «Ирисов» и «Едоков картофеля», написанных голландским мастером, и дали дёру. Произведения искусства, которые они так легко бросили, оценивались примерно в 500 миллионов долларов. За это преступление позже были арестованы четыре человека, включая охранника музея.
3. Это преступление произошло, словно в романе, бурной дождливой ночью 2003 года одной из самых дождливых в истории Манчестера. Из Художественной галереи Уитворта были выкрадены три картины Пикассо, Ван Гога и Гогена. «Ободренный» ненастной погодой неизвестный вор якобы открыл усиленные сталью двери в задней части музея. Он вынес три полотна, даже не запустив систему сигнализации и не появившись на камерах видеонаблюдения.
В 2 часа той же ночи полиция получила анонимное сообщение о том, что эти экспонаты «найдены» в полуразрушенном общественном туалете неподалеку. Когда стражи порядка прибыли на место, они обнаружили не только украденные полотна, вложенные в картонный тубус, но и написанную от руки записку, в которой значилось: «Мы не собирались красть эти картины, просто хотели указать на прискорбную ситуацию с безопасностью». Работы, которые немного пострадали от непогоды, вскоре вернулись в музей.
4. А вот это фиаско вдохновило создателей фильма «Американские животные», вышедшего в 2018 году. В 2004-м четверо студентов из Кентукки, мечтающих о славе, попытались украсть из своей университетской библиотеки редкие книги на миллионы долларов, в том числе первый экземпляр «Происхождения видов» Чарльза Дарвина, а также рисунки и зарисовки натуралиста Джона Джеймса Одюбона. Студенты рассказали, что вначале запоем смотрели фильмы об ограблениях, такие как «11 друзей Оушена», а книги надеялись продать через сомнительных подпольных посредников. Но вместо этого оказались в тюрьме.
Чтобы объяснить, что пошло наперекосяк, стоит рассказать всё сначала. Наспех спланированный заговор студентов включал дневной осмотр Коллекции редких книг в Университете Трансильвания, где они собирались оглушить библиотекаря, а затем отнести добычу к ожидающей снаружи машине. Во время первой неудачной попытки банда прибыла на экскурсию, прикинувшись стариками в плотных костюмах и с накладными усами. Только на месте они выяснили, что в тот день в штате было больше одного служащего, и пересмотрели план.
Вскоре парни вернулись уже без костюмов. Один из студентов ударил библиотекаря, но тот не потерял сознание, как они надеялись, а закричал от боли. Воры также недооценили вес фолиантов и побросали многие, когда покидали библиотеку через один из общественных выходов.
Студенты гуляли на свободе в течение нескольких недель, и даже поехали в Нью-Йорк, в аукционный дом Christies, надеясь получить сертификаты подлинности для своей добычи. Но последним звеном в цепи ошибок, приведших к неизбежному краху команды, стал цифровой прокол. Один из парней записался на приём в Christies, используя тот же электронный адрес, что и для похода на грабительскую экскурсию в библиотеку. Вскоре ко всем четверым пожаловало ФБР. Друзья отказались давать показания друг против друга, и все получили одинаковые семилетние сроки.
5. Если музей сглупил однажды, это позор. А вот если дважды за 30 с чем-то лет тогда грабители испаряются с 50-миллионной картиной Ван Гога. Каирский музей Мухаммеда Махмуда Халила хранит одну из лучших на Ближнем Востоке коллекций европейского искусства XIX XX веков. Однако он может похвастать не только шедеврами импрессионизма, но и дырками в инфраструктуре безопасности.
Натюрморт «Ваза с цветами» (ок. 1887), широко известный как «Маки» впервые выкрали из музея в 1978 году при невыясненных обстоятельствах, но обнаружили в Кувейте несколько лет спустя. К сожалению, опыт «сын ошибок трудных» ничему не научил персонал: маленькая, 30 на 30 см, картина снова была вынесена из музея в 2010 году. Началась комедия ошибок, поскольку власти вскоре после этого ошибочно объявили, что обнаружили работу у пары итальянцев в аэропорту Каира, а позже отозвали заявление.
Что касается воров, то для них это дело оказалось плёвым: во время совершения преступления в музее работали лишь семь камер из сорока трёх. Грабители смогли даже передвинуть диван, когда вырезали работу из рамы. И хотя в тот день во всём музее побывали лишь 10 посетителей, преступники и местонахождение произведения искусства остаются неизвестными по сей день.
6. Иногда ворам, идущим на дело, стоит к своему преступному инструментарию помимо отмычек, пил и перчаток добавить ещё и измерительную рулетку. В 2012 году пара потенциальных вандалов ворвалась в стокгольмский музей, планируя скрыться с тремя картинами, включая сентиментальное полотно «Камера обскура» художника Карла Ларссона, создателя так называемого «шведского стиля живописи». Однако бандиты не учли размеры своего автомобиля. Когда воры не смогли протиснуть в дверцу работу размером более метра в высоту и метр в длину, они были вынуждены её бросить и сбежать. Две меньшие картины были обнаружены в соседнем мусорном контейнере. Удивительно, что грабители приехали на компактном автомобиле американского производства. Лучше бы выбрали внедорожник.
7. В 2012 году румынский вор Раду Догару совершил эффектное преступление в музее Кюнстхал в Роттердаме, менее чем за 90 секунд сорвав со стен работы Пикассо, Моне и Гогена. Предрассветное ограбление было оценено в более чем 200 миллионов евро.
Но на суде, взяв на вооружение, мягко говоря, странную логику, ловкий преступник заявил, что это он жертва мягких мер безопасности музея, и попытался предъявить учреждению иск за то, что оно сделало ограбление таким лёгким. «Я не мог себе представить, что в музее будут выставлены такие ценные работы, но под таким слабым наблюдением», сказал он на слушаниях.
После ареста мать преступника утверждала, что сожгла семь украденных произведений в духовке, но потом отказалась от своих слов. В конечном итоге к уголовной ответственности были привлечены четыре человека во главе с Догару.
8. В стране воров наступает траур каждый раз, когда грабителя останавливают студенты колледжа, празднующие финал чемпионата Национальной футбольной лиги США. В феврале 2017 года сразу после полуночи трое студентов Бостонского университета возвращались в кампус, отметив победу любимой команды. Они заметили подозрительного мужчину, выходившего из разбитой стеклянной двери Galerie dOrsay, с предметами, которые впоследствии оказались украденными произведениями искусства. Несмотря на предшествующую вечеринку, молодые люди почувствовали неладное и гнались по улице за 29-летним преступником, пока не прибыла полиция. Вор, который был арестован за взлом и незаконное проникновение, обладал неплохим вкусом. Он выбрал офорты Жоана Миро и две работы Марка Шагала, но в конечном итоге пропустил нескольких «тяжеловесов» вроде Пикассо и Рембрандта, которые также были представлены в галерее.

НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую

НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую

НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую

НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую

НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую

НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую

НЕЛЕПЫЕ АРТ-ОГРАБЛЕНИЯ Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *