«ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV». ФРАНЦУА БУШЕ

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его личность гораздо более многогранна, а творчество значительно богаче, сложнее и, главное, разнообразнее, чем это следовало из некоторых, весьма опрометчивых, суждений.
В годы триумфа Француа Буше (1703-1770), те же критики оперировали совсем другими эпитетами, вознося художника на вершину славы. «Живописец грации», «Зеркало правления Людовика XV», «Певец красоты и полноты жизни»…
Буше рано почувствовал вкус славы, но заплатил за это в зрелые годы тотальным разочарованием в жизни вообще, и в собственном таланте в частности причем не без участия мнимых доброжелателей.
Обнаженная женская натура действительно являлась одной из любимейших тем мастера, однако вряд ли это дает основание обвинять его в распутстве и прочих многочисленных грехах. Ведь Буше считался мастером пасторалей модного в то время жанра, представляющего и пастухов и пастушек на фоне деревенских пейзажей. Буше также писал пейзажи и портреты, мифологические картины и жанровые сцены, создавал эскизы кружев и гобеленов, парковых скульптур и бисквитных статуэток, интерьеров дворцов и театральных декораций…
И после всего этого обвинять мастера в приверженности одной лишь эротической теме! Необычайное богатство и разнообразие художественных предпочтений проявляется уже на начальном этапе его карьеры. Немалую роль сыграл в этом опыт, приобретенный художником в период Формирования его личности и стиля.
Сведений об обучении мастера практически не осталось. Поэтому исследователям не оставалось ничего, кроме как единогласно признать следующее: профессиональное становление Буше произошло в период между 1720 годом, когда он поступил в мастерскую Лемуана, и 1731 годом, когда он вернулся из Италии.
Основам мастерства будущего художника обучает его отец, а школа Франсуа Лемуана закрепляет и дополняет теоретические знания, а также дает необходимые навыки практической работы. Лемуан в тот период является членом Академии, поэтому ему, более чем кому бы то ни было, известны требования этой институции. Всем его ученикам (без исключения!) удавалось поступать в Академию с первой попытки. Подобного успеха не знавал тогда ни один из мастеров, практикующих преподавание основ рисунка и живописи.
В конце жизни Буше заявит, что посещал мастерскую Лемуана в течение всего трех месяцев. У современных искусствоведов возникают сомнения относительно столь короткого срока, они подозревают, что, умаляя степень влияния учителя, Буше стремился подчеркнуть собственную независимость и творческую самостоятельность, а также раз и навсегда положить конец версиям о преемственности живописной манеры. И все же, трудно опровергнуть очевидное: в ранних работах Буше отчетливо ощущается влияние стиля его учителя, которое останется в силе до середины тридцатых годов. Именно в это время, по мнению большинства специалистов, формируется индивидуальный стиль Буше, не лишенный, однако, кое-каких заимствований. Как отмечает Пьер Розенберг, Лемуан «подарил» Буше «ясные и сверкающие тона, элегантные формы и легкость мазка». В работах обоих живописцев прослеживается интерес к фигурам с небольшими лицами, утонченными жестами, облаченных в драпированные одежды с множеством мелких, но неизменно выразительных складок. В течение долгих лет влияние Лемуана сказывалось на стиле Буше, однако в конце концов художнику удалось освободиться от него тем более что он так желал этого…
В период окончания учебы у Лемуана Буше становится частным посетителем парижских дворцов и публичных музеев, где имеет возможность познакомиться с творчеством великих венецианских, а также голландских и фламандских мастеров XVII века. Молодой художник легко попадает под обаяние живописи Антуана Ватто, этого признанного мастера галантных сцен, отмеченных изысканной нежностью красочных сочетаний и удивительной трепетностью рисунка.
В начале 20-х годов Буше создаст 119 гравюр по картинам и рисункам Ватто. По мнению Жоржа Брюнеля, «тот факт, что в молодости в течение нескольких лет Буше изучал работы Ватто, конечно же отразился и на его собственной живописи. Благодаря этому опыту, то есть, посредством Ватто, он усвоил уроки Тициана и Рубенса».
Пробел в биографии Буше, касающийся его пребывания в Италии, становится еще более ощутимым, если учесть, что именно этот период был переломным в процессе его художественного развития. Когда в 1728 году Буше покидает Париж и уезжает в Рим, им еще не был выработан тот четкий индивидуальный стиль, который обнаруживают работы, написанные мастером вскоре по возвращении во Францию.
Как долго путешествовал художник, останавливался ли он по пути в Рим в Парме, Генуе или Болонье, посетил ли Неаполь Если не принимать во внимание документально подтвержденный факт болезни Буше в Риме, остаются исключительно домыслы. И что особенно обидно нет подтверждений посещения художником Венеции, хотя изучение венецианской живописи в Париже могло подвигнуть его посетить Венецию. В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы.
Вернувшись в Париж, обогащенный впечатлениями от поездки в Италию, Буше демонстрирует многоплановость своего художественного дарования. В тридцатые годы он работает над мифологическими и историческими картинами, пишет пейзажи и жанровые сцены, а также посвящает немало времени и сил декоративно-прикладному искусству.
Хотя Буше и считался мастером эротических сцен, на самом деле он отваживался на столь пикантную трактовку темы крайне редко. «Геркулес и Омфала» и несколько «Одалисок» в весьма откровенных позах вот, пожалуй, и все «эротическое» наследие мастера.
В остальных работах, представляющих обнаженную натуру и традиционно считающихся «фривольными», живописец, как правило, высказывается не так открыто, часто прибегая к полунамекам и недосказанностям.
«Венера, заказывающая Вулкану оружие для Энея» была написана Буше в 1731 году, почти через год после возвращения из Италии. Несмотря на то что сюжетную основу произведения составил известный миф о кузнице Вулкана, большинство исследователей относят ее к числу не мифологических, а именно эротических картин Буше.
И все же нетрудно заметить, что в этой работе нет и следа от того волнующего эротизма, которым проникнута эмоциональная атмосфера «Геркулеса и Омфалы», хотя она не лишена пикантного шарма, присущего всем картинам художника, на которых запечатлена обнаженная натура. Тем удивительней, что именно «Венеру», а не «Геркулеса и Омфалу», жестко раскритиковал Дидро.
В середине XVIII века необычайной популярностью пользуются небольшие шпалеры-пасторали. «Сельские сцены» украшают аристократические салоны и будуары. Темы, еще недавно казавшиеся низкими и некрасивыми, сегодня увлекают своей новизной. На смену античным богам и богиням приходят пастушки, рыбаки, служанки представители третьего сословия.
Если стиль барокко в архитектуре и прикладном искусстве стремился к возможно большей силе впечатления, то рококо считает главным праздник жизни, утонченное наслаждение, а основными сюжетами становятся пасторали, галантные празднества, любовные сцены, где сама природа и оживляющие ее фигурки отмечены нарочитой изысканностью.
Водяная мельница, живописные руины, изящные пастушки, сидящие под сенью деревьев у ручья, юноши, ловящие рыбу, все это находит свое место в пасторалях Франсуа Буше, которые являются исключительным сочетанием реалистических мотивов, заимствованных у голландских живописцев.
Причем синтез этих двух совершенно разных направлений обнаруживается не только в пасторалях, но и в пейзажах Буше, и в его жанровых сценах. Именно этот уникальный синтез стал причиной его оригинальности, его грандиозного успеха и, в конечном итоге, его поражения.
По случаю реставрации своего дворца Субиз в 1738-1739 годах герцог Роан-Роан заказывает Буше семь картин, предназначенных для размещения над дверями залов, пять мифологических сцен и две представленные здесь пасторали-панданы. Некоторые элементы для этих картин Буше заимствует из голландской живописи XVII века (а именно из работ Блумарта). Значительную роль сыграли также картины итальянских живописцев, таких как Сальваторе Роза (1615-1673) или Джованни Кастильоне (1610-1667).
Но главным источником вдохновения для Буше послужили fetes galantes кисти Ватто. Вместе с тем, «источник вдохновения» не значит «образец для подражания»: пасторали Буше гораздо более реалистичны, чем работы его соотечественника, где царят театральность, условность и чрезмерная стилизация. Буше в равной степени сочетает фантастические элементы с реалиями окружающего мира, наблюдение за которым доставляло ему ни с чем не сравнимое удовольствие. Все, что составляет окружение главного мотива пасторали, написано с натуры. А вот сами пастухи и пастушки лишены естественности и. по мнению одного из современных Буше критиков, «более всего подходят на переодетых аристократов, поскольку их изысканные одежды все эти атласные сюртуки и декольтированные платья не годятся для деревенских пастухов, а утонченные манеры и кокетливые позы им вообще не свойственны».
Начиная с 1750 года во Франции коренным образом меняются вкусы. Сторонники неоклассицизма, в основе которого лежала идея отчуждения человека от мира, ставят помпезный героизм выше фривольного натурализма. В последнее десятилетие жизни Буше наметилась тенденция падения его популярности и постепенного забвения. Искусство Буше с его надуманностью и вычурностью считалось слишком отдаленным от действительности, слишком искусственным и чересчур декоративным.
Во всяком случае, начиная с 1770 года, когда мастер уже покинул этот мир, его творчество перестает быть актуальным, а стиль считается закоснелым и архаичным.
За исключением Фрагонара (1732-1806) и Юбера Робера (1733-1808), никто из выдающихся художников следующих поколений не заинтересуется искусством любимого живописца маркизы де Помпадур. Ни Давид (1748-1825), главный представитель неоклассицизма, заявивший однажды, что «не каждый, кто хочет, может стать Буше», ни романтик Делакруа (1798-1863), ни реалист Курбе (1819-1877)…
Зато мастера конца XIX начала XX веков, особенно Ренуар (1841-1919) и Роден (1848-1917), оценят творчество Буше по достоинству.
Филигранная живописная техника Буше достойна особого восхищения: в частности, удивительный мерцающий свет и сочный колорит его картин найдут свое отражение в работах импрессионистов.

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

ЗЕРКАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XV. ФРАНЦУА БУШЕ Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *