ВОЕННЫЕ ПРОЖЕКТЫ

ВОЕННЫЕ ПРОЖЕКТЫ Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами

Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами уничтожения врага. Так, в одном месте шла лихая кавалерийская атака с пиками, в другом рукопашный бой, а совсем рядом на окопы надвигалось желтое облако ядовитого газа или бронированное чудовище, вооруженное пушками и пулеметами Но чаще все переплеталось воедино, находя воплощение в странных гибридах старого и нового. Таких, как противопульные доспехи-трансформеры или катапульты для метания ручных гранат. Впрочем, многие из таких изобретений стали порождением людей, на себе познавших все «прелести» войны нового типа.
Существовал проект бронеавтомобиля, который словно зерноуборочный комбайн особыми крутящимися серпами косил вокруг себя неприятельскую пехоту, а выдвижной циркулярной пилой срезал проволочные заграждения. Был также предложен к рассмотрению проект броневика, который посредством специальных форсунок, расположенных по периметру кузова, извергал вокруг себя пламя. Необходимо это было для того, чтобы отпугнуть от машины подползающих со всех сторон солдат противника
А вот у тех, кто находился вдали от линии фронта, в головах царила неразбериха. И очень многие из них продолжали считать, что война это марширующие под барабан и флейту стройные колонны статных гренадеров, время от времени выдающих слаженный залп в сторону противника… Испытывая неимоверный патриотический подъем и радея за победу в глубоком тылу, эти люди своими идеями, по их мнению весьма новаторскими, пытались помочь фронту.
Как водится, в первых рядах оказались активные дилетанты и изобретатели-самоучки. Сотни рационализаторских предложений завалили Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Императорской армии. Присылали свои проекты представители всех сословий и социальных слоев общества: от крестьян до профессиональных инженеров. Много было сделано действительно дельных, интересных предложений, но встречались и такие, что можно было только позавидовать выдержке и терпению офицеров ГВТУ. Ведь помимо изучения изобретения они были обязаны по почте отправить автору свое заключение, сделанное в вежливой и корректной форме.
Только в последние годы войны ГВТУ переложило расходы на почтовую переписку на авторов забракованных проектов.
«Пулеход» Шовкопляса Шовкопляса
1 августа 1915 года, ровно через год после начала Великой войны, крестьянина Минусинского уезда Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса обуревало предчувствие кануна последних времён и конца света. Стремясь сбросить камень с души, он не мешкая написал письмо военному министру Российской империи с изложением своей идеи: создать «такое приспособление чтобы наш солдат мог прилететь за несколько верст через несколько минут или часов к ему на встречу на растояние 3 или 5 сажен и слать ему в грудь пули как дождь спулимета и всякие снаряды а самого солдата не видать и ништо ему не вредит кроме бомбы». (Здесь и далее орфография и стилистика первоисточника сохранены)
В письме не содержалось никакого технического описания задумки Шовкопляса. Крестьянское сознание, полное веры в технический прогресс, тем не менее, цеплялось за окружающие предметы быта в поисках аналогий и прообразов. И таковым стал челнок подвижная деталь ткацкого станка, прокладывающая поперечные нити при создании ткани.
«Я сообразил што можно устроить машину на подобие челнока швейной машины старого типа увеличить в несколько раз больше устроить машину прикрепить к задней части пулимет под делать колеса под его снабдить снарядами и пустить у действие», простодушно писал Шовкопляс. В конце письма он изобразил и курьёзный эскиз придуманной боевой машины, получившей название «Пулеход». Несмотря на невероятную простоту рисунка, в нём были учтены и моторный отсек («машина опарата»), и ходовая часть, и боевое отделение с боеукладкой!
Бочка-митральеза «Вулкан» Сухманова
В мае 1917, в ответственный период подготовки крупного наступления русской армии, призванного переломить ход войны, в Инженерный комитет ГВТУ обратился некто гражданин Сухманов. Его предложение было сумбурно описано, а схематический чертёж ныне утрачен. Но чего стоило уже название проекта «Бочка-митральеза Вулкан». Речь шла об особой бронированной бочке до 7 аршин (5 метров) в диаметре и 9 аршин (6,4 метра) в длину. В каждом днище бочки Сухманов предлагал расположить пулемёты. Самой любопытной деталью проекта была ходовая часть: изобретатель отказывался от мотора в пользу мускульной силы. Приводить цистерну в движение следовало одному-двум сидящим внутри неё рабочим.
Сухманов писал: «На цилиндрическую горизонтальную часть бочки с внутренней стороны устанавливается на 4 колесиках деревянный станок с механизмом для движения и торможения бочки, а к нему подвешивается другой станок с деревянным полом для помещения груза… Вращение бочки достигается 2 маховиками с педалями, на которые нажимает сидящий рабочий, помещёнными по обеим концам неподвижного станка для движения вперёд и назад». Он предусмотрел и раму на оси своей «бочки-митральезы» для буксировки её на конной тяге по пересечённой местности. В случае же порчи маховиков, добавлял Сухманов, «имеется возможность вращать бочку простым переступанием рабочего по внутренней стороне бочки», подобно белке в колесе.
Несложно догадаться, что специалисты Инженерного комитета ответили на это предложение разгромной критикой. Осуществлять перевозки даже на обычных телегах было проще. Далее тяжёлую цистерну с грузом до 1 тонны не сумели бы сдвинуть с места даже самые выносливые рабочие. А начав движение под уклон местности, бочка-митральеза «Вулкан» оказалась бы угрозой для самих русских войск, подобно той, что замышлял против немцев П. Скрозников.
Идея Сухманова была забракована. Однако он, сам того не подозревая, стал автором одного из первых проектов отечественного танка. Ведь в 1917 году само это слово ещё не стало международным, в переводе с английского языка означая «цистерна».
Каток Скрозникова
Крестьянин архангельской губернии Павел Скрозников предложил атаковать противника автомобилями, оборудованными тяжелыми катками, и уничтожать его, фактически закатывая в грунт. Видимо, изобретатель был уверен, что немецкие солдаты не в состоянии отойти в сторону от его боевого «асфальтоукладчика». Павел Скрозников стал одним из первых авторов, с кого эксперты ГВТУ потребовали компенсацию за почтовые расходы.
Эпициклоид «Обой»
Однако торжеством сумрачного гения можно считать воистину демоническое изобретение: машину-разрушитель крепостей — эпициклоид «Обой» львовского инженера Семчишина. Его изобретение, порожденное небывалым дилетантизмом и непоколебимой верой в размер и неистощимость российского военного бюджета, поражает воображение даже через сто лет.
«Обой» представлял собой огромный эллипсоид размерами 605 метров в высоту (Останкинская телебашня в Москве имеет высоту всего 540 метров) и 900 метров в длину. Корпус огромной яйцевидной конструкции выполнялся из закаленной стали толщиной всего 100 миллиметров. Машина приводилась в движение при помощи паровых двигателей, размещавшихся внутри аппарата и поднимавших маховик-эксцентрик, благодаря которому машина перекатывалась по земле. Экипаж, состоявший из нескольких сотен человек, попадал внутрь через люки, расположенные на оси вращения, поднимаясь на высоту 300 метров по веревочным лестницам (!). Видимо там же, на оси вращения, должно было располагаться вооружение супергиганта.
Двигаясь с крейсерской скоростью около 300 километров в час, он должен был стирать с лица земли вражеские крепости, перескакивать реки и горы, прокладывая при этом удобную колею для продвижения войск. Стартанув на границе Российской империи, эпициклоид уже через несколько часов должен был утрамбовать Берлин.
Электрошокер, голубь-бомба и клеевая пушка
Но не только масштабами удивляли изобретатели офицеров ГВТУ.
Так, на рассмотрение комиссии был представлен проект клеевой пушки, которая, по замыслу автора, должна была заливать вражеских солдат клеем до полного их обездвиживания посредством слипания членов и прилипания к ним оружия и прочих предметов.
Был и электрошокер массового поражения, представлявший из себя водомет, поливающий окопы противника водой и выстреливающий потом туда электроды под высоким напряжением, и голубь-бомба с зафиксированным хвостовым оперением, чтобы лететь только по прямой
А вот проект А. И. Кудрявцева, который летом 1916 года направил в ГВТУ описание и эскиз «Бронированного автомобиля сигарообразной формы» был забракован явно незаслуженно. В первых же строках письма автор перечислил конструктивные преимущества:
«Скользящую поверхность покатую, рикошетирующую ударяющие в нее пули; пулеметы расположены на поверхности кузова, не занимая места внутри; мотор помещенный в средине рамы шасси, дозволяет ремонт его, пуск, производить внутри; коробка скоростей служит как бы сиденьем».
Кудрявцев, как ему самому казалось, учёл все. Отсутствие рессор в конструкции броневика компенсировали пружины, помещаемые экипажем под фуражки. Руки пулемётчиков в выходных окнах без крышек защищали бронещитки. Бронеколпак с зенитным орудием в крыше кузова увеличивал огневую мощь. Теснота внутри автомобиля, даже при выносе пулемётов наружу, тоже подавалась как преимущество ведь вплотную прижатому к выходному окну водителю открывается больший обзор. Изобретатель был убеждён, что его детище благодаря форме кузова сможет послужить и скоростным тараном.
Однако вердикт ГВТУ по итогам обсуждения этого проекта был лаконичен: «Размещение людей в машине не рационально. Укрепление пулеметов не рационально. Укрепление пушки не рационально. Не только общая идея, но и ни одна составляющая ее мысль не может быть ни полезна, ни принята к сведению».
Невозможным сочли даже создание кузова предложенной формы. Хотя тут снобизм военных инженеров вскоре был развеян — по странному стечению обстоятельств очень похожая машина была замечена русской разведкой в составе одного из германских бронеотрядов буквально через несколько месяцев после рассмотрения изобретения в ГВТУ. Совпадение
Были и другие перспективные предложения. Например, снаряд, распыляющий облако муки с последующим его подрывом, прототип вакуумной бомбы, или заводной беспилотник для доставки бомб в недоступные для артиллерии участки укреплений.
Но поступали и предложения, реализация которых привела бы если и не к концу света, то как минимум к локальной катастрофе. Питерский инженер Авдеев предлагал создать и пустить по ветру на врага облако из хлора диаметром верст в 40-50
Так или иначе, но война нового типа породила и новые идеи, и остается только радоваться, что большинство из них так и остались прожектами.

ВОЕННЫЕ ПРОЖЕКТЫ Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами

ВОЕННЫЕ ПРОЖЕКТЫ Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами

 

ВОЕННЫЕ ПРОЖЕКТЫ Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами

ВОЕННЫЕ ПРОЖЕКТЫ Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами

ВОЕННЫЕ ПРОЖЕКТЫ Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами

.

 

Предыдущая запись Oбед, Моcквa, 1960е
Следующая запись Три поколения Ефремовых, 1970е годы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *