ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

Знак отличия — Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской войны (завершившейся объединением Германии под гегемонией Пруссии и возникновением Германской империи), в память о славных подвигах и боевых традициях предков. Как и свой предшественник, Крест учреждался только на период предстоявшей кампании.
По указу короля, который, кстати, сам был удостоен Железного креста 2-й степени ещё за кампанию 1813 года, восстанавливался и прежний статут награды с сохранением неизменными трёх её степеней (2-ой, 1-ой и Большого креста), двух разновидностей низших из них (за боевые и небоевые заслуги), а также порядка награждения и ношения ордена. Однако следует заметить, что выдача кавалерам крестов началась только через два года(!) после окончания боевых действий. Поэтому все наградные документы периода Франко-прусской войны датируются 19 января 1873 года.
По форме и размерам Железные кресты 1870 года повторяли своих предшественников — шинкелевские кресты образца 1813 года, но их внешний вид претерпел некоторые изменения. На лицевой стороне знаков всех трёх степеней появились рельефные изображения прусской королевской короны (на верхнем конце креста), вензеля Вильгельма I — большой буквы «W» (в центре) и цифр «1870» (на нижнем конце креста). Прежняя (с 1838 года) лицевая сторона знаков 2-й степени и Большого креста с изображёнными на ней короной, вензелем «FW», дубовой ветвью и цифрами «1813» вновь стала оборотной.
У знака креста 1-ой степени изменился не только рисунок лицевой стороны, но и способ крепления. Он теперь не нашивался, а пристёгивался к мундиру: восемь петелек на гладкой оборотной стороне креста заменила широкая серебряная булавка с крючком. Впрочем, иногда встречаются знаки образца 1870 года (частного изготовления) в прежнем нашивном варианте.
Размеры Железных крестов обоих классов 1870 года в основном аналогичны размерам крестов соответствующих классов 1813 года, а размер Большого креста около 60 мм. В целом технология производства Железных крестов времён Франко-прусской войны осталась неизменной, однако качество их изготовления, по сравнению с орденскими знаками предыдущей эпохи, значительно улучшилось. Для них характерны чёткий рисунок литой железной сердцевины креста и тончайшая пайка, соединяющая серебряные рамки. Встречающиеся кресты первого класса выпуклой формы являются дубликатами, которые заказывались награжденными частным образом. Железные кресты 2-го 1870 года не имеют клейм производителей и выпускались ювелирными фирмами Годет и Вагнер. Крашеная серцевина свидетельствует о позднем выпуске награды.
Официально выпуск крестов образца 1870 года продолжался вплоть до 1918 года (последнее официальное награждение Железным крестом 2-го класса датировано периодом между 30 июня 1917 года и 16 июля 1918 года), а малыми сериями и позже — в Веймарской республике и III Рейхе. Поэтому по внешнему виду, качеству и технологии изготовления знаки различных выпусков несколько отличаются друг от друга.
В конце 1870-х годов большое распространение получили уменьшенные копии крестов для повседневного ношения в 3/4 или 1/2 натуральной величины (т.н. «Prinzen»). Они заказывались частным образом и обычно представляли собой цельноштампованные серебряные крестики, покрытые чёрной эмалью. Существовали также совсем миниатюрные (до 1/10 натуральной величины) «фрачные» копии ордена. К этому же времени относятся некоторые изменения в порядке ношения Железного креста 2-ой степени: на портретах героев войны за Рейнскую границу его можно увидеть не только в петлице мундира, но также на левой стороне груди, на специальной колодке, как отдельно, так и вместе с другими наградами. Однако сам крест носился редко, в основном в торжественных случаях. Обычно вместо него использовалась лишь орденская лента, продетая в петлицу. Для лиц непосредственно принимавшие участия в боевых действиях была установлена черная лента с узкой белой полосой и черным кантом по краям, для некомбатантов — белая лента с узкой черной полосой и белым кантом по краям.
В 1895 году, в честь 25-летнего юбилея победы над Францией новый кайзер Вильгельм II наградил еще здравствующих кавалеров Железного креста 1870-1871 годов особым памятным знаком в виде трёх дубовых листьев с выбитыми на нём цифрами «25». Королевский указ от 18-го августа 1895 года гласил, что Эмблему Дубовых листьев в белом металле, должны носить все обладатели Железного креста 2-го класса на праздновании Серебряного Юбилея победы во Франко-прусской войне 1870-71 годов и участвующие в великом параде проводимом в Берлине 26-ого августа 1895 года. Знак изготавливался из нойзильбера (мельхиора), имел размеры 26х18 мм и крепился к соединительному кольцу между крестом 2-й степени и орденской лентой, либо непосредственно к орденской ленте (колодке). Официальное уведомление, изданное riegsministerium в Armee-Verordnungs-Blatt — 29 Jahrgang — Номере 23 — Датированный 29-ого августа 1895 и подписанное Bronsart von Schellendorff, 435/8.95 .M. (Джехеимес Штатзархив Пройсзишер Културбезиц Документ Касательно: 3923/95), указывало всем наделенным правом, носить 25-летнюю Юбилейную шпангу на Железном кресте «поместив ее столь же низко в ленту и так близко к Железному Кресту насколько возможно». Однако вопреки этому уведомлению достаточно часто можно встретить пристежку, помещенную высоко на ленту.
Существовал также вариант «дубовых листьев» для ношения в петлице мундира.
Всего за период Франко-прусской войне Железным крестом было отмечено свыше 47 500 человек, из них:
— Железным крестом 2-ой степени — 43 242 чел. (по другим данным — от 42 000 до 43 000 чел.);
— Железным крестом 2-ой степени за небоевые заслуги — около 3 000 чел.;
— Железным крестом 1-ой степени — 1 319 чел. (по другим данным — 1 295, 1 360 или 1 500 чел.);
— Железным крестом 1-ой степени за небоевые заслуги — по меньшей мере 1 чел.;
— Большим крестом Железного креста — 9 чел.
Первым кавалером ордена в эту кампанию стал командующий 1-й армией генерал от инфантерии Карл Фридрих фон Штейнмец, одержавший победу в сражении при Шпирхене 6 августа 1870 года. Любопытно, что он удостоился сразу 1-й степени ордена, так как 2-ю заслужил ещё во время Освободительной войны 1813 года.
Следует отметить, что в ходе франко-прусской войны Железными крестами было отмечено достаточно много представителей союзных контингентов (Саксонии, Баварии, Мекленбурга, Гессена и др.), действовавших совместно с прусской армией, хотя формально статутом ордена возможность награждения иностранцев не предусматривалась. Более того, в списках кавалеров креста 2-ой степени за небоевые заслуги есть имена пяти английских военных врачей, работавших 1870-1871 годах в прусских полевых госпиталях.
Большого креста Железного креста в 1871 году удостоилось девять человек:
1. Начальник генерального штаба генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке (22.03.1871 г.);
2. Главнокомандующий Северной армией генерал от инфантерии Август Карл фон Гёбен (22.03.1871 г.);
3. Главнокомандующий 2-й армией генерал-фельдмаршал принц Фридрих-Карл Николай Прусский (22.03.1871г.);
4. Главнокомандующий 4-й армией генерал-фельдмаршал кронпринц Альберт Фридрих Август Антон Саксонский — будущий король Саксонии (22.03.1871 г.);
5. Командующий XIV армейским корпусом генерал от инфантерии Август фон Вердер (22.03.1871 г.);
6. Главнокомандующий Южной армией генерал-фельдмаршал Эдвин Карл Рохус фон фон Мантёйфель (22.03.1871 г.);
7. Главнокомандующий 3-й армией генерал-фельдмаршал кронпринц Фридрих-Вильгельм Николай Карл Прусский — будущий император Фридрих III (22.03.1871 г.);
8. Германский кайзер и генерал-фельдмаршал Вильгельм I, по просьбе своих генералов возложивший Большой крест на себя как главнокомандующий по возвращению немецких войск в Берлин (16.06.1871г.);
9. Командующий обсервационной армией генерал-полковник великий герцог Фридрих-Франц II Мекленбург-Шверинсий (04.12.1871 г.).

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ 1870-го года (Das eiserne reuz) Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *