В ПОИСКАХ «СРЕДСТВА МАКРОПУЛОСА»

В ПОИСКАХ «СРЕДСТВА МАКРОПУЛОСА» Когда Карел Чапек писал «Средство Макропулоса», он, видимо, был убежден, что создал нетленку идея бессмертия была и остается идеей-фикс человечества. С

Когда Карел Чапек писал «Средство Макропулоса», он, видимо, был убежден, что создал нетленку идея бессмертия была и остается идеей-фикс человечества.
С древнейших времен и до нынешнего открытия генома человека лучшие умы бились над проблемой вечной молодости, понукаемые царями, императорами и прочими влиятельными персонами, которым было так хорошо на этом свете, что они совсем не спешили перейти на тот, якобы, лучший. Поиски священного Грааля, философского камня, гена старения не прекращаются и теперь. Только сейчас все это приобретает куда более солидные, наукообразные формы. А сколько классических литературных героев появились в результате этой гонки со смертью Агасфер, Дориан Грей, Фауст.
Самое забавное, что великие алхимики, первые системные врачеватели, знахари не просто создавали эликсиры вечной молодости, но и щедро делились их составами с остальным человечеством. Никаких патентов, ни каких государственных тайн, никаких надежд на сохранение монополии, позволяющей сделать миллионные и даже миллиардные состояния. Не то, что нынешние фармацевты.
Вот английский средневековый алхимик Джордж Рипли подробно изложил не только состав, но саму технологию получения его фирменного эликсира в «Книге двенадцати врат». Только одно описание сложнейшего смешивания, последующей возгонки, процеживания, последовательного нагревания занимает несколько страниц. Может все это выглядело настолько сложно, что никто так и не решился попробовать. А, может с сырьем возникли проблемы. Но раз нет сведений о торжестве эксперимента, значит, фокус никому не удался.
Аналогично поступил и французский алхимик Николас Фламель, который кудействовал на пару с собственной просвещенной женой. Известно, что он, будучи писцом и книготорговцем, приобрел таинственный папирус, озаглавленный «Книга иудея Авраама», содержавший якобы некие тайные знания, и увлекся созданием эликсира бессмертия. Он также опубликовал свои изыскания, содержащие подробные описания процессов смешивания земли, красной меди, мышьяка, коры дуба и даже сажи. В деле бессмертия всё шло в дело, нагревалось до состояния «зеленого льва», затем «красного льва», разбавлялось.
Надо сказать, что легенда о гениальном изобретении Николаса Фламеля подогревалось его долголетием. Он умер, когда ему было хорошо за восемьдесят. Более того, еще долго ходили провокационные слухи, что он имитировал собственные похороны и скрылся. И что его, дескать, видели даже в парижской опере в восемнадцатом веке. Однако ни разу никто не слышал, чтобы таинственный рецепт сработал. Может, он утаил какой-то технологический нюанс. В деле бессмертия мелочей не бывает.
Надо сказать, что в раннем средневековье было немало откровенных экстремалов в поисках молодости и бессмертия. Так, графиня Эржбет Батори принимала ванны из крови молодых девственниц. А маршал Жиль де Ре, соратник Жанны дАрк, вешал молодых людей, будучи уверенным, что сперма повешенных превратит мандрагору в волшебное снадобье.
Затем Европу охватила буквально эпидемия териака — лекарственного средства, авторство которого приписывали еще и Митридату Евпатору. Тот, как известно, боялся отравления и годами создавал универсальный антидот. Затем рецепт попал в жадные руки победителей римлян и личный врач Нерона его усовершенствовал, добавив мясо гадюки и даже бобровую струю. Постепенно это средство стало рассматриваться не только как антидот, но и как универсальное лекарство от всех болезней, а значит, и продления жизни.
В конце семнадцатого века французский врач Моисей Шара впервые опубликовал состав снадобья. Но изготавливали териаки публично в присутствии наблюдателей, следивших за тем, чтобы все прописанные элементы были использованы. Потом снадобье еще полгода настаивалось, а потому стоило безумно дорого. Но даже богатые не обрели благодаря ему вечной жизни.
Кстати, териаки в семнадцатом веке входили в царскую аптеку — в России в их состав добавили еще и корень валерианы. Последние упоминания о териаках встречаются в Европе в позапрошлом веке.
Пришло время иной фармакологии.
Большевики, придя к власти, очень заинтересовались проблемой вечной молодости. Более того, один из видных большевиков Александр Богданов, в свое время нещадно критикуемый Лениным, возглавил Институт переливания крови. И решил продлевать жизнь стареющим коллегам по подполью путем переливания крови молодых. Но, видимо, вождь критиковал его не зря. Этот фокус не удался.
А вот физиолог и врач Сергей Воронов, фактически прототип булгаковского профессора Преображенского, предложил метод чисто хирургический. Он ставил опыты омоложения путем пересадки половых желез обезьян. Надо сказать, что Воронов, бывший Сергеем, Самуилом и Сержем в зависимости от обстоятельств, с восемнадцати лет жил во Франции и там сформировался, как хирург. Толчком к его исследованиям послужила поездка в Египет, где он изучал последствия кастрации евнухов. Правда, во Франции у Воронова был «теоретический» предшественник — профессор Шарль Эдуард Броун-Секар. Он разработал технологию инъекций, созданных на основе вытяжки из половых желез животных. Его доклад во французских научных кругах был воспринят как сенсация. Коллеги аплодировали ему стоя, выслушав сообщение, что инъекции позволили повысить мозговую активность, способствовали обмену веществ.
Воронов также начинает эксперименты на животных, пересаживая яички более молодых особей старшим. Затем пришла очередь омолаживать человечество. Воронов пересаживает буквально микронные части половых желез, их тончайшие срезы в мошонки пациентам. Срезы приживаются и дают, как утверждалось, сенсационный эффект. Возрастает половая активность, отмечается скачок работоспособности, даже зрение резко улучшается. К тридцатым годам только во Франции прошли через операционный стол Воронова более пятисот пациентов. Еще больше в его клиниках в Швейцарии и в Алжире. Воронов разбогател, стал настоящей светской звездой. Он заводит даже собственный обезьяний питомник, чтобы иметь под рукой весь необходимый биологический материал.
Но вскоре коллеги подвергли его деяния обструкции. Утверждалось, что весь эффект от операций сродни плацебо. Пациенты просто сами себе внушают положительный эффект. В сороковых годах открытие гормона тестостерона вроде бы породило у Воронова надежду на то, что его исследования будут вновь оценены. Но только в девяностые годы старейший медицинский журнал «Ланцет» принес уже духу Воронова извинения за многие несправедливые обвинения.
Как часто бывало у алхимиков, он не создал универсального средства омоложения, но его идеи легли в основу многих нынешних исследований.
Другой сторонник научного омоложения, Александр Богомолец, в некотором смысле повторил судьбу Воронова, путь от шумного успеха до насмешек и забвения. Между тем, спустя годы Богомольца и воспринимали, как некоего анекдотичного авантюриста, который обещал в своей работе «Продление жизни», вышедшей в Киеве в 1938 году, возможность продлить жизнь лет до ста-ста пятидесяти. Помнят и фразу Сталина, узнавшего, что сам физиолог и геронтолог умер от разрыва плевры: «Вот же жулик, всех обманул!».
Между тем, Богомолец был серьезным исследователем. Именно он после смерти Богданова возглавил московский Институт переливания крови и в некотором смысле продолжил его опыты в части омоложения организма. Кстати, именно Богомолец разработал методы консервации крови, которые используются до сих пор. Он же выделил особые свойства для переливания первой группы.
Богомолец, основавший в Киеве Институт физиологии, занимался проблемами клетки, развития злокачественных опухолей, заложил основы советской геронтологии и эндокринологии. Однако фраза разочарованного Сталина, которому сограждане в письмах желали жить вечно, на долгие годы поставила его имя под запрет.
Сейчас панацеей считается пересадка стволовых клеток. Кстати, термин этот был впервые предложен нашими соотечественником Александром Максимовым в 1909 году. В общем виде стволовые клетки это недифференциированные (незрелые) клетки, способные превращаться в клетки разных органов и тканей. Стволовые клетки возобновляются и с их помощью может осуществляться омоложение и восстановление тканей.
Понятно, что с возрастом число стволовых клеток в организме резко уменьшается. И тут вступает в свои права методика их подсадки. Невольно опять-таки вспоминается теория Александра Богомольца о соединительной ткани и ее значении. Он даже в зависимости от типа соединительной ткани разделил пациентов на четыре категории.
К слову, считается, что применение стволовых клеток уже не раз приводило к фатальным результатам для пациентов. Сейчас бытует мнение, что смерти от рака ряда звезд эстрады и театра были вызваны многочисленными инъекциями эмбриональных стволовых клеток. Причем сначала реально начиналось омоложение организма, активизация всех физиологических процессов. А потом вдруг бесконтрольный рост раковых клеток.
Кстати, великий Мечников просто советовал для долголетия потреблять молочнокислые продукты. И дешево, и сердито.

.

Предыдущая запись Проход Меркурия по диску Солнца
Следующая запись Чудские копи

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *