ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ — ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ

ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ - ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в

Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в штате Южная Каролина затонувшую подводную лодку. Судно пошло ко дну в далеком 1864 году. Субмарина является уникальным устройством, так как это была первая в мире подводная лодка, успешно примененная в боевых действиях. Во время Гражданской войны в США, 17 февраля 1864 года, субмарина конфедератов «Ханли», приводимая в движение вручную и вооруженная шестовой миной, пустила на дно Чарльстонской бухты паровой артиллерийский корвет северян «Хаусатоник». Сообщив успешной атаке, «Ханли» домой так и не вернулась. Таким образом, она стала и первой подводной лодкой, погибшей в сражении.
О причинах ее гибели спорят до сих пор, а организованная в 2000 году операция по подъему «Ханли» только добавила масла в огонь этих споров.
Как гласят исторические первоисточники, H. L. Hunley, подводная лодка Конфедеративных Штатов Америки, была построена в 1863 году во время гражданской войны на средства частных предпринимателей и изобретателей Хораса Л. Ханли (его имя она и носила), Джеймса Мак Клинтока и Бакстера Уотсона.
Субмарина претерпела немало злоключений — тонула, поднималась, снова тонула и снова поднималась…Да и называлась она поначалу «Пионер-3»
В конце ноября 1863-го года третьим по счету командиром невезучей субмарины стал пехотный лейтенант из 21-го Алабамского полка Джордж Диксон. Перед ним стояли две трудные задачи. Во-первых, набрать новый экипаж лодки, получившей широкую известность как «плавучий фоб» и «убивающая машина». Во-вторых, научиться управлять этой посудиной таким образом, чтобы она могла не только плавать, но и воевать.
Что касается первой проблемы, решить ее помогли деньги.
Со второй проблемой Диксон справился путем тщательного изучения на практике технических и эксплуатационных особенностей субмарины. Он тренировал экипаж на мелком месте, при этом прочный трос соединял лодку с паровой лебедкой на берегу, готовый вытащить ее по первому сигналу. За два месяца Диксон довел время пребывания под водой до двух с половиной часов.
Наиболее целесообразная тактика ее применения выглядела следующим образом.
— Выйти на рубеж атаки в темное время суток, в позиционном положении.
— Избрать целью корабль, стоящий на якоре.
— Взять курс, перпендикулярный центральной части его борта, закрепить руль и погрузиться тогда, когда до него останется не более 300 ярдов (274 м).
— Бросить все силы людей на то, чтобы преодолеть это пространство одним рывком. Ударить шестовой миной в подводную часть корабля и немедленно дать задний ход.
Разумеется, вероятность того, что лодка погибнет вместе с жертвой, была велика, но ни на что другое столь примитивная субмарина просто не годилась. В начале февраля 1864 года экипаж был готов к бою.
Лодке дали имя «Х. Л. Ханли» в честь её второго погибшего капитана Хораса Ханли. Вечером 17 февраля 1864 г. субмарина наконец-то отправилась в свой первый боевой поход.
Приказ гласил: «Пройти к выходу из гавани и потопить любое судно противника, которое встретится».
Увлекаемая отливом, она проскользнула между островами Салливан и Палм. В двух с половиной милях от берега стоял на якоре паровой корвет федералов «Хьюсатоник» водоизмещением 1964 тонны. Он дежурил у входа в канал, что ведет в Чарлстоунскую бухту. Глубина в этом месте составляла 28 футов (8.5 м). Корвет был спущен на воду в 1861 году, его размеры составляли 62 х 11,5 х 5 метров, а вооружение 13 орудий, в том числе 5 крупнокалиберных.
Дальнейшие события очевидец описал следующим образом:
«Борт «Канандагуа» («Canandaigua»),
Чарлстуон, 18 февраля 1864 г.
Сэр, имею честь подать вам следующий рапорт об уничтожении корвета «Хьюсатоник» флота Соединенных Штатов миноноской мятежников в Чарлстоуне 17 числа сего месяца. Около 8.45 вечера вахтенный офицер Кроссби заметил приблизительно в 330 футах впереди какой-то предмет, который двигался в воде. Он походил на доску, скользящую по поверхности и направлялся к кораблю. За две минуты этот объект приблизился почти вплотную к судну. В течение этого времени была вытравлена цель, дан задний ход и все люди вызваны на боевые посты. Тотчас же миноноска ударила корабль со стороны правого борта перед грот-мачтой, на траверзе порохового погреба. Было невозможно поразить ее выстрелом из пушки. Взрыв последовал минуту спустя и корабль затонул, осев на корму и накренившись на левый борт. Большая часть экипажа спаслась на снастях и была подобрана шлюпками с »Канандагуа». Это судно пришло нам на помощь и спасло весь экипаж, за исключением лейтенанта Хэзелтайна , помощника капитана Маззея, квартирмейстера Джона Уильямса , канониров Томаса Паркера и Джона Уолша , которые погибли вместе с затонувшим кораблем. Капитан Пиккеринг был тяжело ранен взрывом: он не может сам обратиться к вам с рапортом об утрате своего корабля.
С уважением, ваш покорный слуга Хиггинсон, лейтенант».
Корвет затонул. «Ханли» тоже не вернулась домой. Сначала предположили, что лодку втянул в пробоину поток хлынувшей воды, и она утонула вместе с кораблем. Однако, когда после войны корвет подняли, лодку в нем не обнаружили. Тем не менее, легенда о жертве, погубившей своего убийцу, более 100 лет кочевала из книги в книгу вплоть до недавнего времени.
Конечно, потопление «Хьюсатоника» не оказало особого влияния на ход войны. Однако оно сыграло очень важную роль в истории, доказав, что боевое применение подобного рода аппаратов в морской войне возможно. «Впервые в истории подводная лодка смогла потопить вражеский корабль, писал не так давно в американской прессе Роберт Нейланд, глава отдела подводной археологии ВМС США. «Ханли» для подводной войны то же, что и самолет братьев Райт для авиации. Она изменила ход истории флота».
Итак, «Ханли» пропала, и, как выяснилось через много лет, погибла. Подводники успели дать наблюдателям на берег условный сигнал фонарем. А потом пропали вместе с субмариной Ее судьба и стала более чем на столетие одной из величайших загадок Гражданской войны в США.
Лишь в 1979 году специалист по подводной археологии Марк Невелл и писатель Клив Касслер начали целенаправленные поиски. Изучив ряд документов, они пришли к выводу, что подводная лодка после успешной атаки направилась назад на базу и даже обменялась световыми сигналами с одним из фортов конфедератов. Однако по неизвестной причине после этого она потонула со всем экипажем, поэтому её и нет на месте гибели «Хьюсатоник». Искать лодку следует на пути, ведущем домой.
Для поиска пропавшей субмарины были использованы магнитометр и гидролокатор. Предположение Невелла и Касслера оказалось верным — 13 августа 1994 года экспедиция обнаружила аномалию в проливе Маффит, ведущем в гавань Чарлстоуона, примерно в 915 метрах от того места, где погиб «Хьюсатоник».. При дальнейшем обследовании она оказалась искомым объектом. «Ханли» лежала на фунте, на правом борту с креном 2025 градусов, корпус был покрыт толстым слоем ракушек и водорослей. Песчаные наносы сыграли роль консерванта, благодаря чему лодка неплохо сохранилась.
В течение пяти лет после этого открытия команда археологов и инженеров составляла план подъема и сохранения подлодки.
Поднимал субмарину Гражданской войны в другое столетие баржевый кран «Карлисса Б».
Подъем лодки в 2000 году потребовал героических усилий и 2,7 миллиона долларов. Девятнадцать водолазов трудились три месяца под водой, настолько мутной, что работать приходилось больше на ощупь, чем с помощью зрения. Используя ручные всасывающие драги, водолазы осторожно отсосали 25 тысяч кубических футов песка и ила эквивалент 115 груженых самосвалов. Планируя подъем, инженеры разработали даже математическую модель корпуса и сил, которым он подвергнется.
Поисковики, вообще-то, ожидали найти погибших подводников с признаками паники, сгрудившимися под люками, пытающимися выбраться, но этого не было. Каждый член экипажа был по-прежнему на своем посту
Полтора столетия спустя, после того, как корпус «Ханли» коснулся дна Атлантики у берегов Южной Каролины и 15 лет после подъёма остова из морской пучины, начался долгий процесс исследования, реставрации и последующей консервации этого археологического памятника.
За десятилетия пребывания в морской воде, весь остов и конструктивные элементы судна покрылись слоем песка, минеральных частиц, ила и наростами ржавчины, которые археологи называют конкрециями.
В мае 2014 года года «Ханли» наконец-то была готова принять водные процедуры в растворе гидроксида натрия, дабы удалить все сторонние наросты и наслоения. Затем, в августе она прошла кропотливо проведённую вакуумную чистку. Необработанными остались только те зоны, которые представлялись интересными для антропологов. Это те места, где были обнаружены останки членов экипажа и их личные вещи.
Общество друзей «Ханли» это общественная некоммерческая организация, главная цель которой, реставрация и сохранение этого исторического судна. В ходе своей работы, команда реставраторов из Клемсонского университета (Clemson University) сделала ряд интересных открытий. Так, например, после очистки одного из участков корпуса они нашли там клеймо «C.N». Как полагают эксперты, это может быть аббревиатура одного из сталелитейных заводов, на котором были изготовлены материалы корпуса.
Учёные постепенно собирали воедино все элементы большого пазла, чтобы в конце концов выяснить все обстоятельства того, что именно произошло с подлодкой в ту роковую ночь. Они пришли к выводу, что экипаж, вероятно, мог потерять сознание от воздействия гидроудара, когда заряд пороха сдетонировал где-то вдали от «Ханли». Среди прочих версий произошедшего, у экипажа мог закончится воздух до того, как лодка успела всплыть на поверхность или то, что она могла утонуть из-за плохо задраенного люка.
Но все свои тайны субмарина не раскрыла. Она словно Энигма, полная секретов.
P.S. В апреле 2004 года тысячи людей, многие из которых были одеты в серые мундиры армии Конфедерации, а некоторые в синюю форму армии северян прошли похоронным маршем от старой береговой батареи Чарльстона до кладбища Магнолия, отдавая дань павшим героям давно минувших дней.
Позднее этот день назовут последним днём Конфедерации.

ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ - ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в

ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ - ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в

ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ - ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в

ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ - ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в

ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ - ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в

ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ - ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в

ТАЙНЫ СУБМАРИНЫ КОНФЕДЕРАТОВ - ПЕРВОЙ ПОДЛОДКИ, УСПЕШНО ПРИМЕНЕННЫЙ В БОЮ Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *