Автор статьи — Алексей Костенков
Источник —
Чехам не повезло с военно-морской историей по объективным причинам: в центре Европы нет морей. Однако одно морское сражение они на свой счёт записать могут. Почти морское. По сюрреалистичности оно достойно баек бравого солдата Швейка. Чехи победили венгров на волнах Байкала и тем самым обеспечили победу белых в Восточной Сибири.
Гражданская война на востоке России началась с того, что не в меру ретивый венгр кинул чугунной чушкой в чеха. Это стало последней каплей. Уже «закипавший» чехословацкий корпус взорвался и стал завоёвывать Сибирь. В занятых им городах начали формироваться антибольшевистские войска. Пламя контрреволюции двинулось на запад и особенно на восток: легионеры хотели не столько воевать с коммунистами, сколько добраться до Владивостока и отправиться бить австрийцев с немцами. На их пути стояли красные отряды Центрального исполнительного комитета Советов Сибири, он же Центросибирь. По исторической иронии значительную часть этих сил составляли разагитированные венгерские пленные. Чехи и словаки с венграми друг друга не любили давно и крепко. Резня народов монархии Габсбургов вспыхнула на сибирских просторах, и пленных обе стороны брали редко.
Байкальский рубеж
Одиннадцатого июля 1918-го войска Чехословацкого корпуса и белой Сибирской армии вошли в Иркутск. В рядах Центросибири царил бардак, в котором успевали драться коммунисты с анархистами. Удержать Иркутск они даже не пытались зато очень надеялись на оборонительный рубеж Байкала. Это была идеальная позиция. Обходить озеро с севера по таёжным тропам далеко и самоубийственно. Южный путь вдоль Кругобайкальской железной дороги 42 тоннеля и мосты над ущельями. Казалось, что надёжно перекрыть это может даже ребёнок. Даже если белые пройдут напрямик от Иркутска к западной оконечности озера по Култукскому тракту, нормально снабжать наступающую группировку без железной дороги невозможно. Ремонт обрушенных мостов и тоннелей затянулся бы на месяцы, наглухо отрезав чехословаков и сибирских белых от интервентов во Владивостоке и атамана Семёнова. Красные сформировали подрывные группы, выдали им поезда, катера и тонны динамита. Напрямик по озеру белые пройти тоже не могли. Ко взятию Иркутска все пароходы Байкала были в руках красных. В их числе титаны: 4200-тонный железнодорожный паром «Байкал», способный возить 25 вагонов разом, и 1400-тонный ледокол «Ангара». Все прочие пароходы на их фоне были карликами но и они ходили под красным знаменем. Провалить оборону Байкала было невозможно. Прорвать почти невозможно.
При чтении дальнейшего стоить помнить, что личный состав обеих сторон был удивительно похож. Около половины белых частей составляли чехи, около половины красных частей венгры. При этом практически все действующие группировки были именно смешанными «пополам». На кораблях русскими были лишь плавсостав и капитаны, а за боевую часть отвечали сугубо венгры и чехи. Вот такая вот российская гражданская война.
Белый блицкриг и красные диверсанты
Первым делом предводитель сил чехословаков на востоке Гайда и командующий Средне-Сибирским армейским корпусом Пепеляев создали в Иркутске объединённый штаб там операции планировались смело и профессионально, а сами немедленно повели войска дальше. Спустя считанные дни чехи и белые стремительными ударами взяли Лиственничное и станцию Байкал по берегам истока Ангары из Байкала. Там они с удивлением нашли пять пароходов, с которых красные в спешке лишь демонтировали часть агрегатов. На станции не только захватили два бронепоезда, но и нечаянно подорвали четыре тонны динамита той самой подрывной группы вместе с её личным составом. Уехать на восток красные не смогли спецгруппа казаков разобрала рельсы. Одновременно с рывком к Байкалу белые и чешские части поручика Дворжака форсированным маршем прошли трактом и не менее внезапно заняли Култук, захватив там множество паровозов. Бо́льшая часть тоннелей и мостов на Кругобайкальской железной дороге оказалась между белыми позициями. Красные подрывные группы попытались провести ряд диверсий с катеров но на всех точках их уже ждали казаки и агентура белого подполья. Единственным успехом стал подрыв последнего небольшого тоннеля 39 у станции Слюдянка. Даже он задержал белых на две недели, и дал красным шанс собраться с силами. Да так, что они едва не отбросили белых обратно.
Рождение байкальских флотилий
От пристаней истока Ангары красная флотилия перешла в порт Танхой. Там суда превратили в боевые единицы. На носу «Байкала» установили шестидюймовую гаубицу или мортиру источники разнятся, а фото не сохранилось. Калибр лёгкого крейсера но огромный «Байкал» был неповоротливым и медленным. «Ангара» стала главной боевой единицей красной флотилии. Две трёхдюймовки, четыре «максима», 14-узловая скорость ничего сколько-то сопоставимого у белых не было и быть не могло. На остальные пароходы поставили только «максимы» размеры вымпелов не позволяли разместить даже лёгкие пушки. Все корабли укрепили мешками с песком. Поскольку морякам красные не доверяли, все корабли получили венгерские боевые отряды и расчёты.
Белые в это время отчаянно ремонтировали на верфи Лиственничного брошенные пароходы. До ходового состояния из пяти довели два: «Феодосий» и «Бурят». Взвод прапорщика Вацлава Подгоры по наводке разъярённых красным грабежом крестьян захватил у Братска пароход «Сибиряк». Белые тоже не доверяли морякам. Поэтому все их корабли получили чешские боевые отряды и расчёты. Пушки на борт воткнуть было невозможно. Но нужно. Поэтому к пароходам стали цеплять баржи с парой трёхдюймовок. Это убивало скорость и делало всю конструкцию ещё более уязвимой но доводило огневую мощь до уровня почти «Ангары».
Красные наносят ответный удар
Пока американские военные инженеры и китайские пленные чинили тоннель, Пепеляев повёл облегчённый отряд дальше: продолжать давление на красных, чтобы не дать им оправиться и собраться с силами. Не получилось. Перед лицом окончательного поражения Центросибирь наделила командующего Западным фронтом Голикова неограниченными полномочиями. Он крутыми мерами навёл дисциплину, запретил грабежи и неисполнение приказов. Полуанархистские банды, разбегавшиеся от белогвардейцев и чехов при кратном численном превосходстве, стали походить на армию. Результаты не замедлили сказаться. Голиков собрал ударную группировку в несколько тысяч человек большей частью всё тех же венгров и бросил их на наступающего Пепеляева. У взятой им станции Мурино развернулось крупнейшее сражение кампании. Пепеляеву пришлось отходить с боями. Особенно тяжёлые потери ему наносили фланговые обстрелы «Ангары» и «Байкала», ответить на которые было почти нечем. Пепеляевцам удалось взорвать мост через Паньковку и закрепиться благодаря тому, что «Ангара» ушла в рейд к западному берегу. Голиков решил использовать морскую мощь сполна и создать белым фланговую угрозу. «Крейсер» по пути обстрелял белый эшелон, а затем Лиственничное. От пристани ему ответили пушки с баржи и вынудили ретироваться. Зато десант 150 венгерских «морпехов» в Голоустном произвёл на штаб в Иркутске тягостное впечатление. Белым пришлось выделить из и без того невеликих сил гарнизоны для охраны «приморских» городков. Попытка второй высадки венгров сорвалась очередями «максимов», но угроза никуда не делась. Затем «Ангара» вернулась на юг и своим огнём сбила Пепеляева с позиций на Паньковке. Казалось, наступление белых захлебнулось. Дисциплинированные комфронта Голиковым красные части выдавливали их всё ближе к взорванному тоннелю. Морская мощь создавала превосходство на фронте и раздёргивала силы угрозой десантов.
Талвисота на берегу Байкала
Пепеляев и Гайда не зря носили погоны. Они спланировали рискованную операцию по разгрому всей наступающей красной группировки. Главные силы Пепеляева разделялись на несколько отрядов и скрытно уходили в тайгу. Оставшиеся изображали сдерживающие бои, переходящие в панику и бегство. Гайда начал радиоигру: переговоры в эфире о том, что части Пепеляева рассыпаются, а Троцкий тем временем разбил чехословаков на западном направлении и идёт в Сибирь. Сам Гайда тем временем готовил двухтысячную ударную группировку. Голиков и командовавший наступающими войсками красных Хлебников поверили в разгром противника. Группировка при поддержке пары бронепоездов бросилась преследовать «бегущего» Пепеляева который наблюдал за происходящим из тайги над их флангом. «Ангару» за ненадобностью отправили с новым десантом в сопровождении пароходов «Кругобайкалец» и «Иннокентий». Высадившиеся с трёх направлений венгры взяли обороняющихся чехов в кольцо и перебили. Но это было последним успехом красных в кампании. Красные части тем временем растянулись на узкой прибрежной дороге, утратили порядок, оторвались от снабжения. Получалось что-то среднее между прелюдией Варшавской битвы 1920 года и боем на Раатской дороге в 1940-м.
В последний момент разведка Хлебникова доложила, что что-то не то. Но было поздно. Капкан захлопнулся. Шестого августа 1918-го Пепеляев обрушился на дорогу сразу по нескольким направлениям и рассёк красные части на изолированные «мотти». С фронта вместо «деморализованных и бегущих» белых ударили свежие части Гайды. Разгром был полным. Срочно вернувшаяся «Ангара» уже не могла ничего изменить. Хлебников застрелился, 2500 красных и два бронепоезда попали в плен, 700 человек погибли. Сотни пытавшихся спастись сгинули в волнах Байкала или в глухой тайге. Вслед по дороге помчались казаки, за ними через запущенный десятого августа тоннель двинулись белые бронепоезда и эшелоны. Пятнадцатого августа пал Танхой главная база красной флотилии. Корабли ушли к причалам станции Мысовая.
Посольский десант
Главные силы красных уже не надеялись остановить бело-чешское наступление. Они грузились в эшелоны и собирались двигаться по Транссибу на восток в Верхнеудинск и Читу. Позволить им это белое командование не собиралось. Финальную точку в разгроме красных войск Центросибири должен был поставить поход «чешского флота»: три парохода с артиллерийскими баржами и десантом. Ранним утром 16 августа на рейде Посольского, близ которого Транссиб уходит от Байкала вглубь суши, появились три парохода: «Феодосий», «Сибиряк» и «Бурят». Они высадили по пятьсот белогвардейцев и чехов с шестью пушками, а также казачью сотню. Десант подполковника Ушакова, начальника объединённого штаба в Иркутске, вышел на железную дорогу и перерезал путь отступления тысячам красноармейцев с эшелонами. При Посольском началась мясорубка. Красные отряды потеряли остатки управляемости, но упорно рвались на восток. У русских были солидные шансы уцелеть в плену или сменить сторону но красных венгров чехи и казаки убивали при первой возможности. Ушакова застрелили на переговорах. Бой рассыпался на хаотичные перестрелки. Поддерживать огнём было нечего. Пароходы поздним вечером двинулись в Танхой, и по пути обнаружили дивное: в Мысовой стоит «Байкал», а «Ангары» нету. Куда она делась неизвестно. А ведь могла бы сорвать высадку в Посольском и спасти всю отступающую группировку. «Бурят» без баржи отправился патрулировать, чтобы в случае появления «Ангары» предупредить коллег. «Феодосий» и «Сибиряк» под командованием поручика Вшетички и морского лейтенанта Шульговского встали на якорь в нескольких километрах от пристани. Чешские канониры начали методичный обстрел.
Гибель «Байкала»
Капитан «Байкала» Алексеев и командир флотилии Власов понимали, что корабль идеальная цель. Хуже того он стоял носом с гаубицей к пристани. И поворачивался медленно. Шансы попасть по противнику из шестидюймовки с 11 снарядами сомнительны, хотя одного попадания хватило бы для гибели чешского парохода. И всё же красные повели паром в бой. Его попытался поддержать лёгкий 115-тонный пароход «Кругобайкалец». Чуда не случилось. Поначалу выстрелы «Феодосии» и «Сибиряка» ложились с далёкими перелётами и недолётами, но чехи пристрелялись. Первым подбили «Кругобайкальца», пытавшегося отвлечь противника от вышедшего на рейд и начавшего разворот парома. Пароход вышел из боя и двинулся к пристани, пока мог. Неповоротливый «Байкал» в это время успел развернуться лишь наполовину. Первый достигший цели снаряд пробил нос парома. Второе попадание разбило руль. Замерший «Байкал» стал товарищем «Бисмарка» по несчастью. Только его венгерские канониры не сделали ни одного выстрела по кораблям противника. Паром был набит почти тысячью тонн угля и бочками с мазутом. Любое попадание могло превратить судно в пылающий остов среди горящей плёнки на воде и команда была бы обречена на жуткую смерть. Алексеев принял решение отходить к причалу, маневрируя машинами. Чехи перешли на шрапнель. Под градом разрывов «Байкал» добрался до пристани, не сделав ни одного выстрела. По приказу капитана команда экстренно покинула борт. С «Кругобайкальца» сняли пулемёты и бросили у причала. Вовремя. Вскоре один из снарядов поджёг портовое нефтехранилище. Второй пробил борт «Байкала» и взорвался среди бочек с горючим. Паром заполыхал. Попытки потушить его пожарным насосом оказались бессмысленны. Пушки стоявшего на станции бронепоезда заработали по чехам, и через некоторое время они ушли. Погибших среди моряков обеих сторон не было.
Действия «чешского флота», десант в Посольском и разгром красных кораблей у Мысовой обеспечили финальный крах всего Забайкальского фронта красных. Остатки их сил в регионе, прорвавшиеся на восток, превратились в потерявшие управление деморализованные отряды. С другой стороны по ним ударили казаки Семёнова и всё было кончено. Центросибирь перестала существовать. Выжившие и продолжившие сопротивление перешли к партизанской борьбе. Тысячу выживших венгров, опрометчиво попытавшихся перейти монгольскую границу, китайские пограничники разоружили, но не пустили. Их настигли и перебили чехи и казаки. Вся Сибирь до разгрома Колчака стала белой. Так и не явившаяся на генеральное сражение «Ангара» несколько дней пыталась найти хоть какой-то дружественный причал. В Бугульдейке на западном берегу её обстреляли с берега. В ночь на 20-е августа «Ангара» встретилась с «Феодосием», тянущим артиллерийскую баржу. После обмена залпами красный пароход предпочёл ретироваться от гораздо меньшего противника, используя превосходство в скорости. Двадцать второго августа «Ангара» пришла в Лиственничное и выбросила белый флаг. На этом «морская война» на Байкале кончилась. Победы красных в 1920 году пришлись на зиму и обошлись без сражений на воде.