ЗАГАДОЧНЫЕ «ПОСЛЫ»

ЗАГАДОЧНЫЕ «ПОСЛЫ» Эта картина, хранящаяся в Национальной Лондонской галерее одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна. Это не просто портрет, это отражение эпохи,

Эта картина, хранящаяся в Национальной Лондонской галерее одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна. Это не просто портрет, это отражение эпохи, наполненное смыслами и символами. «Послы» как шкатулка, которую сложно открыть, не владея секретом.
Картина была написана в нервное время: в 1529 году в Базеле, где тогда жил и творил художник, начались иконоборческие выступления. Люди с остервенением громили церкви, крушили алтари и статуи святых. У художников исчезла последняя возможность получить заказ теперь никто не просил их исполнить алтарь и иконы.
Гольбейн переезжает в Англию. Но и там обстановка оказалась не лучше: после того, как папа Римский отлучил от церкви Генриха VIII, который желал развода с королевой Екатериной Арагонской, в Англии родилась новая церковь англиканская, во главе которой встал сам Генрих. Покровитель Гольбейна, Томас Мор, был обвинен в государственной измене и заключен в лондонский Тауэр.
Но, к удивлению художника, король предложил ему свое покровительство. Художник украшает росписями резиденцию представителей Ганзейского союза и пишет их портреты; создает эскизы для предметов роскоши и произведений прикладного искусства.
В числе прочих заказов он пишет портрет Жана де Дентвиля, посла французского короля Франциска I. Дентвиль должен выполнить важную миссию — предотвратить окончательный разрыв Англии и Ватикана, защитить интересы своей страны.Этот молодой француз очень хотел запечатлеть свой облик на большом полотне в полный рост, во всем великолепии своей молодости и статуса. Картина должна была украсить Полиси — фамильный замок семейства Дентвиль недалеко от Труа. Заказчик также пожелал, чтобы на картине был изображен и его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавура (крупного города недалеко от Тулузы), дипломат, ученый и любитель музыки. Сельв специально приехал в Лондон в апреле 1533 года, чтобы позировать художнику.
Гольбейну удалось создать настоящий шедевр полотно, блестящее по живописи и композиции. Он создал портрет эпохи
Заказчик изображен на картине слева. В роскошной шубе с пышными рукавами, подбитой горностаем, он стоит, опираясь на этажерку, покрытую восточным ковром. На шее Дентвиля цепь со знаком ордена Святого Михаила, основанного во Франции Людовиком XI в 1469 году. Принадлежность к этому ордену считалась большой честью. Дентвиль выглядит, как важная персона, он посол «короткого платья», то есть представляет светскую власть (посол «длинного платья» представитель религиозной власти). Правая рука Дентвиля лежит на кинжале, на котором выгравирована надпись «Net. SV. AE. 29», означающая, что этому господину 29 лет.
Дентвиль хотел иметь картину-биографию, и все свои желания четко изложил художнику.
Мсье Дентвиль имел слабое здоровье и жаловался, что во время пребывания в холодной и сырой Англии «не имел и восьми здоровых дней», вот почему на нем шуба. Молодой посол был по тем временам весьма образованным человеком, он не только любил живопись, но и увлекался музыкой и науками, поэтому Гольбейн изобразил на видном месте научные приборы. Среди инструментов на верхней полке этажерки армиллярная сфера. Этот прибор использовался для определения положения Солнца и звезд, а также установления даты и времени. Слева на той же полке астрономический глобус. Возможно, он намекает на революционное открытие Коперника, согласно которому в центре Солнечной системы находится Солнце, а не Земля. Ниже художник расположил обычный глобус, модель земного шара. Он повернут таким образом, чтобы были видны страны, связанные с посольской миссией Дентвиля, и континенты, контуры которых соответствуют представлениям той эпохи. На одном из полюсов видна вмятина. Это техническая новинка тех лет дорожный надувной глобус из кожи, который, видно, плохо надули. В угоду заказчику, Гольбейн указал на глобусе поместье Дентвиля Полиси.
Рядом с рукой де Сельва изображены солнечные часы с датой 11 апреля 1533 года важным днем в жизни друзей.
Время, в которое жил Жан де Дентвиль и де Сельва, было временем великих географических открытий. Средневековую схоластическую науку понемногу вытеснял материалистический подход к процессам, происходящим в природе. И художник языком живописи рассказывает об этом сломе эпох именно поэтому на картине «Послы» вместо икон и изображений святых изображены научные приборы. Однако то время было и временем великих религиозных войн, потому на столике рядом с глобусом лежит большая открытая книга, сборник духовных гимнов, переведенных с латыни на немецкий язык Мартином Лютером. Книга недвусмысленно говорит о религиозных предпочтениях двадцатипятилетнего Жоржа де Сельва (о его возрасте свидетельствует надпись на обрезе книги, лежащей под локтем его правой руки, NET ATIS SV AE 25, «Возраст 25») . Она открыта на страницах с песнопениями «Приди, Дух Святой Господь Бог» и «Человек, если ты хочешь быть счастливым».
Выбор этих гимнов неслучаен в них нет ничего, противоречащего основным принципам христианства. Таким образом, Гольбейн и Сельв призывают к реформации церкви на основах протестантизма, но без отделения от Ватикана.
Католик-либерал Жорж де Сельв полагал, что причины лютеранской ереси следует искать, прежде всего, в ошибках, совершенных и совершаемых римскими иерархами. Ведь все знали о безмерном честолюбии кардиналов, покупавших себе сан, о папах, бесстыдно нарушавших все нормы морали и тем оскорблявших Христа и веру. Жорж де Сельв призывал к единству всех христиан. Недаром рядом с книгой гимнов лежит лютня, символизирующая как любовь к музыке, так и душевную гармонию. Да только вот у лютни порвана струна, и это тоже символ, символ нарастающего конфликта между католиками и протестантами, грозящего кровавой войной.
Вверху слева за зеленым занавесом художник изобразил распятие. Он словно говорит, что Христос незримо присутствует во всех делах человеческих, направляет и защищает этих молодых людей, наделенных важнейшей миссией, но при этом напоминает о греховности человека и неизбежности смерти.
Итак, вроде все понятно на этой картине.
Но что за продолговатый предмет валяется на полу, у ног послов Он, невольно приковывая к себе внимание своей непохожестью ни на что, будто не лежит, а парит в воздухе и явно мешает общему впечатлению. Сей странный предмет так называемая анаморфоза, совершенно искаженное изображение некоего предмета в кривом зеркале. Чтобы увидеть его первоначальные формы, нужно отойти от картины, посмотреть на нее сбоку, примерно с двух метров и с того же уровня, на котором находятся глаза послов. Тогда становится понятно, что это череп. Гольбейн использовал тут особую форму перспективы, анаморфозу, впервые описанную Леонардо да Винчи в его записных книжках. Художники эпохи Возрождения очень увлекались анаморфозами, а в XVII веке во Франции уже были изданы книги, в которых последовательно излагались ее принципы. Видимо, Гольбейн хотел показать, что в мире есть нечто, что человек хочет, но не может увидеть. А то, что неизвестно, внушает страх. Череп символ смерти. И человек не должен забывать, что рано или поздно она к нему придет. Mementi mori таков девиз Дентвиля. Череп также красуется на медальоне, на берете посла и, скрытый в анаморфозе, еще раз напоминает о бренности жизни.
Юргис Балтрушайтис так писал об этой картине Гольбейна: «Первое действие разыгрывается, когда зритель входит через главную дверь и оказывается на некотором расстоянии от двух господ, выступающих в глубине, как на сцене. Он восхищен их позами, пышностью сцены. Единственное, что нарушает гармонию, это странное тело у ног персонажей. Физический, материальный аспект видения еще более усиливается, когда приближаешься к картине, но странный предмет становится еще менее понятным. Обескураженный посетитель уходит в правую боковую дверь, единственно открытую, и тут начинается второе действие. Уже выходя в соседний зал, он поворачивает голову, чтобы в последний раз взглянуть на картину, и тогда вдруг все понимает: ракурс полностью скрывает сцену и делает видимым скрытое изображение. На месте прежнего великолепия он видит череп. Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается».
Но на этом игры со смыслами не кончаются.
Если посмотреть на череп в стеклышко, можно увидеть, что Гольбейн внутри большого черепа изобразил еще один, маленький. Изображения черепа неслучайны еще и потому, что на английском языке фамилия художника звучит близко к hollow bone, «полая кость», а фамилия Дентвиля заставляет вспомнить французские слова dent vide «пустой зуб». Можно представить, как мсье Дентвиль развлекал в своем замке Полиси гостей. После сытного угощения, когда уже было выпито изрядное количество вина, он доставал сверкающее стеклышко, диковинку в то время, и предлагал им посмотреть сквозь нее на картину знаменитого немецкого художника Гольбейна. Некоторым и стеклышко было не нужно они оказывались в нужном месте, и тогда перед разгоряченными алкоголем господами вдруг представал череп, доселе скрытый от их глаз. Наверное, это было потрясение после сытного обеда вдруг такое яркое напоминание о неминуемом конце
…Выполнив свою миссию, послы уехали на родину, во Францию, а Гольбейн остался в Англии. Король сделал его своим придворным живописцем. Находясь при дворе, художник написал множество портретов, среди которых и сам король, и его домочадцы, и придворные лорд Кромвель, Анна Клевская, Джейн Сеймур, дети короля и многие другие…
Тема смерти звучит и в других работах художника. Она была близка каждому человеку, жившему в то бурное время, опустошительные эпидемии, войны, несчастья, уносившие самых близких и дорогих. Еще в 1522 году, когда ему было 24 года, Гольбейн написал страшное полотно «Мертвый Христос в гробу», на котором была она, Смерть. На картине двухметровой длины Христос изображен так, как никто его не писал Спаситель лежит, раздавленный могильной плитой, с остекленевшими глазами и тронутыми разложением ногами и руками. Художник изобразил человека, перенесшего нечеловеческие страдания, израненного, в синяках, ссадинах, кровоподтеках. А в глазах смерть.
После «Мертвого Христа» Гольбейн сделал серию гравюр «Пляска смерти», на которых смерть вырывала торговца у его товаров, забирала ребенка у родителей.
Гольбейн недаром так много размышлял о смерти она ходила рядом с ним, а в 1543 году прибрала его к себе. Это случилось поздней осенью, когда Лондон захлестнула эпидемия чумы. Он умер в самом расцвете лет и таланта ему было всего около 46 лет. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов для Генриха VIII.
А картина «Послы» долгое время считалась одним из самых ценных шедевров, которыми владела Франция. В 1900 году полотно приобрела Национальная Лондонская галерея, и с тех пор оно украшает это собрание мировой живописи.

ЗАГАДОЧНЫЕ «ПОСЛЫ» Эта картина, хранящаяся в Национальной Лондонской галерее одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна. Это не просто портрет, это отражение эпохи,

ЗАГАДОЧНЫЕ «ПОСЛЫ» Эта картина, хранящаяся в Национальной Лондонской галерее одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна. Это не просто портрет, это отражение эпохи,

ЗАГАДОЧНЫЕ «ПОСЛЫ» Эта картина, хранящаяся в Национальной Лондонской галерее одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна. Это не просто портрет, это отражение эпохи,

ЗАГАДОЧНЫЕ «ПОСЛЫ» Эта картина, хранящаяся в Национальной Лондонской галерее одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна. Это не просто портрет, это отражение эпохи,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *