ПЕРВАЯ ГОНКА ЯХТСМЕНОВ-ОДИНОЧЕК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ.

ПЕРВАЯ ГОНКА ЯХТСМЕНОВ-ОДИНОЧЕК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ. Часть 1. БРАТЬЯ ЭНДРЮС Первая гонка яхтсменов-одиночек через Атлантику Отчего-то считается, что она прошла в 1960 году. Это не так - ей больше

Часть 1. БРАТЬЯ ЭНДРЮС
Первая гонка яхтсменов-одиночек через Атлантику Отчего-то считается, что она прошла в 1960 году. Это не так — ей больше 100 лет!
В городке Беверли, штат Массачусетс, был свой чудак. Известно же, что ни один город не обходится без людей, ни в чем не похожих на своих соседей. Где-то их называют юродивыми, но чаще все же чудаками, и нередко гордятся ими, потому что это они, а не благопристойные, во всем правильные жители стяжают городу славу. Чудака из Беверли звали Уильям Альберт Эндрюс. Порой над ним подшучивали, обращаясь в разговоре:
Мистер Эндрюс
Капитан Эндрюс! мрачнея лицом, поправлял он.
Собеседник, разумеется, тут же вносил коррективы, а про себя улыбался, ведь всем было известно, что капитаном Эндрюс не был. Морскую науку он не изучал, диплома шкипера не имел. В этом отношении Эндрюс был самозванцем, хотя говорить об этом следовало с оговорками, потому что моряком Уильям Альберт был отменным. Вот только все его знания о море, о парусах являлись результатом не теории, но практики, бесчисленных проб и ошибок, без которых, впрочем, не бывает и достижений. С детства он обожал море. Эту любовь с ним разделял его старший брат Аса Уолтер. Братья часто выходили в море на парусных лодках, причем без всякой практической цели. Так бы, наверное, все и продолжалось, и Уильям Альберт Эндрюс не стал бы «капитаном», если бы не газеты, оповестившие читателей о плавании четы Крапо через Атлантический океан.
Это случилось в 1877 году. Некто Томас Крапо объявил, что собирается добраться до Европы на лодке длиной всего 19 футов и названной в честь его родного города «Нью-Бедфорд». Идти Томас собирался один, но его планы рухнули под напором супруги Джоанны: «Или со мной, или останешься дома». Муж не осмелился спорить. Они вышли в море и 49 дней спустя прибыли в Пензанс, Англия. Путешествие супругов Крапо в газетах называли не иначе как беспримерным, особенно упирая на то, сколь мало было их судно, истинно скорлупка.
Эти восхваления и фанфары отчего-то сильно задели Уильяма Эндрюса, обычно не слишком обращающего внимание на окружающее и окружающих.
Как ты смотришь, Аса, на то, чтобы побить рекорд этой парочки из Нью-Бедфорда спросил он.
Брат задумался. Думал он три дня, а потом сказал:
Согласен.
Прежде всего следовало позаботиться о лодке. Длина ее должна была быть «рекордно малой», скажем, 15 футов по килю. Построить такую лодку братья Эндрюс поручили мастерам верфи Higgins & Gifford в Глостере. Весной 1878 года лодка была готова. Назвали ее «Наутилус» в честь субмарины капитана Немо — братья были большими поклонниками творчества Жюля Верна.
Что это за корыто перешептывались жители Беверли.
Да, лодка братьев красотой не отличалась, она вообще была какой-то несуразной. Начать с того, что вся она была застелена палубой, за исключением двух отверстий в корме и носу, надо полагать, для рулевого и бакового. Отдыхать мореплавателям предстояло в «каюте», высота которой не превышала двух с половиной футов — и не развернешься толком, особенно если учитывая запасы провизии и воды, необходимые для дальнего плавания.
Мачта «Наутилуса» несла единственный латинский парус площадью 12 кв.м. Выбор такого типа парусного вооружения был не случаен работать с латинским парусом можно, не выбираясь на палубу. Баковому достаточно чуть выпрямиться или встать на колени, чтобы взять рифы, которых было три «полки» и которые позволяли втрое уменьшить площадь паруса. При этом на лодке имелась еще одна мачта съемная, с крошечным рейковым парусом. Ее предполагалось устанавливать на корме для удержания лодки в нужном положении, когда в шторм выпускался плавучий якорь. Последнему отводилась серьезная роль — он был большой, из прочной ткани, на железном обруче, на тросе длиной 300 футов. Надо сказать, забегая вперед, что свою роль якорь сыграл: штормов на долю братьев выпало больше десятка!
Они стартовали 7 июля в 3 часа пополудни. Погода им благоприятствовала: волна была ласковой, ветер нежным. Но так продолжалось недолго, ночью на них обрушился шквал. Его результатом стал разбитый навигационный фонарь и поврежденный компас. Пришлось повернуть назад. После ремонта, 12 июня, они стартовали вновь. Их не отговаривали — лишь предупреждали:
Подождите еще несколько дней, идет шторм.
Они не хотели ждать и чуть было не поплатились за это. Уже на следующий день, когда они спускали парус, Уильям получил удар реем (братья называли его по-французски «рю») по голове, но ему повезло — его не убило. Потом волны попытались выбросить их на мели острова Сейбл, этого «кладбища кораблей». Но ветер присмирел, и мореплаватели смогли миновать и эту опасность. Далее уже все было более или менее, хотя приключений хватало.
Особенно досаждали киты. Нет, они не пытались сблизиться с лодкой, но от одной мысли, что эти исполины могут заинтересоваться «Наутилусом», приблизиться и, не дай Боже, толкнуть, становилось страшно.
Аса Уолтер на правах старшего брата вразумлял Уильяма:
Не смотри на них. Не можешь укройся под палубой, закрой глаза и выбрось их из головы, будто их и нет.
Но они есть! жалобно отвечал младший.
Погода оставалась неустойчивой. Тучи затягивали небо, лишь изредка позволяя выглянуть солнцу. Определиться по приборам удавалось не всегда. Помогали капитаны встречных кораблей — они сообщали координаты. Именно благодаря встрече с большим парусником, направлявшимся к Америке, браться узнали, что половина пути уже позади. Это было 8 июля.
Спустя несколько дней Уолтер вдруг закашлялся, а когда отнял ладони, которыми прикрывал рот, то увидел, что они в крови. Вечером на горизонте появился корабль. Изменив курс, он подошел к «Наутилусу. Врач, оказавшийся на борту, не только дал ценные рекомендации отказаться от сухарей и солонины, но и вручил большую бутыль с какой-то микстурой. В общем, и на этот раз обошлось, лекарство подействовало.
Прошла еще неделя, и 17 июля О том, что произошло в этот день, Уильям Альберт Эндрюс подробно описал в книге «Ужасное путешествие через Атлантику», увидевшую свет в Лондоне в 1880 году. Надо отметить, что в этой книге совсем немного советов тем, кому вздумается пересечь океан на 15-футовой лодке, зато предостаточно восклицательных знаков.
И вот пример:«Я не верил в рассказы о морском змее, этом страшном порождении океанских глубин. Тут я был скорее ученым, скептически относящимся к моряцким байкам, нежели простаком, готовым развесить уши перед умелым рассказчиком. Но мне довелось его увидеть! Это случилось вечером. Море было спокойным. Я наблюдал за китом, отдыхавшим в нескольких кабельтовых от «Наутилуса», когда над водой вдруг поднялась голова неведомого чудовища. Это был кошмар наяву! Голова монстра была подобна змеиной и венчала длинную шею диаметром не меньше 15 дюймов. Голова поднялась над водой на двенадцать или даже больше футов, но полная длина чудовища была никак не меньше двухсот! Змея медленно плыла по воде, черная, она изгибалась, и я видел ее хвост далеко за кормой, он был тонкий, как хлыст, и снежно-белый. Я окликнул брата, спавшего под палубой. «Дай мне топор», — сказал я, еле шевеля губами. Он не стал ничего спрашивать и протянул топор. Теперь я был вооружен! Нет, сам я не собирался ничего предпринимать, но был готов пустить топор в ход, если змея бросится в атаку. По счастью, она повернула в другую сторону. Очевидно, кит интересовал ее больше, чем «Наутилус». С тихим всплеском чудовище исчезло под водой. Я ждал, что сейчас оно появится вновь и обовьется вокруг кита, но тот продолжал мирно пускать фонтаны. Я перевел дух и выпустил топор».
26 июля они были уже недалеко от берега, но течения и встречный ветер всячески препятствовали им. Со скоростью пешехода они миновали острова Силли и 31 июля 1878 бросили якорь в порту городка Маллион, графство Корнуолл. Немного отдохнув, братья Эндрюс перешли в Фалмут, а оттуда во французский Гавр. Здесь их плавание и закончилось.
Они вернулись в Соединенные Штаты победителями. Родной Беверли Да что там, в Бостоне, столице штата Массачусетс, их встречали как героев. Увы, долго купаться в лучах славы старшему из братьев Эндрюс не пришлось вскоре Аса Уолтер умер.
Шли годы, но воспоминания о плавании через Атлантику не давали покоя Уильяму Альберту. Так продолжалось до тех пор, пока он с абсолютной ясностью не осознал, что лишь там, в море, ему по-настоящему хорошо и спокойно. И тогда он решил снова бросить вызов океану, но уже в одиночку и на лодке совсем уж скромных размеров. В 1888 году на 13-футовом швертботе «Темный секрет» он отправился в путь. О нем ничего не было слышно более двух месяцев, пока мореплавателя не обнаружили в 150 милях от Бостона. Его лодка была в жалком состоянии, а сам Эндрюс так истощен, что на борт корабля, обнаружившего «Темный секрет», матросы поднимали его на руках.
Казалось бы, такой прискорбный опыт должен был навсегда отвратить его от моря и парусов, но этого не произошло. И даже более того, именно после этого плавания Эндрюс присвоил себе звание капитана и два года спустя объявил, что теперь готов бросить вызов не только водной стихии, но и любому моряку, согласившемуся стать его соперником в гонке через Атлантику от Бостона до Британии или любого порта Европы. Что ж, это было логично. В конце концов, в одиночку океаны уже пересекали: Атлантический в 1876 году Альфред Енсен, Тихий в 18821893 годах Бернард Джилбой. Пришла пора устроить гонку
Победителя марафона длиной в 3000 миль ждал внушительный приз в 5000 долларов!
Продолжение следует…

ПЕРВАЯ ГОНКА ЯХТСМЕНОВ-ОДИНОЧЕК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ. Часть 1. БРАТЬЯ ЭНДРЮС Первая гонка яхтсменов-одиночек через Атлантику Отчего-то считается, что она прошла в 1960 году. Это не так - ей больше

ПЕРВАЯ ГОНКА ЯХТСМЕНОВ-ОДИНОЧЕК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ. Часть 1. БРАТЬЯ ЭНДРЮС Первая гонка яхтсменов-одиночек через Атлантику Отчего-то считается, что она прошла в 1960 году. Это не так - ей больше

 

ПЕРВАЯ ГОНКА ЯХТСМЕНОВ-ОДИНОЧЕК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ. Часть 1. БРАТЬЯ ЭНДРЮС Первая гонка яхтсменов-одиночек через Атлантику Отчего-то считается, что она прошла в 1960 году. Это не так - ей больше

ПЕРВАЯ ГОНКА ЯХТСМЕНОВ-ОДИНОЧЕК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ. Часть 1. БРАТЬЯ ЭНДРЮС Первая гонка яхтсменов-одиночек через Атлантику Отчего-то считается, что она прошла в 1960 году. Это не так - ей больше

ПЕРВАЯ ГОНКА ЯХТСМЕНОВ-ОДИНОЧЕК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ. Часть 1. БРАТЬЯ ЭНДРЮС Первая гонка яхтсменов-одиночек через Атлантику Отчего-то считается, что она прошла в 1960 году. Это не так - ей больше

.

 

Предыдущая запись Легенды и мифы озера Иссык-Куль
Следующая запись ПЕРВАЯ ГОНКА ЯХСМЕНОВ ОДИНОЧЕК ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *