СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах — в качестве командующих, разведчиков и реже — в качестве воинов. Существует довольно длинный список женщин, активно участвовавших в военных действиях, в частности, в период Средних Веков.
А вот сражались ли средневековые воительницы в доспехах, и, если да, то в каких — вопрос интересный.
Участие в военных действиях в критических ситуациях было вполне обычным делом для женщин: они защищали свои города во время неприятельской осады и командовали воинскими отрядами в отсутствии мужей и отцов. В период Высокого Средневековья несколько дам из высшего сословия сделали карьеру воинов и военачальников. Этельфледа Мерсийская, вдовствующая дочь Альфреда Великого, вместе со своим братом Эдвардом участвовала в кампании по вытеснению скандинавов из Северной Шотландии. Сишельгаита, принцесса Ломбардии, сопровождала своего мужа Роберта в кампаниях, командовала осадой Трани в 1080 году и, облачившись в доспехи и с копьем, участвовала в битве при Дураццо в 1081 году, когда их армия была на грани поражения. Петрония де Гранмесниль, вместе со своим мужем, Робертом де Бомоном, участвовала в восстании короля Генриха Молодого против короля Генриха II.
В период Позднего Средневековья военные действия становятся более организованными и упорядоченными, в них участвуют армии, укомплектованные тренированными воинами и членами рыцарских орденов (откуда и происходят канонические доспехи с бронированными пластинами). В эту эпоху и без того редкие упоминания о воительницах становятся еще более редкими, поскольку жесткий воинский порядок оставлял женщинам меньше возможностей для участия в битвах — как в качестве рядовых воинов, так и военачальников.
Однако, это не означает, что женские имена совсем не встречаются в летописях войн Позднего Средневековья. Особо следует отметить Столетнюю Войну, в которой отличилось немало женщин, таких как Жанна Д’Арк и Жанна Пентьевр, лично участвовавших в битвах (есть достоверные сведения, что последняя сражалась в доспехах). В 1405 году Кристина Пизанская написала книгу Город дам, в которой советовала женщинам изучать воинское искусство на случай необходимости защищать свой дом и свою землю.
Но даже во времена, когда женщины иногда брались за оружие, война считалась чисто мужским занятием, и этот факт оказал существенное влияние — как на боевое одеяние реальных воительниц, так и на их изображения.
Изображения мужских доспехов в иллюстрациях рассказов или фантазий о европейских Средних Веках хотя бы частично опираются на известные факты, даже, если они не очень соответствуют исторической правде — боевые доспехи можно увидеть в любом соответствующем музее. А вот женские доспехи изображаются в гораздо более фантастическом виде. Но эти бронированные нагрудные латы в форме чаш не только добавляют воображаемым воительницам женственности, но и создают реальную угрозу проникновения металлических стыков нагрудников прямо в грудину носительницы таких доспехов.
Проблема в том, что определить, как выглядели женские средневековые доспехи, очень трудно — согласно исследованиям специалистов по оружию из нью-йоркского Музея Метрополитен, не сохранилось ни одного изображения женщины в доспехах, сделанных при её жизни. Это относится и к изображениям Жанны ДАрк, которая, как известно, носила доспехи, сделанные по приказу короля Карла VII специально для нее и в соответствии с ее размерами. Единственное изображение Жанны Д Арк, сделанное при ее жизни, представляет её без доспехов.
В то же время существуют живописные картины и иллюстрации, изображающие мифологических и исторических персонажей женского пола в доспехах. Можно увидеть закованных в доспехи амазонок, богиню Минерву (Афину) и царицу 6 века до н.э. Томирис. Изображение женщины в доспехах часто служило символом мужества в средневековом искусстве. Тем не менее, художники, изображавшие этих воительниц, возможно, никогда не видели собственными глазами женщин в доспехах, скорее всего они сами создавали художественные изображения, основываясь на домыслах и традициях.
Некоторые историки ссылаются на старинные манускрипты, содержащие изображения женщин, состязающихся в жюсте (вид рыцарских конных состязаний), но, поскольку художники не желали вкладывать им в руки копья, они изображали их сражающимися на прялках — приспособлениях, применявшихся для прядения нитей.
Даже анализируя основные словесные описания женщин, облаченных в доспехи, надо учитывать кругозор авторов. Джеймс Майкл Иллстон в своей диссертации Пересмотр концепции «женщина и война» в середине и в конце Средних Веков, защищенной в Университете Кентербери, цитирует труд византийского историка Никиты Хониата, описавшего отряд воительниц (по мнению некоторых историков, речь идет об Элеоноре Аквитанской и ее отряда) во время Второго Крестового Похода:
Среди них было немало женщин, передвигающихся верхом, но не сидя на коне боком, как подобает даме, а расставив ноги, подобно мужчинам. Подобно мужчинам, они были вооружены копьями и другими видами холодного оружия и одеты в мужское платье. Они выглядели как настоящие воины, более мужеподобно, чем амазонки. Одна из воительниц выделялась среди других (подобно Пентесилее среди амазонок) — в обшитом золотом костюме, с бахромой, касавшейся ног.
Иллстон предположил, что это описание не обязательно полностью соответствует действительности, автор мог подчеркивать этим нецивилизованность и дикость племени франков, которые позволяют своим женщинам участвовать в битвах наравне с мужчинами.
Майкл Эванс в своем эссе Оружие и доспехи женщин в Крестовых Походах считал по-другому. Эванс считал, что христианские авторы брезговали упоминать женщин, сражающихся наравне с мужчинами в Крестовых Походах, поскольку это могло принизить величие Крестоносцев. С другой стороны, мусульманские авторы чаще описывали женщин, сражающихся на стороне Крестоносцев, очевидно из тех же самых соображений. Многие с осторожностью относятся к подобным описаниям воительниц.
Средневековые историки отмечали, что воительницы редко облачались в доспехи — это было скорее исключением, чем правилом. Недаром авторы, описывавшие таких воительниц, обращались к прошлому — к амазонкам, изображая своих героинь в виде реинкарнации Пентесилеи. Тем не менее, поскольку рыцарство считалось чисто мужским атрибутом, женщина, надевшая доспехи и взявшая в руки оружие, воспринималась как мужеподобное существо.
Во времена, предшествовавшие изобретению тяжелых доспехов, воительницы носили практически ту же одежду, что и их мужья и братья, и сражались в тех же доспехах и с тем же оружием.
В тех случаях, когда в исторических хрониках упоминаются доспехи воительниц, неизменно описывается железная кольчуга, которая прикрывает руки, торс и бедра.
Англо-норманский историк Джордан Фантосм (умерший ок. 1185г.) упоминал, что во время пленения Петронии де Гранмесниль, сражавшейся против Генриха II, она была облачена в кольчугу и вооружена мечом и щитом.
Эрменгарда, виконтесса Нарбонны, прославилась в 12-м веке тем, что сама командовала своими войсками против Раймона VI Тулузского. Ее современник, Андрэ Капелланус, описал ее в своем трактате «Любовь», вложив в ее уста следующие слова: «Я сама поскачу туда, облачившись в броневой наряд и блестящий шлем, окаймленный раструбом, защищающим шею, с мечом на боку, с копьем в руке, впереди всех. Хотя мои волосы белы, мое сердце — как камень и жаждет боя».
Кстати, это вовсе не факт, что Андрэ Капелланус лично видел виконтессу, облаченную в доспехи, он мог пересказать другие рассказы об Энмергарде (она ведь была любимой героиней трубадуров) или создать образ воительницы на основании своих представлений.
В то же время, исследователь Фредрик Шейетт, в своем труде Эрменгарда из Нарбонны и мир трубадуров аналогично описывает ее в кольчуге и в шлеме.
Персидский историк 12-го века, Имад ад-Дин так описал женщин-крестоносцев, носивших те же доспехи, что и мужчины, которых они сопровождали: «На поле битвы вышло несколько женщин, которые выглядели так же как рыцари, демонстрируя мужество и выносливость, не присущие слабому полу; они были закованы в латы, и, пока они не снимут свои доспехи, нелегко распознать в них женщин».
Мэттью Беннетт, как и другие историки, сомневается в свидетельствах Имада ад-Дина о воительницах, но в своем эссе Вирильные латинцы, изнеженные греки и сильные женщины: половой состав Крестоносцев допускает, что женщины могли носить доспехи и латы для своей защиты, если у них была возможность приобретать это дорогостоящее облачение.
К тому времени, когда Жанна ДАрк стала ангелом-хранителем войска Карла VII во время Столетней Войны, в качестве доспехов уже использовались тяжелые латы. Как уже говорилось, не сохранилось прижизненных изображений Жанны ДАрк в доспехах. Действительно, единственное сохранившееся прижизненное изображение Жанны ДАрк — это рисунок Клемента Фокенберка, который никогда ее не видел, а изобразил ее по описанию других людей: молодая девушка в платье с мечом и знаменем. Все более поздние её изображения в доспехах выполнены в стиле времени написания того портрета.
И, тем не менее, есть достоверное подтверждение того, что Жанна ДАрк носила доспехи. В 1429 году, в городе Тур, с нее сняли мерку для изготовления доспехов из лат, которые бы подошли ей по размеру. Это были относительно недорогие металлические доспехи стоимостью в 100 турских ливров.Эти доспехи назывались белая амуниция, что означает, что на нем не было украшений, даже геральдической лилии.
Анатоль Франс, автор знаменитой биографии Жанны, предположил, что примерка в Туре также производилась для пошива гупелянда, просторного плаща, надеваемого поверх панцыря.
В книге Регины Пернуд и Нару-Вероник Клин Жанна Д Арк: её история говорится о том, что Жанна носила шлем «капелину» — стальную шляпу с широким раструбом, но часто выходила на поле боя с непокрытой головой. Хотя дизайн доспехов Жанны предполагал практичность его использования — удобство в носке и защита тела от ударов (что полезно в горячем бою), надо помнить, что Жанна играла роль символа и стратега, а не пехотинца на поле боя, поэтому ее шлем был немного декоративным, и она могла позволить снимать его во время сражений. Если бы она сражалась как солдат, то ей бы сделали шлем другого фасона.
Исторические данные свидетельствуют о том, что женщины-воительницы носили мужские доспехи или, в крайнем случае, мужеподобные, и тем не менее, феминизация воительниц — это далеко не современное изобретение. Давид Хей в статье Оружие и доспехи отметил, что авторы средневековых рыцарских романов затруднялись сочетать женственность и вооруженных воительниц. В поэме 13-го века Роман молчания (из цикла сказаний о Короле Артуре) героиня, носящая доспехи, описана как мужчина, и только после её гибели, когда с её головы был снят шлем, она превращается в женщину. Популярными были истории о женщинах, переодетых мужчинами-рыцарями, ключевым моментом которых являлось разоблачение псевдо-рыцаря. В рассказе о реальной женщине, Агнес Отот, утверждается, что Агнес заменила больного отца в его дуэли с другим мужчиной. Она надела одежду и доспехи отца и в бою на клинках сумела победить своего противника, после чего обнажила грудь, демонстрируя окружающим, что женщина одолела мужчину.
Хей также утверждал, что в некоторых рыцарских романах была предпринята попытка придать половые признаки самим доспехам. Так, мужские доспехи украшались амулетами, подчеркивающими мужественность, в то время как стиль женских доспехов был более изысканным и открытым. Он подчеркивает, что этот приём не отражал реальных особенностей женских доспехов, а просто являлся художественным методом, позволяющим изобразить женщину в подобном обличье так, чтобы это было более социально приемлемым.
Надо отметить также, что на исторические и художественные изображение средневековых воительниц безусловно повлияли образы античных амазонок. Эллисон Уэйр в книге Элеанора Аквитанская: Жизнь отмечает, что французский поэт 12-го века Бенуа де Сент-Мор в своем Романе о Трое, описывая Элеонору, уезжающую в Крестовый Поход, сравнил ее со скачущей на коне Пентесилеей, украшенной сотней маленьких звонких бубенчиков, одетую в кольчугу белее снега, со свободно распущенными волосами. (Опять же, стоит отметить, что, если Элеонора и носила доспехи, отправляясь с крестоносцами, как это описано многими авторами, это было всего лишь церемониальным жестом).
Помимо украшения доспехов и придания им женственных форм, существовали и другие способы представить воительниц более женственными. Эванс упоминает историю Маргарет из Беверли, которая на самом деле участвовала в обороне Иерусалима от Саладина во время Третьего Крестового Похода. Её брат написал, что она надела на голову кухонную кастрюлю, когда подносила воду защитникам крепости. Хотя её поведение считалось мужским, Эванс отмечает, что это весьма правдоподобно — использовать сподручные средства для самообороны, ведь каждый может приспособить кастрюлю или другую кухонную утварь в качестве оружия или доспехов. Но при этом она предполагает, что шлем Марагрет был преднамеренно сфантазирован, чтобы подчеркнуть её женственность или абсурдность участия в войне женщины, использующей кухонную утварь для самозащиты.
Если рассматривать реальную историю Средних веков, то очевидно, что женщины очень редко носили доспехи, тем более, тяжелые латы. Но, если кто-то хочет выдумать историю, относящуюся к Средним Векам, когда ношение доспехов женщинами не было обычным делом, они стараются придать женские доспехам черты, отличающие их от мужских. Рецензируя серию рисунков Женщины-бойцы в подобающих им доспехах в социальной сети Tumblr художник Райан с ресурса MadArtLab заметил, что одним из способов сделать доспехи женственными — прорабатывать детали. Так же как амулеты на мужских средневековых доспехах подчеркивали их маскулинность, конструкция костюма, подбор цветов и материалов может создавать ассоциации с маскулинностью или с женственностью.
Известно, что одним из популярных фасонов средневековых рыцарских доспехов являлась конусообразная или шарообразная выпуклость на груди, существенно усиливающая прочность металлического доспеха и способствующая соскальзыванию меча или копья противника вбок. Неожиданным образом эта конструкция — именно то, что необходимо для эффективной защиты груди воительницы. Не исключено, что до этого додумались и в Средние Века, и воительницы сражались именно в таких доспехах. Это косвенно подтверждается и одночашечной формой доспехов на некоторых скульптурах Жанны ДАрк.
С другой стороны, люди, знакомые со спортивными единоборствами, могут возразить, что боксерши, кикбоксерши и единоборки в стиле ММА носят протекторы груди как раз в форме бронированного лифчика с жесткими пластиковыми вставками. Учитывая, что эти единоборки нередко получают прямые удары руками и ногами в грудь, можно предположить, что при правильно подобранных чашечках доспехи в двухчашечной форме не так уж и плохи.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ И ИХ ДОСПЕХИ На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *