«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА» ИЛИ ПРОТЕЗ ГЁЦА ФОН БЕРЛИХИНГЕНА: ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ…

«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА» ИЛИ ПРОТЕЗ ГЁЦА ФОН БЕРЛИХИНГЕНА: ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ... В «Библиотеке современной фантастики», в 1971 году, был опубликован рассказ Жана Рея «Рука Гёца фон

В «Библиотеке современной фантастики», в 1971 году, был опубликован рассказ Жана Рея «Рука Гёца фон Берлихингена». В нём повествовалось о некоем Франсе Квансьюисе, одержимом идеей поиска «механической руки», сиречь протеза означенного фон Берлихингена, которая обладала некоей фантастической, дьявольской силой, позволяющей ей «жить» самостоятельной жизнью. Якобы Гёц фон Берлихинген утерял эту самую руку во Фландрии, в городе Генте, и Квансьюис горел желанием найти её во что бы то ни стало. И нашёл-таки… но лучше бы он этого не делал! «Рука» тотчас вырвалась на свободу и принялась убивать всех, кто попадался ей на дороге.
Ход рассуждений автора был прост: обывателю и в голову не придёт, что во времена «мрачного средневековья» смогли изготовить такую сложную конструкцию, как подвижный протез руки. Разве что крюк на деревяшке, как у всем известного персонажа из «Питера Пэна».
Этот рассказ прописал «железную руку» на территории фантастики. С тех пор таинственные средневековые протезы фигурируют там регулярно. Подобная рука появляется в научно-фантастическом романе Булычева «Похищение чародея» описана она без мистики, грамотно (писатель Кир Булычев «по совместительству» являлся историком), но за ее создателем начинают охотиться фанатичные монахи, уверенные, что лишь с дьявольской помощью можно конструировать такие вещи.
Сходную тему затронул Олди, причем если в романе «Путь меча» дело происходит в неевропейском фэнтезийном мире, то одна из «Песен Петера Сьлядека» возвращает нас к истории Гёца, его фэнтезийного «двойника» из параллельного мира.
Но важен результат: до сих пор многие твёрдо уверены, что Гёц фон Берлихинген (более чем реальная историческая личность) состоял в сговоре с дьяволом. Как иначе, без помощи Сатаны, мог бы он заполучить подвижную искусственную руку! Ибо, как всем известно, средневековье было темным, всюду царило мракобесие и невежество, инквизиция только и делала, что гнала толпы невинных еретиков на костёр где тут механикой заниматься…
Давайте попробуем разобраться с этой самой «механической рукой». Для начала вспомним, с чего же всё началось.
А дело было так: «Противники заняли сильную позицию на дамбе, и я был вынужден скрестить копья с одним из них. Но пока я выжидал удобного момента, нюрнбержцы обрушили на нас огонь своих пушек. Один из них выстрелил двойным зарядом из фельдшланга и попал мне в рукоятку меча, так что половина ее вошла мне в правую руку, а с ней и три железных пластины доспехов. Рукоять меча так глубоко ушла под доспехи, что ее вообще не было видно. Я до сих пор удивляюсь, как мне удалось удержаться в седле. Доспехи (нагрудник), правда, остались целы, только были немного покорежены ударом. Вторая половина рукоятки и клинок погнулись, но тоже остались целы, и именно благодаря этому обстоятельству, как мне кажется, мне оторвало руку между перчаткой и наручем. Рука моя безвольно болталась из стороны в сторону. Когда я заметил и понял, что моя рука висит на лоскуте кожи, а копье валяется у ног моего коня, я, сделав вид, что ничего особенного со мной не произошло, спокойно развернул коня и, не взирая ни на что, без помех вернулся к своим, и никто из врагов не задержал меня. Как раз в это время показался старый копьеносец, направлявшийся в гущу сращения. Я подозвал его и попросил побыть со мной, показав, что со мной приключилось. Итак, он остался, но вскоре был вынужден позвать ко мне хирурга».
Вот таким образом автор этих мемуаров (а речь идет не о ком ином, как всё о том же Готфриде «Гёце» фон Берлихингене реальном!) начисто лишился кисти правой руки. Так он сам написал в своих воспоминаниях и вполне правдоподобно. За миг до того, как ядро врезалось в эфес меча, висевшего на передней луке седла, Гёц изготовился к таранному удару копьем и его правая рука находилась между мечевым навершьем и туловищем. От удара ядра рукоятка резко подалась назад, и кисть Берлихингена, зажатая между нею и нагрудником, была практически отрезана, словно ножницами.
Случилось это 23 июня 1504 года под Ландсхутом в ходе междоусобной войны между Баварией и Пфальцем за так называемое «Ландсхутское наследство». Хорошо, что жив остался, а мог ведь и голову сложить. Вот только сам Гёц так не думал. Он не был «благородным рыцарем». То есть рыцарем был, и к достаточно знатному роду принадлежал, но… .Для Гёца потеря правой руки означала не просто тяжёлую травму. Он лишался «хлеба насущного», поелику жил и существовал за счёт военной добычи. Без руки какая же война Ни мечом махать, ни копьём колоть, ни трофеи уносить.
Гёцу не пришлось долго пребывать в состоянии инвалидности. Как только его культя зажила, для него изготовили протез. Это была несложная конструкция (сработанная кузнецом из ближайшей деревни) с двумя-тремя крючьями вместо пальцев, благодаря которым можно было удерживать предметы. Нашего героя такое положение дел не устраивало. Поэтому он сразу заказал себе новый протез, оговорив возможность удержания оружия. Заказ был направлен нюрнбергским или аугсбургским мастерам-оружейникам. На то время они имели внушительный опыт изготовления ружейных колесцовых замков.
Через некоторое время протез был изготовлен, и наш герой благополучно пользовался им до самой своей смерти, настигшей его в 1562 году, когда фон Берлихингену исполнилось 82 года…
Причем жизнь его была весьма бурной. После своего ранения, обзаведшись знаменитым протезом, Гёц фон Берлихинген (Gottfried Götz von Berlichingen zu Hornberg; ок. 14801562) до 1518 года участвовал в междоусобных войнах в качестве наёмника, для чего собрал собственный отряд. С 1519 года он служил под знамёнами князя Ульриха Вюртембергского, сражаясь с войсками Швабской Лиги. В одном из сражений попал в плен, но благодаря заступничеству своего товарища, рыцаря Георга фон Фрундсберга, был отпущен после выплаты выкупа в 2000 гульденов с обязательством никогда не воевать с Лигой.
В 1525 году, с началом Великой Крестьянской войны, он, после многократных уговоров, выступил в качестве предводителя крестьянского отряда из Ольденвальда, однако при первой же возможности предал восставших. Поскольку его участие в Крестьянской войне противоречило данному ранее слову не воевать против Швабской Лиги, фон Берлихинген в 1528 году был заключён в тюрьму и через два года, подтвердив данную ранее клятву, отпущен под домашний арест. Десять лет он провёл безвыездно в замке Хорнберг-на-Некаре, пока император Карл V не «амнистировал» его. Выйдя из-под ареста, Гёц принимал участие в войнах с турками в Венгрии, в 1544 году с имперскими войсками воевал во Франции. Дальнейшей его боевой карьере помешала не инвалидность, а преклонный возраст. А что же отцы-инквизиторы Куда же они смотрели Полвека у них под носом разгуливает субъект с дьявольской штуковиной вместо руки! Немедля схватить злодея, в темницу его, на костёр!
Почтенные отцы разбирались не только в теологии, но и в естественных науках, в меру тогдашнего их уровня. К началу XVI столетия в каждом крупном городе имелись механические башенные часы, а их настольные варианты в домах у богатых горожан и владетельных дворян, и на этом фоне протез фон Берлихингена не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Изделие было не из дешёвых, но Гёца это не беспокоило. У него средства имелись.
Что же этот протез собой представлял, как был устроен Как обеспечивалась его подвижность Сохранились не только подробные изображения и описания знаменитого протеза, но и он сам, в экспозиции музея замка Ягдсхаузен.
Как можно видеть на литографии XIX века, конструкция железной руки весьма хитроумна. Она состоит из более чем двухсот отдельных деталей. Механизм скомпонован так, что целиком находится внутри «кисти». Все пять пальцев могут двигаться в суставах независимо друг от друга. Запястье может проворачиваться ладонью вверх или вниз. К культе протез крепился при помощи трубчатой шины, которая состоит из двух размыкающихся половин, соединённых шарниром и застёгивающихся при помощи двух кожаных ремней с пряжками.
Пальцы сочленены в соответствии с их анатомическим устройством. На первой фаланге имитированы ногти. Каждый из пальцев разделён на «фаланги», соединённые шарнирами. В согнутом положении они фиксируются при помощи храповиков и подпружиненных «собачек».
Шевелиться сам этот протез не может: сие не более чем досужие вымыслы. Для того, чтобы им управлять, необходимо задействовать левую руку. На запястной части протеза имеются отдельные кнопки для управления пальцами, а также для регулирования наклона кисти и её поворота. Сгибать пальцы и поворачивать кисть приходилось вручную, придав им соответствующее положение. Чтобы заставить их разогнуться, нужно нажать на соответствующую кнопку.
Благодаря своей подвижности, протез позволял владельцу уверенно держать оружие или конские поводья, а также перо для письма! И не просто держать, но ещё и пользоваться всем этим. Гёцу потребовалось долго и упорно переучиваться. Ни о каком мастерском фехтовании правой рукой не могло быть и речи, да и почерк выглядел весьма коряво, но это было лучше, чем ничего. Свои знаменитые мемуары Гёц написал именно правой рукой!
В бою «железнорукий рыцарь» был страшен: это мы знаем не только по его собственным мемуарам, но и из воспоминаний современников. Для виртуозного владения мечом Гёцу пришлось «переключиться» на левую руку но протез можно было использовать для удержания шестопёра. Известно, что как раз для этих целей некоторые из «железных рук» были специально адаптированы.
Нормальный бой ударно-дробящим оружием требует «подправки» движений за счет и запястья, и кисти. Это характерно для обеих кистей при двуручном хвате если фон Берлихинген предпочитал двуручный меч. Но Гёц (и не он один) сумел приспособиться. Фон Берлихинген мог утратить изрядную долю виртуозности однако при учете очень большой физической силы и очень надежных лат он мог превосходить большинство противников. Которые, надо сказать, в массе своей были сильными и опытными рубаками, отнюдь не склонными делать скидку на инвалидность противника.
Мистики и дьявольщины в этом предмете было не больше, чем в дверном замке. Протез Гёца фон Берлихингена прекрасный памятник высокой средневековой технологии, наглядное свидетельство недюжинного умения тогдашних мастеров.
Этот протез был далеко не единственным в своём роде. И не первым: в трудах Плиния Старшего есть упоминание о римском воине, потерявшем в сражении руку и заменившем её стальным протезом. Но на исходе средневековья наблюдается расцвет подобных конструкций.
Среди современников Гёца было немало таких, кто вынужден был заменить отрубленные (или оторванные: прямое попадание тогдашнего артиллерийского снаряда не всегда приводило к летальному исходу) в боях руки механическими протезами. Например, Фридрих фон Вальтен, которому предположительно принадлежал протез левой руки, хранящийся в музее города Эйзенфельда (Museum Otto Ludwig, Eisenfeld, Thuringia). Его извлекли из-под развалин монастыря Файльсдорф, разрушенного в XVI веке. Конструктивно он заметно отличается от протеза фон Берлихингена. Большой палец протеза выполнен в виде крючка и закреплён неподвижно. Другие пальцы изготовлены полусогнутыми и могут действовать попарно мизинец вместе с безымянным, средний с указательным, причём каждая из пар имеет четыре фиксированных положения. Такая схема работы протеза со временем стала преобладающей. Двигать и закреплять пальцы владелец протеза мог правой рукой с помощью расположенного на запястье небольшого рычажка. Этот удобный в управлении механизм позволял надёжно удерживать искусственной рукой предметы различной формы и размеров.
Можно упомянуть Франсуа де ля Ну, французского военного теоретика (и умелого бойца-практика!) ХVI века, обладателя протеза руки, прозванного за это «Железным кулаком». А также герцога Христиана Брауншвейгского, одного из протестантских военачальников времён Тридцатилетней войны (16181648). В 1622 году он потерял левую руку и заменил её металлическим протезом.
Интересный стальной подвижный протез был извлечён из могилы эльзасского рыцаря Ганса фон Миттельхаузена, умершего в 1564 году. Кроме того, подвижные металлические протезы рук, датированные серединой ХVI первой половиной ХVII века, хранятся во многих музеях. Например, в Баварском музее армии в Ингольштадте (Bayerisches Armeemuseum, Ingolstadt), Государственном городском музее в г. Ротенбург (Reichsstadtmuseum im losterhof, Rothenburg, собрание Германа Бауманна), в стокгольмской Livrusammaren, музее шведского замка Скоклостер (Schloss Soloster, Sweden), миланском музее Польди Пеццоли (Museo Poldi Pezzoli), в кембриджском Fitzwilliam Museum и во многих других.

«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА» ИЛИ ПРОТЕЗ ГЁЦА ФОН БЕРЛИХИНГЕНА: ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ... В «Библиотеке современной фантастики», в 1971 году, был опубликован рассказ Жана Рея «Рука Гёца фон

«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА» ИЛИ ПРОТЕЗ ГЁЦА ФОН БЕРЛИХИНГЕНА: ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ... В «Библиотеке современной фантастики», в 1971 году, был опубликован рассказ Жана Рея «Рука Гёца фон

«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА» ИЛИ ПРОТЕЗ ГЁЦА ФОН БЕРЛИХИНГЕНА: ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ... В «Библиотеке современной фантастики», в 1971 году, был опубликован рассказ Жана Рея «Рука Гёца фон

«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА» ИЛИ ПРОТЕЗ ГЁЦА ФОН БЕРЛИХИНГЕНА: ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ... В «Библиотеке современной фантастики», в 1971 году, был опубликован рассказ Жана Рея «Рука Гёца фон

«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА» ИЛИ ПРОТЕЗ ГЁЦА ФОН БЕРЛИХИНГЕНА: ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ... В «Библиотеке современной фантастики», в 1971 году, был опубликован рассказ Жана Рея «Рука Гёца фон

«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА» ИЛИ ПРОТЕЗ ГЁЦА ФОН БЕРЛИХИНГЕНА: ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ... В «Библиотеке современной фантастики», в 1971 году, был опубликован рассказ Жана Рея «Рука Гёца фон

Источник

Нет комментариев

  1. Трескунов Анатолий

    Попробовал бы он к нам-на РУСЬ СВЯТУЮ сунуться!
    Александр Невский ему бы БЫСТРО ПОКАЗАЛ где раки зимуют!

Добавить комментарий для Трескунов Анатолий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *