КАК В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ РАСЦВЕЛИ ПОДСНЕЖНИКИ ИСТОРИЯ СКАЗКИ «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

КАК В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ РАСЦВЕЛИ ПОДСНЕЖНИКИ ИСТОРИЯ СКАЗКИ ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ Ярким примером свежего подхода к фольклорному сюжету, примером создания нового на основе старого, является пьеса

Ярким примером свежего подхода к фольклорному сюжету, примером создания нового на основе старого, является пьеса Маршака «Двенадцать месяцев», хорошо известная как по новогодним утренникам, так и по многочисленным экранизациям.
Как это ни удивительно, но история создания этой сказки началась в совсем «несказочные» времена в разгар Великой Отечественной войны. В то время Маршак отошёл от детской литературы он писал военные очерки, стихи и антифашистские эпиграммы. Приведу лишь одно, наиболее запомнившееся мне, четверостишие, написанное перед самым окончанием войны в апреле 1945-го:
«Год восемнадцатый не повторится ныне!»
Кричат со стен слова фашистских лидеров.
А сверху надпись мелом: «Я в Берлине».
И подпись выразительная: «Сидоров».
Но вернёмся в начало 1943 года, когда в газете «Литература и искусство» Маршак опубликовал обращение «Моему читателю»:
«Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им и в последний год писал только для больших.
Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки.
По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях это значит думать о будущем. И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени».
Тем не менее, эта просьба ребёнка, видимо, произвела на писателя впечатление. Маршак урывками находит время для создания своей пьесы о двенадцати месяцах, собравшихся у костра в новогоднюю ночь.
С. Маршак:
«Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». Мне казалось, что в суровые времена дети да, пожалуй, и взрослые нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке».
Нередко пишут, что в основе пьесы Маршака лежит словацкая сказка Божены Немцовой. Сам Маршак утверждал, что о Немцовой узнал гораздо позже, а «задолго до того слышал чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в чьей-то устной передаче».
Кстати, писатель сделал и прозаический пересказ первоисточника с подзаголовком «Славянская сказка». По нему видно, что для своей пьесы Маршак взял лишь завязку сюжета. Концовка же в первоисточнике напоминала эпилог сказки «Морозко» решив потребовать у месяцев побольше добра, в лес отправляется дочка мачехи, да там и замерзает. Никакой королевы с её указом в народной сказке нет, а значит, по сути, нет основной сюжетной пружины пьесы Маршака.
Что до королевы, то в ней легко узнаётся современница непосредственная и избалованная школьница, разве что наделённая большой властью.
«КОРОЛЕВА (нетерпеливо). Что же я должна написать
КАНЦЛЕР. Одно из двух, ваше величество: либо казнить, либо помиловать.
КОРОЛЕВА (про себя). По-ми-ло-вать Каз-нить Лучше напишу казнить это короче».
Именно поэтому вздорной девчонке взбредает в голову издавать указы против законов природы.
«КОРОЛЕВА. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель ПРОФЕССОР. Это невозможно, ваше величество.
КОРОЛЕВА. Вы опять
ПРОФЕССОР (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!
КОРОЛЕВА. Скажите пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать»
И природа, действительно, нарушает свои законы но не ради королевы, а ради падчерицы. Заметьте, месяцы делают это не просто из жалости, а и потому что уважают девушку. Каждый из них видел её где-нибудь за работой на грядке, в поле, в лесу.
Да и сами месяцы похожи на рачительных хозяйственников («Что, у тебя на речках да на озерах крепко лед стал» «Ничего, держится. А не мешает еще подморозить»).
С. Маршак: «Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному. Очень нелегко было построить четкий и стройный сюжет пьесы. Основное заключается в том, что в дремучем лесу после разгула стихий королевой оказывается скорей падчерица, чем сама королева, учителем солдат с его житейским опытом, а не профессор, наделенный книжной премудростью. Все, что обещала королева за подснежники шубу, наряды, катанье в санях, она получает в трудную минуту от великодушной падчерицы.
Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца.
Я решил вернуть ее домой из сказки в реальную жизнь с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат.
Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».
В июне 1943 года Маршак уже читает пьесу труппе МХАТ. К сожалению, воплотить «12 месяцев» на сцене удалось только после войны в 1947 году.
Военное время помешало и ещё одному замыслу. Дело в том, что к Самуилу Яковлевичу обратился сам Уолт Дисней. Каким-то образом знаменитому американцу попалась в руки сказка Маршака, и он захотел снять по ней мультфильм. К сожалению, письмо Диснея из-за военного времени дошло с большим опозданием.
Маршак всё же попытался спасти проект и решил обратиться за помощью к министру кинематографии А. Большакову. Большаков встречу назначил, но сам не пришёл. Прождав два часа в приёмной, Маршак плюнул и ушёл, оставив на двери записку:
«У Вас, товарищ Большаков, Не так уж много Маршаков».
Впрочем, сказку экранизировали и без Диснея. И не раз. В 1956 году вышел рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова. А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы Т. Имадзава и Я. Кимио (совместно с «Союзмультфильмом»). Интересно, что в японском прокате сказка шла под несколько мистическим названием «Ва Мори ва Икэтэйру» («Лес живой»). Но, конечно, самой известной экранизацией стал фильм Анатолия Граника, вышедший в 1972 году. Съёмки проходили летом, в павильоне, поэтому и зима, и подснежники были стопроцентно искусственными. Это совершенно не сказалось на популярности фильма, благодаря замечательной игре актёров. Тут и бывший «Старик Хоттабыч» Н. Волков в роли Профессора, и Л. Куравлёв в роли Солдата, и Т. Пельтцер в роли Гофмейстерины. А как позабыть блестящий дуэт Мачехи и шепелявящей дочки (О. Викландт и М. Мальцева)!
Интересно сложилась судьба исполнителей ролей Падчерицы (Н. Попова) и Апреля (А. Быкова). То, что Маршак запретил делать героям в сказке, актёры воплотили в реальной жизни то есть, взяли и поженились. Что до Королевы (в исполнении Лианы Жвании), то в неё был влюблён (правда, платонически) сын автора пьесы Иммануэль Самуилович, который всячески опекал съёмки фильма. Ну и, конечно, главная заслуга в успехе экранизации принадлежит режиссёру Анатолию Гранику, который, кстати, снимет ещё один замечательный фильм по сказке Маршака «Умные Вещи». Но его фильмы сам Маршак уже не увидит. Он умрёт 4 июля 1964 года.
Текст сказки «12 месяцев» Самуил Яковлевич пытался улучшить вплоть до своей смерти. Маргарита Алигер: «Эта сказка вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив».

КАК В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ РАСЦВЕЛИ ПОДСНЕЖНИКИ ИСТОРИЯ СКАЗКИ ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ Ярким примером свежего подхода к фольклорному сюжету, примером создания нового на основе старого, является пьеса

КАК В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ РАСЦВЕЛИ ПОДСНЕЖНИКИ ИСТОРИЯ СКАЗКИ ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ Ярким примером свежего подхода к фольклорному сюжету, примером создания нового на основе старого, является пьеса

КАК В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ РАСЦВЕЛИ ПОДСНЕЖНИКИ ИСТОРИЯ СКАЗКИ ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ Ярким примером свежего подхода к фольклорному сюжету, примером создания нового на основе старого, является пьеса

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *