ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря

Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря ученому Жоржу Демени. Он систематизировал многие физические упражнения, а также считал целесообразным использовать в движениях инвентарь, который в будущем стал основой художественной гимнастики палки, обручи, булавы. Жорж Демени также ставил такие задачи в физическом воспитании девушек, как развитие гибкости, ловкости, плавности движения и хорошей осанки.
Также в XIX веке композитор и певец Франсуа Дельсарт после потери голоса обратился к научным исследованиям о «постановке эстетики человеческого тела», то есть выразительности на научной основе. Его простые, как сейчас кажется нам, тезисы произвели настоящую революцию среди актеров, певцов, композиторов, режиссеров.
«Ритм форма движения. Мелодия то, что отличает. Гармония то, что сочетает. Нет ничего хуже, чем жест, когда он не оправдан. Лучший жест может быть тот, которого не замечают», говорил Франсуа Дельсарт.
Сам Дельсарт не оставил никаких напечатанных трудов, но у него было много последователей, продолживших его дело. Американский драматург и режиссер С. Маккей еще в XIX веке зафиксировал и развивал дальше систему подготовки актеров по Дельсарту. В начале XX века в России выдающийся театральный деятель и Директор Императорских театров (1899-1917) Сергей Михайлович Волконский написал книгу, в которой говорил о теории Дельсарта, а также стал развивать студии выразительной гимнастики, где теорию перевел в практику.
«Франсуа Дельсарт посвятил жизнь раскрытию тех законов, которые руководят человеческим телом, когда оно выражает то или иное чувство. Его можно назвать основателем науки о телесной выразительности. В течение сорока лет он преподавал в Париже. Лучшие артисты его времени ходили к нему, чтобы совершенствоваться в драматическом искусстве, пластике и выразительности» (Волконский С.М. «Художественные отклики: статьи о театре, музыке, пантомиме»).
На Курсах Ритмической Гимнастики Сергей Волконский также претворял в жизнь идеи Эмиля Жак-Далькроза композитора и создателя новой системы музыкального воспитания, построенной на единстве музыки и движения. Далькроз наблюдал за учениками, которым он преподавал сольфеджио, и заметил, что даже самые неспособные понимали задание тогда, когда начинали двигаться с музыкой. Жак-Далькроз считал, что «движение становится искусством благодаря ритму», «только музыка достаточно быстро и непосредственно воздействует на наши нервные центры, чтобы давать движущемуся телу импульсы». Новаторские находки Далькроза оказали влияние на развитие балета и музыкального театра в целом, а также во многом пересекались с актерской системой Станиславского. Особенно это касалось понимания тесной связи между переживанием и темпо-ритмом существования актера в роли. Далькроз также использовал импровизацию, заканчивая ею каждый этап обучения.
Итак, в начале XX века в России успешно развивались Курсы Ритмической Гимнастики, созданные Сергеем Волконским и основанные на идеях Франсуа Дельсарта и Эмиля Жак-Далькроза. Своеобразным итогом этих курсов было представление 6 января 1915 года в Мариинском театре, в котором силами балетной труппы театра и учеников Курсов было показано аллегорическое действие «1914», по сценарию и в постановке самого Сергея Волконского. Критика отметила такие недочеты, как отсутствие собственно танца, и того, что приемы школьного обучения были вынесены на сцену при помощи неподготовленных ритмически артистов балета. Тем самым подтвердилась необходимость обучения балетных артистов ритмике.
Уроки ритмики у самого Эмиля Жак-Далькроза брали и Анна Павлова, и Вацлав Нижинский. А Сергей Дягилев приглашал одну из лучших учениц Далькроза, Мари Рамбер, для подготовки артистов к постановке «Весны Священной» Игоря Стравинского.
Многие идеи и принципы, разработанные Франсуа Дельсартом, стали основой некоторых базовых элементов современной художественной гимнастики. А один из методов Эмиля Жак-Далькроза «отхлопывание» ритма до сих пор используется на тренировках. Исполнение же гимнастических движений под музыку это воплощение еще одной концепции Далькроза: «Музыка должна одухотворять движение тела, чтобы оно воплотилось в зримое звучание».
Именно в России под влиянием всех вышеперечисленных факторов была открыта первая школа художественного движения.
В 1920-х гг. были созданы различные школы и студии ритмики и пластики УЖЕ в СССР. Важным событием стало решение о необходимости создать кафедру художественной гимнастики в Институте имени П. Ф. Лесгафта. Преподаватели института и сотрудники Ленинградского дома художественного воспитания детей (ЛДХВГ) проводили научно-исследовательскую работу и совместно разрабатывали программы. На этой основе в 1934 году была открыта Высшая школа художественного движения. Основным предметом подготовки студентов была «художественная гимнастика».
Эти события и считаются официальным началом развития этого вида спорта.
Затем проводилась тщательная и кропотливая работа над составлением единой учебной программы, которая включала в себя терминологию, систему упражнений, рекомендации по музыкальному сопровождению и многое другое. Основной целью было введение художественной гимнастики в систему физической культуры СССР в качестве самостоятельного вида спорта.
В 1939 году были проведены первые соревнования по художественной гимнастике в Ленинграде, они были посвящены Международному женскому дню.
После Великой Отечественной войны произошел новый виток развития художественной гимнастики. В 1946 году Роза Варшавская защитила первую диссертацию по художественной гимнастике на тему: «Художественное движение, как часть эстетического и физического воспитания». Начали не только издаваться первые учебные пособия, но и проводиться матчевые встречи с другими странами.
Первые официальные международные соревнования состоялись в 1963 году в Будапеште и назывались Кубком Европы. С тех пор развитие художественной гимнастики было стремительным. Одни соревнования следовали за другими, все больше стран признавали этот вид спорта и создавали Федерации.
Судьбоносным для художественной гимнастики стал 1980 год, когда было принято решение о включении этого вида спорта в олимпийскую программу.
Художественная гимнастика практически сразу стала интересна не только любителям спорта, но и неподготовленному зрителю. До середины 1980-х гг. спортсменкам во время выступления аккомпанировали пианисты, и только потом, с развитием техники, стало возможным использовать фонограмму. Стиль исполнения гимнасток тоже постоянно менялся. В советское время многие упражнения для сборной СССР составляли репетиторы Большого и Мариинского театров. Сейчас же это современные хореографы. Безусловно, важно и участие самих гимнасток в выборе музыкального сопровождения и составления упражнения.
Современная художественная гимнастика это синтез традиций и нововведений. Каждая гимнастка сегодня должна не только выполнить олимпийский девиз «Выше, быстрее, сильнее!», но и раскрыть образ на ковре. Сегодня лидеры художественной гимнастики доказывают то, что художественная гимнастика это и спорт, и музыка, и балет, и мода

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Движение и танец всегда были для человека способами выразить эмоции и чувства. История возникновения гимнастики начинается в XIX веке во Франции благодаря

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *