ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER —

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Его национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и канадцем. А может и австралийцем или вообще новозеландцем. Он может быть разным. Выполнять совершенно разные функции в разных армиях мира. Но в то же время он — основной бронетранспортер армий стран Британского Содружества наций и самый массовый БТР Второй мировой войны.
С 1937 по 1945 годы таких машин изготовлено около 90 000 единиц!
Речь идет о легком многоцелевом бронетранспортере Universal Carrier.
Он воевал в британской, австралийской, канадской, новозеландской и даже индийской армии. А на восточном фронте он воевал и за РККА, и за вермахт.
Эта машина имела столько модификаций, что просто дух захватывает:
В Красную Армию по ленд-лизу поставлялись только машины «Универсал» Мк1. Именно универсальность и привлекала командование нашей армии в этих машинах.
Естественно эти машины пошли в разведывательные подразделения танковых и механизированных частей и соединений. Таких, как мотоциклетные разведывательные батальоны, мотоциклетные полки, танковые бригады механизированных корпусов. Советские солдаты успешно использовали этих малышей вплоть до окончания войны.
Можно, конечно, сказать, что машин такого класса в РККА не было. но это если рассматривать машину по названию и по назначению. Но В СССР к этому времени была разработана целая гамма аналогичных транспортеров! Но назывались они легкими тягачами.
Как тут не вспомнить «Пионеров» и «Комсомольцев»!
(пост от 23.12.19
Тем более, что процесс «рождения» «Универсала» и «Комсомольца» практически одинаков. «Родители» этих машин долгое время занимались легкими танками. Да и по времени разработки машины почти идентичны.
Первые образцы семейства бронетранспортеров, созданного на базе легкого танка (танкетки) «Виккерс-Карден-Лойд», были выпущены в 1937-1938 годах. Это были низкие открытые сверху бронированные машины, приспособленные под установку пулеметов «Виккерс» и «Брен».
Западные эксперты вообще считают англичанку прототипом для большинства европейских танкеток. А вот британская армия машину не приняла. Никакие усовершенствования к успеху не привели. Можно считать, что эта машина неудачна изначально.
Бронетранспортер универсального назначения «Универсал», появился в 1940 году. Он предназначался для использования в качестве разведывательной машины в пехотных и разведывательных подразделениях, тягача для артиллерийских систем, наблюдательных и командирских машин, транспортеров для пулеметов, минометов и огнеметов.
Ходовая часть первых модификаций выполнялась с тремя опорными катками на борт, последующие модификации имели по четыре опорных катка на борт. Подвеска этих машин блокированная на два катка со спиральными пружинами. Гусеница металлическая мелкозвенчатая.
Привод осуществлялся от четырехтактного V-образного бензинового двигателя «Форд» мощностью 100 л.с. Двигатель был установлен в силовом отделении, находящемся в кормовой части машины, здесь же смонтирована механическая 5-скоростная коробка передач и бортовые фрикционы. Отделения управления и десанта располагались в передней части машины. Здесь, в зависимости от назначения машины устанавливалось вооружение, аппаратура или размещался десант в количестве 3-4 человек.
Низкое удельное давление на грунт (порядка 0,45 кг/кв. см.) и наличие мощного двигателя дало возможность конструкторам совместить в машине два часто исключающих друг друга качества -высокую проходимость и скорость.
Относились к этому бронетранспортеру советские разведчики неоднозначно. С одной стороны, машина простая и достаточно скоростная. А для солдата всегда лучше плохо ехать, чем хорошо идти. А с другой стороны, машина «издевалась» над разведчиками по полной программе.
Дело в том, что в разведку набирали людей достаточно мощной комплекции. Да и обмундирование солдатское было не из современных материалов. Особенно зимой. Ватники, шинели, ватные же штаны. А в конструкции «Универсала» была одна фишка, которая делала то жизнь десанта (летом), то командира группы и водителя (зимой) просто невыносимой.
Расположение двигателя в кормовой части вынудило конструкторов расположить капот двигателя в десантном отделении. Этакий «стол» посередине. А разведчики сидели спиной к бортам, упираясь коленями в этот стол! Причем, учитывая габариты солдат и габариты машины, колени от капота отодвинуть было тоже проблематично. А теперь представьте себе лето где-нибудь на юге России. И горячий капот двигателя, в который вы упираетесь коленями. Правда командир и водитель в отделении управления в этом варианте только посмеивались. Они никак не соприкасались с горячим металлом. Наоборот, ветерок обдувал. Не езда, а курорт.
Но зимой командир и водитель при любой остановке перебирались «посидеть на столе» в десантное отделение. Ветерок зимой делал езду в отделении управления пыткой. Вот тогда-то посмеивались уже разведчики
Вот пример боевого применения данного бронетранспортера — описание подвига в наградном листе советского воина.
В конце 1943 года советские войска, разгромив гитлеровцев на р. Молочной, вышли к Перекопу. Бригады 19-го танкового корпуса расчленили горнострелковую дивизию. Вражеские колонны метались по степи, надеясь оторваться от наших войск и пробиться в Крым.
Вести наблюдение за одной из таких колонн до подхода наших частей было поручено разведгруппе лейтенанта Галямова. Группа имела два бронетранспортера «Универсал» и мотоцикл с коляской.
«В районе Ново-Натальевки один из бронетранспортеров нашей разведгруппы обстрелял противника и отошел за стога соломы. Здесь разведчики захватили «языка» замешкавшегося солдата из гитлеровской колонны. Пленный оказался писарем штаба дивизии. Он рассказал, что командование колонны с группой солдат уехало вперед. Разведчики помчались в указанном направлении. И действительно, в 10 км южнее Ново-Натальевки в кукурузе они обнаружили группу фашистов. Попав под огонь пулемета с бронетранспортера, гитлеровцы сдались. В плен вместе с солдатами охраны попали заместитель командира горнострелковой дивизии, начальник штаба и начальник санитарной службы«.
А в заключение — изюминка.
Руль! «Универсал» управлялся не рычагами, как танк или трактор, а «автомобильным рулем».
А не остался ли руль от колесного варианта транспортера Чего, казалось бы, проще пойти по тому же пути, по которому шли американцы. «Посадить» на шасси грузовика готовый кузов и получить колесную бронемашину или колесный бронетранспортер.
Действительно, такие попытки были. Первыми этим путем решили пойти британцы. Они даже не стали искать новое шасси. В 1940-м году корпус «Универсала» посадили на шасси бронеавтомобиля «Гай». Однако такой симбиоз привел лишь к ухудшению характеристик машины.
Следующую попытку «околесить» «Универсал» предприняли канадцы в 1944 году. Конструкторы попытались поместить корпус на шасси канадского грузовика «Форд» 4х4. Результат получился примерно таким же, как у британцев. Оба варианта колесного «Универсала» так и остались опытными.

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

 

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР UNIVERSAL CARRIER - САМЫЙ МАССОВЫЙ БТР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕго национальная принадлежность всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и

.

 

Предыдущая запись Бионический кот Вито: первый кот в Италии с ногами-протезами
Следующая запись Пиратский корабль-призрак

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *