ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ

ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ 31 января 1714 года в России открылся первый музей. Кунсткамеры - кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или

31 января 1714 года в России открылся первый музей.
Кунсткамеры — кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или просто собрания диковин — стали популярны в XVI и XVII веках. Государев кабинет, позже Кунсткамера, сегодня называется скучнее — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН. Но в нём до сих пор можно найти невероятные экспонаты.
1. Армиллярная сфера
На шпиле Кунсткамеры находится действующая модель мира (правда, только с точки зрения древних) армиллярная сфера.
Это один из древнейших астрономических приборов, изобретенный более двух тысяч лет назад, возможно, в Древнем Вавилоне. А может, и в Древней Греции. Предполагаемым автором иногда называют Эратосфена. Ещё Птолемей предлагал для измерения координат звезд использовать армиллярную сферу. Её называли небесной астролябией и использовали как инструмент навигации, определяющий расположение Солнца и звезд.
2. Бенинская бронза
Жемчужина африканской части экспозиции Кунсткамеры бенинская бронза: литые изображения людей, правителей Бенина, воинов, членов царских семей, животных. Название дважды обманчиво не только из-за материала (на самом деле это латунь, не бронза), но и потому, что границы средневекового королевства Бенин не совпадают с границами современных государств и сегодня дворец находился бы на территории Нигерии, а не соседнего Бенина.
Бенинскую культуру и искусство постигла горькая судьба. В 1897 году город был захвачен английскими войсками и сожжен. Множество рельефов и фигур, находившихся во дворце правителя, было разграблено и распродано. Коллекции разошлись по свету, музеям, частным собраниям.
Литые изделия вызвали в Европе большой интерес к африканской культуре собственно, с них и началось увлечение Африкой. Они были отлиты в XIIIXVI веках. Многие вещи в африканских странах считались и до сих пор считаются магическими это относится и к предметам из дворца правителя Бенина. Бенинские предметы искусства большая редкость, мало какие музеи могут похвастаться такой коллекцией.
3. Большой Готторпский глобус
Большой Готторпский глобус первый и некогда самый большой в мире глобус-планетарий диаметром 3,1 метра: если через дверку войти внутрь и поднять голову, то на сфере можно увидеть изображение карты звездного неба.
Глобус сделали для Готторпского герцога Фридриха III в 1651 году по проекту ученого и замечательного картографа Адама Олеария. Он был внутри и снаружи облицован медными листами, отполирован и оклеен холстом. Весила оригинальная конструкция более 3,5 тонны. В 1713 году глобус подарили Петру I, он добирался в Петербург три года и только в 1717 году попал в Кунсткамеру.
А в 1747-м глобус сгорел. Конечно, такая вещь не должна была пропасть бесследно. Его восстановили в 17481752 годы и назвали Большим академическим. Для глобуса даже построили отдельный домик в Царском Селе Глобусный.
Во время войны глобус вывезли в Германию. В Ленинград он вернулся в 1948 году и на этот раз его разместили в башне Кунсткамеры, где он сегодня и находится.
4. Гейша О-Мацу
В 1890-е царевич Николай (будущий император) отправился в путешествие в Японию, откуда привёз татуировку на предплечье (черный дракон с красным брюхом и цветными ушками), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика-самурая) и много экспонатов для Кунсткамеры. Среди них кукла в человеческий рост, портрет гейши Моороки О-Мацу.
Царевич познакомился с девушкой редкой красоты и обаяния в Киото. Она ему очень понравилась, а император Японии, узнав об этом, попросил скульптора Кавасиму Дзимбея II о сюрпризе для будущего императора портрете гейши. Куклу подарили Николаю, но в Петербурге он её почему-то сразу сдал в Кунсткамеру вместе с другими сувенирами.
5. Палеолитические Венеры
Эти толстенькие тетушки вернее, их статуэтки с гипертрофированными женскими формами ничуть не напоминают изящные творения Античности и скульптуры Праксителя. К названию надо относиться иронически: учёные назвали Венерами фигурки возрастом 40 тысяч лет в шутку, и они далеки от идеала современности. У них огромные грудь и ягодицы, важные для деторождения. В далекие времена о таких формах можно было только мечтать. Тем не менее это одни из первых образцов древнего искусства.
По одной версии, палеолитические Венеры это образы богини-прародительницы-матери всего; по другой обереги или изображения реальных женщин.
Статуэткам в коллекции Кунсткамеры из бивня мамонта примерно 22 тысячи лет. Их раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году. Костёнки всемирно знаменитый археологический заповедник. Там на площади в 10 квадратных километров открыто множество стоянок верхнего палеолита. А подобных статуэток в мире немного.
6. Флейта из человеческой кости
Удивительный для западной культурной традиции экспонат и обычный ритуальный предмет тибетского буддизма и религии бон.
В Тибете такие флейты называют «ганлин». Их делают из бедренной человеческой кости, обработанной специальным образом, чтобы можно было извлекать звук. Считается, что звук ганлина объединяет и связывает миры: он слышен и в верхнем мире, где обретают боги, и в нижнем, где скитаются духи. Шаманы считали лучшим материалом бедренную кость девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходят для ритуальной цели и кости казненных преступников. Дудеть в такую флейту лучше всего на кладбище.
7. Расшифрованные рукописи майя
В части экспозиции, посвященной Южной Америке, есть раздел о загадочном племени майя. Его культура дошла до нас во множестве архитектурных и вещественных памятников, многие из них украшены странными изображениями надписями. С тех пор как Шампольон прочел надписи на Розеттском камне и расшифровал египетские иероглифы, письменность майя оставалась главной загадкой для ученых. Первым расшифровать письмена майя удалось научному сотруднику Кунсткамеры Юрию Кнорозову, кавалеру ордена Ацтекского орла. Кнорозову, которого ученики считали гением, даже поставили памятник в Мексике с кошкой на руках, а вот из соавторов его диссертации кошку вычеркнули. Сам Кнорозов был очень раздосадован этим обстоятельством, потому что считал, что именно им двоим, человеку и кошке, удалось прочесть письменность майя.

ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ 31 января 1714 года в России открылся первый музей. Кунсткамеры - кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или

ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ 31 января 1714 года в России открылся первый музей. Кунсткамеры - кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или

ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ 31 января 1714 года в России открылся первый музей. Кунсткамеры - кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или

ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ 31 января 1714 года в России открылся первый музей. Кунсткамеры - кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или

ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ 31 января 1714 года в России открылся первый музей. Кунсткамеры - кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или

ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ 31 января 1714 года в России открылся первый музей. Кунсткамеры - кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или

ОТ ГИГАНТСКОГО ГЛОБУСА ДО КУКОЛЬНОЙ ГЕЙШИ 31 января 1714 года в России открылся первый музей. Кунсткамеры - кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или

.

Предыдущая запись Доктор Эдвард «Стрейнджлав» Теллер и десятигигатонная бомба апокалипсиса
Следующая запись Похоже, компания Mattel не оставляет попыток выпустить Барби здорового человека: среди новинок кукла с витилиго и даже Кен с длинными волосами

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *