«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

Автор статьи — Евгений Белаш
Источник
На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд, сам того не подозревая, отправился в самое пекло Второй мировой войны. И снял битву при Мидуэе.
От сифилиса к Мидуэю
Как уважаемый профессионал оказался в гуще битвы на Тихом океане Самым заковыристым путём. К началу Второй мировой американский режиссёр Джон Форд снял уже почти сотню фильмов, включая эталонные вестерны. Но хотел создать нечто эпичное. Он лично собрал команду лучших голливудских киноспецов свыше полутораста человек. Бывший морпех Джек Пенник гонял их почти как на флоте. Но сам флот отнюдь не горел желанием связываться с непонятной компанией.
Армия в сентябре 1941 года доверила Форду снять фильм про самое важное. А именно «Гигиену секса», чтоб солдаты могли воевать, а не тратить время на лечение от всяких нехороших болезней. Реакцию солдат на показываемые им на экране ужасы тоже засняли бедняги аж вытирали холодный пот. То есть получился заковыристый фильм о фильме.
В конце мая 1942 года адмирал Нимиц сказал Форду, что вскоре на Тихом океане понадобятся операторы. Режиссёр радостно вызвался работать лично, даже не подозревая, где и зачем окажется.
Бой в объективе
Как вспоминал сам Форд, атака японцев на остров посреди Тихого океана застала его врасплох. Он лишь вечером второго июня узнал, что вскоре на Мидуэе может произойти какой-то бой. Снимать ничего не надо просто быть на электростанции и быстро сообщать по телефону результаты бомбёжек. Поэтому в исторический момент у режиссёра под рукой оказалась только 16-мм камера Eyemo.
Утром четвёртого июня Форд вместе с молодым помощником Джеком Маккензи залез на водонапорную башню у местной электростанции одной из очевидных целей бомбардировки. И начал снимать реальный налёт! С башни открывался прекрасный вид на весь остров.
Сценарист Фрэнк Ньюджент писал по горячим следам, что Форд орал налетающим японцам взять левее или правее, чтоб было удобнее заснять, и страшно ругался, когда те не слушались. По воспоминаниям режиссёра, один из японских самолётов пролетел так близко, что он разглядел улыбку пилота. И запомнил её навсегда.
Съёмке мешали разрывы поблизости всего Форд насчитал 18 бомб. Вдобавок приходилось снимать и одновременно сообщать по телефону новости офицерам внизу. Один из последних сброшенных японцами «подарков» снёс угол станции. Ударной волной Форда сбило с ног и контузило. Вдобавок он получил осколок в левую руку. Но, несмотря на это, камера продолжала работать. Когда Форд очнулся, пара рядовых перевязала ему руку и попросила спуститься вниз. Помощника с камерой Bell & Howell тоже контузило одним из близких попаданий.
Самолёт, который едва не убил киношников, сбили зенитки. Теперь операторы снимали с земли горящий ангар, огонь ПВО, уничтоженный госпиталь А ещё молодых морпехов, которые посреди всего этого бедлама поднимали звёздно-полосатое знамя. Строго по расписанию. Режиссёр видел и как японцы расстреливали сбитого американского лётчика, даже когда тот уже был в воде. Другой оператор Форда, лейтенант Кеннет Пир, снимал битву прямо с борта самолёта авианосца «Хорнет».
Кинохитрости
Теперь предстояло смонтировать из четырёх часов немых записей смотрибельный фильм. Чтобы избежать флотской цензуры, редактор Роберт Пэрриш спрятался с плёнкой в маленькой студии в долине Сан-Фернандо, на юге Калифорнии. А ведь ещё надо было дать флоту, морской пехоте и армии строго одинаковое время на экране.
За пару дней до битвы Форд по пути к Мидуэю снял полёты торпедоносцев «Хорнета». Той самой 8-й эскадрильи, которая в полном составе не вернулась из боевого вылета. Режиссёр специально включил эти записи в кино. А потом сделал специальную версию о лётчиках на 8-мм плёнке для дешёвых домашних проекторов с указанием имени и звания каждого члена экипажа. И выслал копии фильма семьям всех погибших.
Когда лента о Мидуэе была уже почти готова, Форд прямо из кармана достал цветную запись на три секунды съёмки майора морской пехоты Джеймса Рузвельта, сына некоего Франклина Делано Рузвельта, и она тоже вошла в фильм. Режиссёр также специально оставил моменты, где камеры тряслись от взрывов.
Кино озвучили лучшие люди Голливуда, с характерными голосами Генри Фонда, Дональд Крисп, Ирвинг Пичел. Актриса Джейн Дарвелл задавала вопросы от лица простой американской матери и женщины: «Ой, а этот юноша выглядит так знакомо. Да он же из нашего Спрингфилда в Огайо! Надеюсь, он не будет летать на этих огромных летающих крепостях» «Ещё как будет, мэм!»
Первый вариант фильма вместе с озвучкой и музыкой был готов всего за шесть дней. Показали кинобоссам всё понравилось, но надо добавить съёмки в студии, на модельках. Форд отказался. Первый официальный показ состоялся для президента Рузвельта, его жены и нескольких советников. А затем прокат по всей стране и «Оскар» за лучший документальный фильм.
Много позже, в 1968 году, Форд говорил: «На самом деле я трус. Мужество это то, что, я не знаю, найти довольно сложно. Всё, что я знаю, это то, что я несмелый. О, вы идёте вперёд и делаете что-то, но после того, как это закончится, колени начинают трястись».
Форд вспоминал участников битвы: «Они были детьми и отлично проводили время. Никто из них не был встревожен. Я имею в виду, что, если бомба падала, они смеялись и говорили: Боже мой, это было близко. Я был действительно поражён. Я думал, что некоторые из них, один или два, испугаются но нет. Я никогда не видел большего мужества. Я подумал: Мы победим, если у нас будут такие ребята».
Рядом с ними режиссёр, который лично снимал под огнём и получил кучу наград, включая «Пурпурное сердце», считал себя трусом. Зато он смог увековечить участников войны на плёнке.

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

«БИТВА ЗА МИДУЭЙ» ДЖОНА ФОРДА: КАК ЛЕГЕНДА ВЕСТЕРНОВ СНИМАЛ НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ Автор статьи - Евгений Белаш Источник На что способен человек, считающий себя трусом Знаменитый режиссёр Джон Форд,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *