Лучший «двоечник» кригсмарине

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

Автор статьи — Владимир Нагирняк
Источник —
Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив за время войны почти полсотни судов общим тоннажем свыше 200 000 брт, этот подводник занял второе место в списке наиболее результативных командиров субмарин, уступив только Отто Кречмеру. За свои достижения Лют был удостоен множества наград. Среди коллег-подводников он выделяется ещё и тем, что стал кавалером Рыцарского креста, командуя небольшими лодками II серии. Действуя на U-9 и U-138, Вольфганг Лют оказался лучшим «двоечником» кригсмарине. Высшую награду Вольфганг Лют получил в октябре 1940 года, после своего последнего похода на малой лодке.
Весёлые дни в Лориане
26 сентября 1940 года U-138 пришла в Лориан, завершив первый в своей истории поход. Вольфганг Лют достиг лучшего результата среди подлодок II серии, прозванных в кригсмарине «челнами» четыре судна на 34 644 брт. Сразу после возвращения «двойка» стала в док для ремонта, который затянулся на десять дней. Лют и его экипаж впервые оказались во Франции и провели это время весело. По воспоминаниям штурмана U-138 Петерсена, подводники выпили немало вина и шампанского. Да и Лют не был бы самим собой, если бы не занялся досугом своей команды. Он организовал экскурсии по окрестностям и товарищеские футбольные матчи с экипажами других лодок.
В тот момент в Лориане собрался весь цвет подводных сил кригсмарине. Там находились лодки Гюнтера Прина, Отто Кречмера, Йоахима Шепке и других подводных асов Германии. Они вернулись из победоносного похода, в котором нанесли поражение конвою НХ-72, подвергшемуся первому удачному нападению «волчьей стаи». Теперь офицеры-подводники праздновали свой успех, а также «обмывали» Рыцарский крест Шепке, кавалером которого тот стал 24 сентября. Лют, пока не стяжавший громкой славы, не знал, что вскоре тоже получит эту награду, которая сделает его равным всем асам подводной войны.
6 октября завершившая ремонт U-138 вышла из дока. В ближайшие сутки экипажу предстояло подготовить лодку к новому походу. К утру 8 октября все работы были закончены, и «двойка» покинула Лориан в сопровождении сторожевиков. Расставшись с эскортом в полдень, Лют продолжил плавание самостоятельно, ведя лодку к Северному каналу, где, согласно полученному приказу, ему и надлежало действовать.
В поисках целей
Первые сутки похода омрачила поломка рулевого управления. Экипажу пришлось устранять неисправность в море. К счастью, лодка пока находилась в районе, где вражеская авиация была пассивна. Всплыв на поверхность, подводники успешно справились с ремонтом. 10 октября U-138 приблизилась к южному побережью Ирландии, где её стали тревожить английские самолёты. Соблюдая осторожность, Лют начал огибать Зелёный остров с запада. На следующий день после полудня «двойка» приняла с U-48 радиограмму, которая сообщала об обнаружении у банки Роколл следовавшего на восток конвоя. Лют решил подключиться к преследованию, но спустя 12 часов получил сообщение о потере контакта.
Утром 12 октября верхняя вахта заметила дым на горизонте. Его источником был пароход, который немцы оценили в 2000 брт. Преследование цели ни к чему не привело: судно шло гораздо быстрее лодки. Вдобавок начавшийся ливень помог пароходу скрыться от субмарины. Лют утешился тем, что гонка вывела U-138 прямо на подходы к Северному каналу. «Двойка» пришла к месту выполнения своего задания, что подтверждали многочисленные самолёты и противолодочные корабли противника. Это сулило не только опасность, но и множество целей, которые стоило атаковать.
После полудня 13 октября «двойка» начала «охоту». Сначала Лют заметил одно судно, державшее курс на Северный канал, а затем другое, шедшее зигзагом. Решив атаковать вторую цель, он начал маневрировать под водой, чтобы занять удобную позицию для торпедной стрельбы. Журнал боевых действий U-138 так описывает последовавшую в 15:32 атаку:
«Квадрат АМ 5328.
Произвёл два выстрела. Курсовой угол 90°, скорость цели 10 узлов, целюсь в место в 30 метрах от носа, дистанция 250 метров, глубина хода торпеды 3 метра. На носу видно название «Даргун», флаг норвежский, груз древесина. Я стреляю двумя торпедами, чтобы быть уверенным в попадании в маневрирующее судно и потопить его, несмотря на его груз. Через 16 секунд = 240 м, попадание между мостиком и передней мачтой. Тёмное облако взрыва рядом с мачтой. Вторая торпеда прошла мимо. Судно замедляет ход, видно его кормовое орудие (около 8,8 см) и крен на правый борт. Обхожу его за кормой, чтобы стрелять G7а с близкого расстояния в левый борт. В это время судно снова набирает ход и уходит в направлении Северного канала, имея небольшой крен на правый борт».
Лют не ошибся в идентификации цели. Норвежский теплоход «Даргун», пересёкший Атлантику в составе конвоя НХ-77, шёл в Клайд. Но командир «двойки» совершенно напрасно посчитал его торпедированным. Люта подвёл оптический обман: торпеда действительно взорвалась, но рядом с теплоходом, не причинив ему никаких повреждений. Перепуганный «норвежец» радировал об атаке подводной лодки и дал дёру к побережью. Ему навстречу вышли английские эсминцы, принявшие судно под свою защиту.
После неудачной атаки U-138 всплыла для дальнейшего поиска целей. Вскоре немцы заметили ещё один пароход. Атаковать его помешал внезапно появившийся гидросамолёт. К этому времени погода испортилась, снова пошёл дождь. Пока лодка уклонялась от самолёта погружением, судно скрылось в ливне и пропало из виду. В условиях плохой видимости и наступившей темноты продолжать преследование не имело смысла. Лют решил отложить дело до утра и уйти из этого района, чтобы не привлекать к себе внимания противолодочных сил противника.
Подарок на день рождения
Отойдя севернее и дав отдохнуть экипажу, Лют продолжил охоту утром 14 октября. В первой половине дня не произошло никаких событий. Лишь в 16:28 немцы заметили эсминец, а вслед за ним и несколько больших пассажирских пароходов. Конвой! Расстояние до него составляло 4000 м. В подводном положении лодка начала преследование. Лют рассчитывал сблизиться с его последними судами и атаковать их, но они изменили курс, оставив его с носом. Тогда U-138 всплыла и снова стала наблюдать за районом.
В 18:27 Лют готовил радиограмму в штаб о последнем контакте с упущенным конвоем, как вдруг поступили сообщения с U-137 и U-93 о других замеченных конвоях. Лют решил сначала попытаться найти свой, а потом присоединиться к U-93. Радиограмма Дёницу так и осталась неотправленной. Вскоре командующий кригсмарине сам вышел на связь, приказав U-138 помочь Клаусу Корту на U-93. Дёниц стягивал к обнаруженному Кортом конвою другие лодки, чтобы провести групповую атаку. Чуть позже Лют получил приказ оставаться у Северного канала и ждать появления противника.
Однако перед полночью из штаба перестали поступать сообщения о конвое Корта. Лют не знал, что делать. Свою цель он упустил, и не было ясности, выйдет ли на него преследуемый U-93 противник. Командир U-138 был так огорчён, что даже забыл про свой день рождения, который наступал 15 октября. Зато про него помнил экипаж. В полночь вахтенный офицер Франц Грамицки растолкал заснувшего командира, чтобы вручить ему бутылку коньяка. А в 02:30 верхняя вахта сообщила с мостика в центральный пост, что на горизонте показался конвой. Это был ОВ-228 настоящий подарок имениннику от англичан.
Борьба с конвоем
Немцы насчитали в конвое до 30 судов, которые шли восемью колонами по три-четыре парохода в каждой. В действительности ордер ОВ-228 состоял из сорока судов с эскортом из четырёх противолодочных кораблей. Условия для атаки нельзя было назвать идеальными. Светила луна, только периодически скрывавшаяся за облаками. Её заход ожидался лишь в восемь утра, но Лют не хотел ждать. Он решил рискнуть и атаковать из надводного положения. Немцы не заметили эскортных кораблей, а пароход впереди ордера приняли за вспомогательный крейсер, так как он шёл с отрывом и совершал зигзаги.
U-138 начала обходить конвой слева, чтобы занять позицию впереди и атаковать с правого фланга. После двухчасового маневрирования Лют оказался в трёх километрах впереди первого ряда пароходов. Он выбрал целями три танкера и начал действовать.
В 05:10 «двойка» с дистанции 3800 м выпустила в танкер из центральной колонны парогазовый «угорь». Спустя две минуты она повторила выстрел, атакуя электроторпедой другой танкер, находившийся на расстоянии 2500 м от неё. В 05:15 U-138 выпустила с 2000 м последний «угорь» в третий танкер.
Попадание первой торпеды совпало с третьим залпом. В 05:15 раздался взрыв, сопровождаемый выбросом пламени и дымом торпеда поразила цель в корму. Судно осело в воду и спустя 12 минут затонуло. Вторая стальная «сигара» ушла в «молоко». Третий «угорь» взорвался через минуту и 56 секунд. Немцы наблюдали его попадание в корму танкера. Как и в первом случае, в небо взвился столб пламени, а затем появилось облако чёрного дыма. Танкер осел кормой и погрузился в воду почти до мостика. Что с ним произошло дальше, Лют и Грамицки уже не видели.
Завершив торпедную стрельбу, лодка начала быстро отходить, пока её не обнаружили эскортные корабли. Ордер конвоя распался, пароходы расползались в разные стороны, поэтому «двойке» пришлось уклоняться от столкновений с судами. Лют отходил на запад, чтобы в начинавшемся рассвете держать силуэт лодки на тёмном горизонте. Дождавшись, когда противник покинет место атаки, он вернулся, чтобы найти торпедированный танкер и выяснить его название. Однако вместо судна Лют обнаружил там вражеский сторожевой корабль.
Так как на U-138 кончились торпеды, её командир решил возвращаться в Лориан. Поддерживать контакт с ОВ-228 не имело смысла, и в полдень 15 октября «двойка» стала возвращаться на базу. Обратный путь прошёл без происшествий. Через четыре дня, вечером 19 октября 1940 года, U-138 вернулась в Лориан.
Рыцарский крест
Обе поражённые цели Лют оценил в 10 000 брт каждую. Он не сомневался, что второй торпедированный танкер затонул. Об этом свидетельствует его радиограмма Дёницу, отправленная сразу после завершения атаки на ОВ-228. Лют указал, что потопил два танкера общим тоннажем 20 000 брт и повредил судно «Даргун». Однако эта заявка неверна. Лют переоценил тоннаж потопленных судов. На самом же деле 15 октября 1940 года U-138 торпедировала торговое судно «Боннэр» (5327 брт) и танкер «Бритиш Глори» (6993 брт). Став жертвой первого выстрела, «Боннэр» затонуло. «Бритиш Глори» был повреждён третьей торпедой, но остался на плаву. Англичане отбуксировали танкер в порт, и позже он был отремонтирован.
Если в своём первом походе на U-138 Вольфганг Лют недооценил потопленный тоннаж, заявив 29 000 брт против 34 644 брт в реальности, то во втором сильно переоценил его, приплюсовав лишних 15 000 брт. Таким образом, реальный общий результат «двойки» под командованием Люта составил 39 971 брт, хотя сам он заявил 49 000 брт. Добавив заявленные успехи U-138 к успехам U-9, Карл Дёниц получил внушительный результат. По его расчётам, командуя обеими «двойками», Вольфганг Лют потопил 12 торговых судов на 87 236 брт. И хотя подводник не дотянул до заветной планки в 100 000 брт, командующий счёл его достойным награждения Рыцарским крестом. 24 октября 1940 года Вольфганг Лют стал кавалером этого ордена.
Послевоенные исследования выявили, что Дёниц переоценил успехи своего подчинённого. Выяснилось, что реальный счёт Люта к 19 октября 1940 года составлял 13 судов на 56 640 брт. Хотя завышение общего тоннажа налицо, это не обесценивает достижения Люта среди командиров малых лодок II серии: никто из них не смог приблизится к рубежу в 50 000 брт. Вторым по результативности «двоек» стал Эрих Топп на U-57 с 36 000 брт.
Отметим, что в годы Второй мировой войны кавалером Рыцарского креста стал ещё один командир «челна» Карл Фляйге с U-18, воевавший на Чёрном море в составе 30-й подводной флотилии. Его награждение состоялось в июле 1944 года и носило сугубо пропагандисткой характер, так как единственной «добычей» Фляйге стал советский тральщик ТЩ-11. Разумеется, сравниться с Лютом он не мог. Командир U-138 и U-9 по праву может считаться лучшим «двоечником» кригсмарине.

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

Лучший «двоечник» кригсмарине Автор статьи - Владимир Нагирняк Источник - Среди подводных асов Германии Второй мировой войны личность Вольфганга Люта привлекает к себе особое внимание. Потопив

.

Предыдущая запись Необычные фото из Канады
Следующая запись Северное сияние над арктической научной станцией Амундсен-Скотт на Южном полюсе.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *