ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЕЛКИ: КАК РИГА СОЗДАЛА ГЛАВНУЮ ТРАДИЦИЮ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЕЛКИ: КАК РИГА СОЗДАЛА ГЛАВНУЮ ТРАДИЦИЮ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА Кто из нас представляет Новый год без украшенной елки, главного атрибута всех зимних праздников Практически в каждом

Кто из нас представляет Новый год без украшенной елки, главного атрибута всех зимних праздников Практически в каждом доме на эти праздники появляется зеленая красавица с игрушками и гирляндами. Откуда взялась традиция украшать на Рождество и Новый год елку, доподлинно неизвестно, зато точно установлено первое летописное упоминание о рождественской ели…
Изначально елка подготавливалась не к Новому году, а к Рождеству. Традиция эта возникла в средневековых германских городах и не так давно. Вообще-то елка это условное название; часто вместо привычной ели могли использоваться другие хвойные деревья, например, сосна или пихта. Впрочем, предлагаем обратиться к еще более раннему этапу истории.
Первоначальная традиция украшения деревьев к праздникам была связана со встречей мая. Тогда это было даже не дерево, а просто высокий столб, возвышавшийся посреди главной (торговой или ратушной) площади города. Установка столба происходила сразу же после Вальпургиевой ночи, когда колдовские силы отправляются на шабаш. С началом мая наступало время правления Доброй Богини, в честь которой наряжали дерево или столб. Вокруг разворачивались масштабные народные гуляния. Кстати, порой это майское дерево похищали, а горожане должны были поучаствовать в своеобразном квесте, чтобы его найти и утвердить силы добра.
Но со временем средневековая европейская традиция все более склонялась к украшению деревьев зимой. У некоторых народов, например, у кельтов, часто использовалась омела, ставшая одним из знаков англо-саксонской культуры.
А вот к Рождеству Христову деревья стали украшать не сразу. Непосредственно в Библии нет указаний на какое-либо праздничное дерево, однако в Евангелии от Иоанна имеется упоминание о том, что во время входа Господа в Иерусалим народ радостно приветствовал Спасителя ветвями финиковой пальмы. Вероятно, это указание из Нового Завета со временем послужило основой для появления особого дерева на главных площадях средневековых городов.
Впрочем, некоторые исследователи считают, что поводом для установления первых елок стала ветхозаветная история о грехопадении, когда Адам и Ева поддались искушению и вкусили запретный плод с райского древа. Ель в рождественские дни как будто должна была напоминать бюргерам о первородном грехе, поэтому ее ветви было принято украшать яблоками.
Еще одна легенда, весьма распространенная в Германии, рассказывает о том, как Святой Бонифаций приучил своих соотечественников перестать поклоняться дубу Одина, то есть отказаться от языческих обрядов, и предложил им вечнозеленую ель, спрятавшуюся под ветвями рухнувшего дуба, как символ бессмертия. Германцы с радостью приняли это предложение.
В общем, легенд и версий много, а вопрос один: когда же появилась старейшая в мире рождественская елка, а главное где На этот вопрос есть ответ. Правда, прежде стоит сделать еще одну оговорку: в средневековых городах поначалу была распространена традиция не устанавливать елку в честь Рождества Христова (которое следовало после дня зимнего солнцестояния), а сжигать.
Большое полено или пень устанавливали в Сочельник и понемногу сжигали в ходе двенадцати дней праздника. Предварительно полено следовало протащить через главную площадь города. Часто горожане пытались забрать себе кусочек дерева, который, как представлялось, привлечет в дом удачу и убережет от пожара.
Французы до сих пор отмечают Рождество по такому ритуалу праздничное полено у них называется la bûche de Noël, то есть «рождественский чурбан». У южных славян такое полено называется «бадняк», а скандинавы используют слово jul, которое часто служит местным названием Рождества.
Как свидетельствуют исторические данные, в средневековой Риге, которая была городом, где царили немецкие порядки, из года в год, отмечая Рождество Христово, тоже сжигали специальное полено.
И только в 1510 году в результате удивительного стечения обстоятельств ничего не сгорело.
На день зимнего солнцестояния члены Братства Черноголовых (торгово-религиозной общественной организации, занимавшейся в том числе устроением главных городских праздников) отправились в окрестный лес и выбрали ель для совершения традиционного ритуала сжигания полена. Положили большую лесную красавицу прямо посреди Ратушной площади и отвлеклись на свои дела. Елку, предназначенную для разрубания и сжигания, увидели веселившиеся поодаль дети. Пышная, пахнувшая свежим зимним лесом, она производила магическое впечатление. Ребятня сразу же принялась украшать елку кто-то повесил цветные нити, кто-то принес деревянные поделки, кто-то навесил митенки. И когда Черноголовые вернулись, они увидели богато наряженную ель, сжигать которую было бы грешно. Тогда кто-то из старейшин этого влиятельного сообщества принял решение установить ель посреди Ратушной площади.
Так средневековым рижанам был подарен яркий праздник. А в официальной документации братства Черноголовых сохранилось упоминание об этом событии, которое относится к самому началу XVI столетия.
Ни в одной европейской хронике того периода не найти описания подобного случая. Об этом же чуть позже говорит и известный прибалтийско-немецкий хронист Бальтазар Руссов, автор «Хроники провинции Ливонии». И уже значительно позже историю о рождении рижской рождественской елки рассказывает выдающийся писатель и просветитель Гарлиб Меркель.
Итак, 1510 год год, когда впервые в письменных источниках упоминается факт установки и украшения первой в истории мира рождественской ели.
Конечно, дети бюргеров, украшающие елку, это, скорее, красивая легенда, а с другой стороны, первопричин и вправду может быть много.
Главное чудо свершилось, и елку, приговоренную к сожжению, поставили и украсили на радость средневековым рижанам.
Правда, позднее, на Масленицу, дерево все равно было сожжено, так как огонь символизирует возрождение и победу добрых сил. Уцелели лишь несколько украшений. В числе экспонатов Музея истории Риги и мореходства под бронированным стеклом лежит пара тех самых первых украшений с праздничного дерева.
Затем представители протестантских общин начали рассказывать истории о том, что впервые у себя дома украшенную елку установил Мартин Лютер, как бы сопротивляясь традиции сжигания полена, распространенной у католиков. Упоминания о массовой установке домашних елок под Новый год на самом деле зафиксированы в документах Эльзаса но ровно через век после того, как в источниках впервые упоминается рижская елка.
В современной Риге на каменной плите звездчатой формы на восьми языках присутствует упоминание о первой новогодней (!) елке, хотя на самом деле она в 1510 году была именно рождественской.
Но в конце 2013 года между двумя балтийскими столицами Ригой и Таллинном вспыхнул международный елочный скандал.
Рига первой начала рекламную туристическую кампанию «Приезжайте на родину рождественской ёлки!». После чего мэр Таллинна в одном из официальных писем латвийскому коллеге заявил: «А всё-таки первую ель на рождество поставили у нас!». Однако Рига утверждала, что именно в их городе была найдена первая ёлочная игрушка и есть упоминание о деревянной пирамидке, устанавливаемой на рождество и сжигаемой на Масленицу. Но ведь, по большому счёту, это масленичная ель, а не рождественская, доказывали представители Таллинна, считая кульминацию в виде сжигания самым важным моментом. К тому же в Таллинне нашли более ранние архивные документы на одном из древних диалектов скандинавских языков, где дано указание «тащить» и «устанавливать дерево» в столице именно на Рождество.
Договорились, что обе традиции родом из одного и того же общества Братства черноголовых. Существовало оно как в Таллинне, так и в Риге. Закончилась история встречей премьер-министров балтийских стран, где после официальных тем был решен и елочный вопрос. Высокие договаривающие стороны постановили: родиной рождественской ели стоит считать Ливонию, в которую некогда входили оба балтийских государства.
Впрочем, это не так существенно: главное, что это прекрасное дерево и неважно, естественное или искусственное приносит праздник в дом. Под ней дети находят подарки от доброго и щедрого Деда Мороза, который каждый год неизменно приходит в каждую семью и дарит чудо.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *