ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В КАРТИНАХ ВАСИЛИЯ СУРИКОВА

ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В КАРТИНАХ ВАСИЛИЯ СУРИКОВА Василий Суриков непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая

Василий Суриков непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая позволяет зрителю окунуться в происходящее на картине. Разбираемся вместе с Анной Поповой, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинах.
Петр I
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Первым таким опытом стало создание серии рисунков для Политехнической выставки, приуроченной к 100-летию императора. Один из них посвящен событиям русско-шведской войны, а именно взятию Шлиссельбургской крепости, или Нотебурга, Орехового города, как называли ее шведы.
В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Тогда Петр I разработал план: он отправился в Архангельск как все должны были думать, чтобы отразить возможную атаку неприятеля. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Корабли, боеприпасы, вооружение на протяжении почти двух недель этот груз тянули около 5 тысяч человек. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», так говорили о Петре I.
Суриков создал не парадный портрет, а скорее документальную иллюстрацию, на которой царь трудится наравне со своими подданными. Чтобы подчеркнуть величие императора, художник изобразил огромный камень на дальнем плане: он похож на кусок скалы, на которой стоит Медный всадник в Петербурге.
Стрельцы
Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Бунтовщики направились к Москве, однако до города так и не дошли: их разбили в 40 верстах у Ново-Иерусалимского монастыря. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Дознание шло девять лет. Даже те полки, которые не участвовали в перевороте, были расформированы, стрельцов перевели в посадские. Они должны были поселиться в других городах, платить подати и выполнять различные повинности.
На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов ужас, отчаяние, гнев, смирение. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Напротив толпы бунтовщиков разгневанный Петр I. Вся картина построена на противопоставлениях: старая, уходящая в прошлое Русь и новый мир, который строил царь. Кафтаны стрельцов и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Даже пестрые купола храма Василия Блаженного контрастируют с лаконичными белокаменными башнями Кремля. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.
Ксения Годунова
Трагическая история Ксении Годуновой словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Свадьба с эрцгерцогом Максимилианом III Австрийским также сорвалась из-за того, что он не захотел принять православие. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Едва не был заключен брак с Иоганном Шлезвиг-Гольштейнским: он согласился на все условия, понравился как невесте и Борису Годунову. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Из-за смут сорвались еще два брака с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV.
После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Но Смута добралась и туда. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения.
Василий Суриков изобразил Ксению Годунову у портрета жениха: она печально склонилась над изображением, а стоящие рядом придворные стараются разглядеть, каков же был заморский принц. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
Князь Александр Меншиков
Нередко образы будущих картин Сурикову навевали случайные мизансцены. Так было и с картиной «Меншиков в Березове». «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу все пришло всю композицию целиком увидел» так запомнил и записал рассказ Сурикова поэт и художник Максимилиан Волошин.
Фаворит Петра I Александр Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга, был героем Полтавского сражения и единственным российским дворянином, получившим герцогский титул. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку.
«Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Кажется, встань Меншиков с кресла и ему не поместиться в этом новом жилье: слишком он велик. Рядом с ним дети: старшая Мария, тоскующая по своему жениху Петру II, сын Александр, задумчиво разглядывающий подсвечник, и младшая Александра, читающая Евангелие. Ни князь, ни Мария так и не вернутся в Петербург: отец умрет от апоплексического удара через два года после высылки, другая спустя еще год от оспы.
Боярыня Морозова
Масштабное полотно создано на сюжет из трагического периода российской истории церковного раскола XVII столетия. Некоторые критики называли его слишком «шумным» и сравнивали с варварски пестрым персидским ковром. Однако большинство с восторгом приняло эту композиционно сложную, насыщенную картину. Художник Александр Бенуа отмечал, что работа Сурикова подобна «музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь».
Главная героиня полотна боярыня Федосия Морозова. Она не поддержала реформ патриарха Никона, общалась с его оппонентом протопопом Аввакумом, осталась в старообрядческой вере. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Царь Алексей Михайлович знал о ее взглядах и пытался переубедить боярыню, однако та оставалась крепка в своей вере. Последней каплей в противостоянии стал отказ Морозовой присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной. Вскоре ее арестовали и отправили вместе с сестрой сначала в Чудов, а затем Псково-Печерский монастырь. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.
До Сурикова к этому сюжету обращался Александр Литовченко, но именно полотно 1887 года стало самым известным и масштабным. Художник изобразил момент, когда Морозову привозят в Чудов монастырь. Сидя в розвальнях, она вздымает вверх руку в двоеперстии. Неотрывно смотрят на нее толпящиеся вокруг люди. Закутанная в черную шубу бледнолицая фигура в центре картины обладает почти гипнотическим воздействием.
Ермак
«Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака», писал Василий Суриков в одном из писем. Его интерес к этой теме был не случаен. Уроженец Красноярска, он происходил из семьи казаков, чьи предки пришли в Сибирь с Ермаком. В 1891 году художник отправился в поездку, во время которой изучал быт и привычки местных народов. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Ермак с 1579 года служил купцам Строгановым, охраняя их владения от сибирских татар, а затем возглавил поход через Уральские горы. Несмотря на то что силы Кучума значительно превосходили его собственные, Ермак разбил ханское войско и занял столицу ханства Кашлык. Отправив посла к Ивану Грозному с просьбой принять Сибирь под его правление, атаман был щедро награжден.
Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Исход битвы предрешен.
«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.
Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. «Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», писал Суриков. Композиционно картина построена таким образом, что зритель словно наблюдает битву глазами казаков. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей.

ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В КАРТИНАХ ВАСИЛИЯ СУРИКОВА Василий Суриков непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая

ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В КАРТИНАХ ВАСИЛИЯ СУРИКОВА Василий Суриков непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая

 

ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В КАРТИНАХ ВАСИЛИЯ СУРИКОВА Василий Суриков непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая

ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В КАРТИНАХ ВАСИЛИЯ СУРИКОВА Василий Суриков непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая

ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В КАРТИНАХ ВАСИЛИЯ СУРИКОВА Василий Суриков непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая

ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В КАРТИНАХ ВАСИЛИЯ СУРИКОВА Василий Суриков непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая

.

 

Предыдущая запись КАК «ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ» В «ЧАРОДЕЕВ» ПРЕВРАТИЛСЯ
Следующая запись Абиссинская кошка

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *