ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ

ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ Затопление кораблей, как стратегический маневр, известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью

Затопление кораблей, как стратегический маневр, известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью перекрыть фьорд от атаки с моря. Суда были обнаружены в 1962 году и ныне хранятся в музее — искусственное затопление подтверждается их идеальным состоянием и необычным расположением на дне.
Стратегическое затопление кораблей произошло в Севастополе в 1855 году, в самый разгар Крымской войны. Россия стремилась усилить свое влияние на Балканах и получить контроль над Босфором и Дарданеллами, Великобритания ослабить Россию и поделить сферы влияния за счет союза с Османской империей. В итоге к 1854 году превосходящий флот союзников блокировал русские корабли в Севастопольской бухте, что позволило Коалиции контролировать Черное море и высаживать десанты на берега Крыма. Важнейшим стратегическим пунктом был, конечно, Севастополь, и в сентябре 1854 года начался его последовательный штурм.
Командующий обороной Севастополя адмирал Павел Нахимов прекрасно понимал, что если вражеские корабли войдут в бухту, то город будет потерян, и 11 сентября, еще до начала активных боевых действий, поперек фарватера затопили семь парусных судов 18301840 годов постройки, чтобы создать подводную цепь между Александровской и Константиновской батареями. Интересно, что среди них был знаменитый фрегат «Флора», годом ранее удивительным образом вышедший победителем из неравного боя с тремя турецкими пароходофрегатами при том, что командир, молодой капитан Скоробогатов, на тот момент не имел боевого опыта, а пароходы в три раза превосходили «Флору» по совокупной мощности орудий, были маневреннее и управлялись более опытными командирами.
Большинство затопленных судов были стандартными 84-пушечными линейными кораблями, построенными в Николаеве с 1833 по 1840 год; первый из серии корабль «Силистрия» был также затоплен на Севастопольском рейде.
Преграда на протяжении следующих месяцев несколько раз разрушалась из-за штормов и естественного гниения ее «ремонтировали» затоплением новых кораблей. В декабре к первой семерке прибавились корабль «Гавриил» и корвет «Пилад», а в феврале 1855 года появилась вторая линия еще шесть кораблей. Всего к концу обороны на рейде было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных кораблей! Затапливались корабли разными способами подрывом, обстрелом с берега и т. д. Интересно, что после войны, в 18571859 годах, порядка 20 кораблей (в частности, несколько пароходов) были подняты со дна, отремонтированы и вступили в строй.
Севастопольский рейд это крупнейшее стратегическое затопление судов, причем успешное: барьер из мачт действительно не позволил неприятелю войти в бухту и начать массированный обстрел города, что спасло Севастополь от захвата. Событию посвящен самый известный монумент города поставленный в 1905 году Памятник затопленным кораблям.
В 18611862 годах более 40 судов были затоплены в гавани города Чарльстон (Южная Каролина, США) по приказу адмирала Чальза Дэвиса. В основном это были старые рыболовные суда, купленные по дешевке именно для этой цели и нагруженные песком и камнями, за что и получили прозвище «Каменный флот». Целью затопления была остановка блокадопрорывателей, поставлявших боеприпасы для Конфедерации.
Затопление «Каменного флота» в гавани Чарльстона попало на первые полосы местных и федеральных газет.
В ноябре 1914 года в Портленде (Великобритания) был затоплен эскадренный броненосец HMS Hood в целях перекрытия прохода к базе ВМФ для немецких подлодок.
В апреле 1918 года блокшивы даже приняли участие в атаке: три старых британских бронепалубных крейсера были нагружены бетоном и затоплены у входа в судоходный канал бельгийского порта Зебрюгге, использовавшегося немцами в качестве подлодочной базы. Два их них под огнем противника успешно дошли до узкого места и затонули, перекрыв подлодкам выход из порта. Лишь через три дня немцы разрушили западный берег канала, проложив для запертых лодок новый путь на свободу.
Во время же Первой мировой на Оркнейских островах имело место и стратегическое затопление именно в целях остановки вражеского флота. Узкие проходы между островами нужно было перегородить, чтобы максимально усложнить маневрирование вражеских подлодок: у британцев были карты измененного фарватера, а у немцев нет. Суммарно за время Первой мировой в узких проходах было затоплено порядка 50 устаревших судов-блокшивов, по сути сделавших архипелаг лабиринтом.
Еще один инцидент с затоплением кораблей произошел в Скапа-Флоу, правда, в мирное время. После перемирия, завершившего Первую мировую войну, немецкий Флот открытого моря был отконвоирован на Оркнейские острова, где и ожидал своей судьбы скорее всего, передачи союзникам. На кораблях оставались немецкие матросы и командиры, хотя все оружие было конфисковано, орудия демонтированы, средства связи ликвидированы.
Но 21 июня 1919 года корабли внезапно (!) синхронно начали тонуть. Дело в том, что командующий флотом Людвиг фон Ройтер, несмотря на проигранную войну, оставался патриотом Германии и не мог допустить, чтобы его корабли достались Антанте. С трудом наладив связь между кораблями, немцы договорились о том, что они единовременно спустят на воду шлюпки, поднимут на кораблях немецкие флаги и откроют кингстоны что и произошло. Схватившиеся за голову англичане ничего не успели сделать — фон Ройтер затопил 52 корабля: линкоры, крейсеры, эскадренные миноносцы. Британцы успели выволочь на мель 22 судна. По возвращении в Германию из плена фон Ройтер стал национальным героем.
Интересно, что многие представители союзников восприняли поступок адмирала, как благо он снял все споры относительно дележки немецкого флота между странами Антанты.
С самого начала Второй мировой войны было понятно, что база британского ВМФ, как и на четверть века раньше, станет одной из основных мишеней немецких подлодок старые заграждения «обновили», затопив еще несколько блокшивов. Но 14 октября 1939 года британский линкор HMS Royal Oa был потоплен немецкой подлодкой U-47 прямо на рейде Скапа-Флоу погибло 833 моряка, а подлодка, проникшая в самое сердце британского флота, ушла безнаказанной. Этот инцидент вынудил Черчилля отдать приказ о срочном строительстве между островами бетонных дамб (получивших название «барьеры Черчилля»), стационарно ограничивающих судоходство между островами. Впрочем, они были окончены только к 1944 году, когда стратегическое их значение сильно упало.
А затопленные блокшивы и по сей день являются туристическими и дайвинговыми достопримечательностями островов.
В апреле 1941 года Марио Бонетти, командир итальянской флотилии, базирующейся в Массауа (Эритрея) в Красном море, понимая, что в скором времени флот союзников нападет, а у него нет достаточных сил для обороны, решил максимально обесценить захват порта. Он приказал разрушить большую часть строений, а в фарватере затопил 18 крупных транспортов как итальянских, так и немецких.
Ввиду того, что затонувшие корабли являются привлекательными объектами для дайверов, в разных странах списанные суда иногда затапливают намеренно в качестве «парков развлечений». Наиболее известный прецедент это затопление бывшего американского корабля слежения General Hoyt S. Vandenberg, спущенного на воду в 1943 году. В разных качествах, в том числе в роли кинематографического судна, он служил вплоть до 2008 года, а в 2009-м был затоплен у города Ки-Уэст (Флорида) в качестве развлекательного объекта для дайверов. Предварительно с него было снято все, что могло повредить туристам от дверей, могущих стать ловушками, до проводки, а затем он был подорван равномерно распределенными зарядами, что позволило опустить его на дно в горизонтальном положении.

ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ Затопление кораблей, как стратегический маневр, известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью

ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ Затопление кораблей, как стратегический маневр, известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью

 

ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ Затопление кораблей, как стратегический маневр, известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью

ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ Затопление кораблей, как стратегический маневр, известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью

ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ Затопление кораблей, как стратегический маневр, известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью

.

 

Предыдущая запись Когда смотришь в зеркало утром понедельника :)
Следующая запись По следам мифических чудовищ. Обезьяночеловек с Суматры

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *