СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле, безусловно, портило зрение средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг. Правда, сколько их было тех грамотных.
В Средние века в Западной Европе большая часть населения, в том числе политической и экономической элиты, не умела писать и читать даже на родном языке, не говоря уже об основном языке культуры латыни. Исключение составлял клир, но он тоже был неровно образован. Однако, в среде немногих грамотных подспорье для глаз вещь необыкновенно важная.
Кто изобрел очки Этот вопрос один из самых дискуссионных в истории науки. Претендентами на авторство слыли изобретатели из Италии, Бельгии, Германии, Англии и Китая.
Версия об итальянском происхождении очков намного предпочтительнее, но не потому, что на этот счет имеются простые и ясные доказательства.
Художника болонской школы монаха-доминиканца Томмазо да Модена (1325/26-1379) пригласили в Тревизо, что в регионе Венето, Италия. Здесь в 1352 году он расписал стены зала капитула в местном монастыре Сан Никколо портретами знаменитых представителей ордена доминиканцев, наиболее известных святых, ученых. На фресках друг подле друга изображены сорок монахов, сидящих каждый в своей келье за стойкой для письма. Одни, задумавшись, читают, другие пишут или подготавливают перо для письма, некоторые листают книги.
На одной из фресок изображен Гуго де Сент-Шер (около 1200-1263) французский кардинал и богослов. Гуго из Сент-Шера сосредоточенно пишет или изучает некие рукописи, явно с помощью очков.
Данная фреска считается первым изображением очков. Очевидно, очки были изобретены незадолго до ее появления. Об этом свидетельствуют литературные источники, относящиеся к началу XIV в. Хотя они и немногочисленны, но все указывают на то, что очки появились недавно.
История изобретения очков в средневековой Италии странным образом связана с определенными интригами, и историки науки столкнулись с большими трудностями при их распутывании.
Суть вопроса была запутана учеными XVII в. Вопрос об авторстве изобретения в XVII веке поднял Карло Роберто Дати из Флоренции (1619-1676) в работе Очки, являются ли они изобретением древности или нет.
Цитата из книги Питера Джеймса и Ника Торпа «Древние изобретения»:
«Изобретение очков он Роберто Дати приписывает некому Алессандро Спина, монаху и ученому из Пизы, умершему в 1313 г. Дати допускает, что, возможно, кто-то еще мог первым изобрести очки, но заявлял, что он не желал бы приписывать это изобретение другим. Тем не менее Спина, по мнению Дати, обладал таким блестящим умом, что мог воссоздать все, что бы ни увидел, или то, о чем бы ни услышал, поэтому вполне возможно, что он самостоятельно изобрел очки независимо от других изобретателей.
Казалось бы, на этом дело должно было закончиться мир поверил, что Спина надел очки на свой нос. Так бы оно и было, если бы не тщательное изучение корреспонденции Дати, а также источников, опубликованных в 1956 году Эдвардом Розеном, историком науки, сотрудником городского колледжа в Нью-Йорке. Розен обнаружил, что информация была предоставлена Дати его коллегой Франческо Реди, главным врачом великого герцога Тосканы. В сохранившемся письме Реди поведал Дати историю изобретения Спина, приведя в его пользу цитату из Хроники Доминиканского монастыря святой Катерины в Пизе. В цитате, по версии Реди, говорится: Что бы он ни увидел или о чем бы ни услышал, он действительно знал, как это сделать. Вернувшись к оригиналу Хроники», Розен обнаружил, что Реди исказил текст. На самом деле он звучал так: Что бы ни было сделано, когда он видел это собственными глазами, он действительно знал, как это сделать.
Дати вслед за Реди исказил смысл оригинала.
Из всего этого следует, что ученые XVII в. сговорились и поверили Спина, замолчав безымянного изобретателя очков. Розен мог найти объяснение этой странной интриги.
Ученые, о которых идет речь, были соратниками или поклонниками великого Галилео Галилея (1564-1642), репутация которого частично зависела от признания его как изобретателя телескопа. Однако в это время ходили слухи, что Галилей прежде видел телескоп, созданный фламандским оптиком Жоанном Липпсрти. Сам же Галилей утверждал, что он только слышал о телескопе и разработал его путем глубокого изучения теории преломления лучей.
Друзья Галилея ревностно защищали его. В 1678 году Реди опубликовал Письмо об изобретении очков, в котором говорилось: Если брат Алессандро Спина не был первым изобретателем очков, то, по крайней мере, именно он без чьей-либо помощи вновь изобрел метод изготовления очков… То же самое по иронии судьбы случилось и с выдающимся Галилео Галилеем. Услышав о том, что какой-то фламандец изобрел длинную подзорную трубу… он, никогда не видя разработал точно такую же трубу самостоятельно, опираясь на теорию преломления света.
Итак, чтобы спасти репутацию Галилея, Спина было приписано самостоятельное изобретение очков, тогда как о роли неизвестного мастера, чью работу он так искусно скопировал, умышленно умалчивалось.
Однако кто же этот таинственный изобретатель, у которого Спина заимствовал идею очков Другие летописи знали его и, возможно, даже могли назвать дату изобретения: примерно 1285 года. Вот отрывок из проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто (1305 г.): Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним.
Однако, вероятнее всего, мы никогда не узнаем подлинное имя изобретателя очков. В лучшем случае, опираясь на различные факты, приведенные в доступных нам документах, мы можем сказать, что изобретателем был, во всяком случае, не монах Спина, а светский человек, и, похоже, он жил в Пизе.
Как бы то ни было, открытием очков быстро воспользовались изготовители самого изящного стекла в средневековом мире венецианские мастера. Начиная с 1300 года в уставах гильдии стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла. Уставы, очевидно, были прекрасным барометром скорости, с которой новые очки вошли в моду в Венеции. Если это так, то становится понятным, почему неуловимый изобретатель, чье изделие копирует Спина, так скрывал свое авторство этого изобретения: в эпоху, когда еще не было авторского права, он, по-видимому, ревностно хранил тайну в надежде заработать немного денег, пока она не стала слишком широко известна.
Первыми в XIII веке появились выпуклые линзы, применявшиеся для улучшения зрения дальнозорких людей. Вначале линзы были для одного глаза, а потом, когда линзы соединили вместе для обоих.
По одной из главных версий изобретение в 1280-х годах выпуклых линз приписывается флорентийскому монаху Сальвино дельи Армати (XIII в.-1317). Считается, что Сальвино предложил пользоваться двумя стеклышками, привязанными к шляпе или вставленными в обвязываемую вокруг головы кожаную ленту. В XX веке историки сочли, что авторство очков Сальвино совершенно не доказано это обман.
Первое упоминание о Сальвино дельи Армати как изобретателе очков относится к тому же XVII веку. В 1684 году флорентиец Фердинандо Леопольдо дель Мильоре /Ferdinando Leopoldo del Migliore (1628-1696) издал книгу «Firenze città nobilissima illustrata» /»Флоренция, благороднейший город, с иллюстрациями». В этой книге Фердинандо ссылался на имеющийся у него реестр похоронных записей церкви Санта-Мария-Маджоре. В этом реестре якобы имелась следующая запись: «Qui diace Salvino d’Armato degl’ Armati di Fir., Inventor degl’occhiali. Dio gli perdoni la peccata. Anno D. MCCCXVII» /»Здесь покоится Сальвино, сын Армато дельи Армати из Флоренции, изобретатель очков. Да простит Господь его грех. 1317″. Этот реестр, однако, Мильоре этот так никому и не показал, никто из из ученых его никогда не видел. Фердинандо утверждал, что у Сальвино дельи Армати в Санта-Мария-Маджоре была могила, увенчанная статуей; но во время восстановления церкви, и статуя, и надгробье с эпитафией дескать были уничтожены.
Вслед за Фердинандо авторство очков Сальвино дельи Армати продолжили приписывать и другие авторы. Называют его предполагаемым изобретателем и сейчас. В 1920 году итальянский ученый Исидоро дель Лунго /Isidoro del Lungo (1841-1927) указал на ряд неточностей в сообщении Фердинандо Леопольдо дель Мильоре. В том числе, что сам термин «изобретатель» появился во Флоренции намного позже. Исидоро дель Лунго также показал, что некий Сальвино дельи Армати в 1340 году действительно скончался, однако он был скромным ремесленником и к очкам не имел отношения.
Одним словом, кто изобрел важную вещь науке точно не известно.
До очков, с древнейших времен, для увеличения использовались разные способы: капля воды; стеклянные шарики, наполненные водой; линзы из отшлифованных прозрачных камней кварца и берилла, стекла. Например, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в зале «Древняя Троя и раскопки Генриха Шлимана» среди экспонатов клада L имеется большая круглая линза (d 5.65 см) из горного хрусталя, которая вполне могла использоваться как увеличительное стекло она дает примерно двукратное увеличение.
В XI веке арабский ученый Ибн-ал-Хайсан Альхазен (ок.965-ок.1039) создал фундаментальный труд по оптике. В Европе это сочинение известно как «Opticae Thesaurus» («Сокровище оптики»), в котором он описал линзу как сферическую поверхность. Он назвал ее «камень чтения». Около 1240 года был сделан перевод «Сокровищ оптики» Альхазена на латинский язык, что способствовало развитию оптики на западе.
Англичанин Роберт Гроссетест (ок.1170-1253) в написанном между 1220 и 1235 годами трактате «De Iride» /О радуге, упоминает использование оптики при «чтении наименьших букв на невероятном расстоянии».
В 1262 году английский энциклопедист Роджер Бэкон (около 1214 — после 1292) упоминает об увеличительном свойстве линз. Роджера Бэкона также иногда называют предполагаемым изобретателем очков.
Усовершенствованием очков занимался Френсис Бэкон (1561-1626), который в свое время занимался оптикой.
В изобретатели очков записывали китайцев.
Из книги Питера Джеймса и Ника Торпа «Древние изобретения»:
» Интенсивного исследования вопроса о происхождении очков, хотя и незавершенного, оказалось достаточно, чтобы поторопиться с утверждением: изобретателями были китайцы. Многие годы эта версия основывалась на следуюем факте, приведенном в книге Разъяснение загадочных вещей, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.
Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки.
Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., <...> то исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако <...> в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке происхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 году описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.
Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в Записях о часах досуга, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе.
Явившись в предметный мир в конце XIII века, очки долгое время оставались очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди. Очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Иногда случалось, что очки носили не в силу необходимости, а из желания показать богатство и положение.
После изобретения в середине XV столетия книгопечатания, возросла потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких, как уже говорилось, были изобретены позднее в XVI веке.
Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.
Очками теперь пользовались относительно широко.
В средневековой Италии очки крепились к краю шляпы. У испанского короля Филиппа II их пристраивали на плоском деревянном клине, острый конец которого прятался также под шляпу. Пенсне, изображенное на старинных картинах, схватывало нос, как большая прищепка, и было неудобным.
В конце XVII в. в моду вошли очки со шнурочками, которые завязывались на затылке. В некоторых случаях они держались с помощью груза на концах веревочек, предварительно заведенных за уши.
Около 1750 года к очкам стали приделывать дужки, чтобы они могли держаться на ушах. Первый это сделал в начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт.
В русских землях очки известны с XVII века, были они очень дорогими. В «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Первым в России оптических дел мастером был Иван Елисеевич Беляев, который основал оптическую палату при Императорской академии наук.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОЧКИ Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIIIвека. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *