NIOLAUS HARNONCOURT

NIOLAUS HARNONCOURT 06.12.1929 - 05.03.2016Николаус Арнонкур - выдающийся дирижер, виолончелист, философ, музыковед, одна из ключевых фигур музыкальной жизни Европы и всего мира. Граф Иоганн

06.12.1929 — 05.03.2016
Николаус Арнонкур — выдающийся дирижер, виолончелист,
философ, музыковед, одна из ключевых фигур музыкальной жизни Европы и всего мира.
Граф Иоганн Николаус де ла Фонтэн и д´Арнонкур Неустрашимый (Johann Nicolaus Graf de la Fontaine und d’Harnoncourt-Unverzagt) отпрыск одного из знатнейших дворянских родов Европы.
Рыцари-крестоносцы и поэты, дипломаты и политики из рода Арнонкуров играли немаловажную роль в европейской истории начиная с четырнадцатого века. По материнской линии Арнонкур в родстве с семейством Габсбургов, но великий дирижер не считал свое происхождение чем-то особенно важным. Он родился в Берлине, вырос в Граце, учился в Зальцбурге и Вене.
Первая половина музыкальной жизни Арнонкура прошла под знаком Герберта фон Караяна. В 1952-м году Караян лично пригласил двадцатитрёхлетнего виолончелиста в возглавляемый им тогда Венский симфонический оркестр (Wiener Symphonier).
«Я был одним из сорока кандидатов на это место, вспоминал Арнонкур Караян меня сразу заприметил и шепнул директору оркестра, мол, этого стоит взять уже за то, как он себя держит».
Годы, проведенные в оркестре стали для него самыми тяжелыми в жизни (он уволился лишь в 1969-м году, когда начал серьезную карьеру дирижера). Политику, которую Караян проводил в отношении Арнонкура конкурента (видимо, инстинктивно чувствуя в нем грядущего победителя) можно назвать планомерной травлей: например, он поставил в Зальцбурге и Вене условие: «или я, или он».
В 1953-м году Арнонкур, его жена Алиса (скрипачка того же оркестра), а также еще несколько друзей основали ансамбль Concentus Musicus Wien. Ансамбль, первые двадцать лет собиравшийся на репетиции в гостиной Арнонкуров начал эксперименты со звуком: в музеях брались старинные инструменты, изучались партитуры и другие источники.
И действительно: «скучная» старинная музыка зазвучала по-новому. Новаторский подход дал новую жизнь забытым и заигранным сочинениям. Его революционная практика «исторически информированной интерпретации» воскресила музыку времен ренессанса и барокко. «Каждая музыка требует своего звучания» таково кредо Арнонкура-музыканта.
Арнонкур мыслил глобально, к числу наиболее значительных проектов, реализованных им в сотрудничестве с крупнейшими оркестрами мира относятся цикл симфоний Бетховена, цикл опер Монтеверди, цикл кантат Баха (вместе с Густавом Леонхардом). Арнонкур оригинальный интерпретатор Верди и Яначека. «Воскреситель» старинной музыки на свой восьмидесятый день рождения подарил себе исполнение «Порги и Бесс» Гершвина.
Биограф Арнонкура Моника Мертль (Monica Mertl) как-то написала что он, как и его любимый герой Дон Кихот как будто постоянно задавал себе вопрос: «Ну, где тут следующий подвиг»
Предлагаю Вашему вниманию Бранденбургские Концерты
Иоганна Баха (стоящие в ряду наиболее значительных творений Композитора) в исполнении Concentus Musicus Wien под руководством Николауса Арнонкура.

 

NIOLAUS HARNONCOURT 06.12.1929 - 05.03.2016Николаус Арнонкур - выдающийся дирижер, виолончелист, философ, музыковед, одна из ключевых фигур музыкальной жизни Европы и всего мира. Граф Иоганн

.

 

Предыдущая запись Якубович и Листьев, «Поле чудес». Смотрели эту программу
Следующая запись Лечение в Израиле

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *