ИКЕБАНА

 

ИКЕБАНА Истоки икебаны восходят к VI -VII векам н.э., когда в Китае буддийские монахи в качестве подношения божествам составляли из живых цветов и веток специальные композиции. В Страну

Истоки икебаны восходят к VI -VII векам н.э., когда в Китае буддийские монахи в качестве подношения божествам составляли из живых цветов и веток специальные композиции. В Страну Восходящего Солнца эта традиция попала благодаря большой политике. В 607 году ко двору китайской династии Суй был отправлен послом Оно-но Имоко. Впоследствии покончив с государственной службой он стал настоятелем храма Сиунзан Тёхо-дзи, где начал применять увиденную в Китае практику.
Устанавливаемые в бронзовых сосудах букеты в основном собирались из цветков лотоса, нарциссов, роз, а также кипарисовых и сосновых веток. Такие украшающие статуи Будды растительные композиции именовались татэбана и привлекали всеобщее внимание изысканностью аскетичной простоты.
Со временем искусство цветочной аранжировки переступило порог храмов и к Х-XII столетиям стало частью оформления интерьеров дворцов и покоев местной аристократии. Постепенно утрачивая религиозную составляющую, к середине XV столетия икебана стала вполне светской национальной традицией.
Изначально строго регламентированный ассортимент растений значительно расширился. Появились новые стили и типы компоновки. Так с ростом популярности в XVI столетии чайной церемонии, возникает вариант композиции из одного цветка. Как и каллиграфия, она символизировала душевное умиротворение и воплощала основные идеи дзэн-буддизма поиска большого в малом.
В XVII-XIX столетиях цветочная аранжировка широко распространилась среди всех слоев общества. Этому искусству стали целенаправленно обучать девушек. Возникали новые приемы компоновки и подходы к составлению букетов. Образовывались различные школы. В современной Японии министерством просвещения их зарегистрировано более тысячи. Авторитетнейшими из них признаны только три Икенобо, Охара и Согэцу.
По сути, история школы Икенобо это история самой икебаны. Связана она с уже упоминавшимся храмом Сиунзан Тёхо-дзи в Киото, который за шестиугольную форму главной постройки намного чаще именуют Роккаку-до. Он был возведен в конце VI века по инициативе ярого последователя буддизма принца-регента Сётоку Тайси.
В том месте на берегу пруда, где принц когда-то искупался, возвели небольшую хижину. Она получила наименование Икенобо от ике — пруд и бо — келья. В свое время Оно-но Имоко взял новое имя Сэн My Икэнобо.
Основанием школы считается 1462 год, когда настоятель храма Сэн Кэй Икенобо представил публике выходящие за рамки китайских буддийских канонов уникальные композиции. С тех пор школа в непрерывной традиции развивает искусство икебаны. В ней были заложены фундаментальные основы классических стилей, которые усовершенствуются и практикуются поныне. Сегодня ее возглавляет представитель 45-го поколения монахов, по традиции носящих имя Икенобо.
Школу Охара или Охара-рю официально открыл в 1912 году Унсин Охара. Азы искусства цветочной аранжировки он постигал в знаменитой Икенобо.
Однако когда Япония открыла свои границы, в стране начал набирать популярность европейский стиль жизни. Тонко ощутив запросы новых веяний, Охара создал и в 1897 году представил публике особый стиль икебаны, одним из важных элементов которого стала вода.
После учреждения в 1927 году школы Согэцу или Согэцу-рю икебана претерпела наиболее кардинальные изменения. Ее название соединяет иероглифы трава и луна, что призвано символизировать понимание сути окружающей природы и ее связи с космической бесконечностью.
Основатель этого авангардного направления Софу Тэсигахара (Sofu Teshigahara) изучал каноны аранжировки под руководством отца, преподававшего в школе Икенобо. Софу Тэсигахара полагал, что настоящий художник не должен сдерживаться канонами классических творений, а обязан стремиться к творческому самовыражению. Его композиции не ограничивались общепринятым ассортиментом растений — в них также использовались самые разные материалы: керамика, камни, металл, стекло, окрашенная древесина и т.д.
Ощущение равновесия противоположностей инь и ян, сезонность природы, триединство мироздания базовые принципы компоновки икебаны, на фундаменте которых строятся все ее стили.
По сути, рождение этого искусства начинается в XVI столетии со стиля РИККА, который развился и оформился, опираясь на каноны составления алтарных композиций татэбана. Этот стиль олицетворяет красоту природного ландшафта. Изначально такая аранжировка использовалась для религиозных ритуалов и важных торжеств в больших помещениях (храмы, дома знати и самураев). У этого стиля самые строгие правила касательно составления композиции. Регламент рикка предусматривает наличие девяти или семи главных элементов. Они располагаются соответственно определенной схемы, основанной на олицетворяющем гармонию и совершенство разностороннем треугольнике. При этом каждое растение должно отвечать времени года. Также ветви олицетворяют горы, а цветы и травы воду.
Классический стиль рикка предполагает сложную сбалансированную, но не монотонную аранжировку с использованием большого количества контрастных растений. Красота естественного пейзажа отражается в композициях двух видов с наклонной или прямой верхней частью. В последнем случае форма букета может быть треугольной, округлой, эллипсовидной или веерной.
В 1999 году глава школы Икенобо Сэн Эй разделил стиль на классическую форму рикка сёфутай (Ria Shofutai) и современную рикка симпутай (Ria Shimputai). Новаторство было осуществлено с целью сделать рикка более понятным для современников при сохранении связи с глубокими традициями предшественников.
В симпутай стал важен не канонический подбор элементов и формирование структуры, а подчеркивание уникальности каждого растения. Акцент смещается на неожиданность сочетания, когда цветы, листья и ветки создают ощущение движения. Здесь наблюдается не присущая классическому рикка сёфутай устойчивость, а динамическое равновесие. При этом используется более яркая как японская, так «иностранная» растительность. Гармонично комбинируются весенние цветы и осенние листья, цветущие ветки и уже засохшая листва. Сила крупных растений подчеркивается изяществом тоненьких веточек и травинок.
Стиль СЁКА сформировался в конце изысканной эпохи Эдо (конец XVII начало XVIII веков) под влиянием философии дзэн-буддизма. В этот период также произошли изменения в традиционном интерьере японского жилища в гостиных появилась специальная ниша токонома, в которой выставляли растительные миниатюры и композиции. В результате икебана уменьшилась в размерах и стала проще, не утратив при этом изящества.
В отличие от рикка, где гармония совершенства отыскивается в расположении и сочетании растений, сёка сосредотачивает внимание на их уникальной внутренней природной красоте. Этот стиль, как и широко известный бонсай, олицетворяет противление жизненной силы разрушительному воздействию стихий: палящего солнца, порывов ветра, града, снега и т.д. Стойкость характера растения выражают пожелтевшие, надломленные или поеденные вредителями листья.
Классическая композиция сёка состоит из трех стремящихся ввысь главных элементов: син (переводится как истина, правда), соэ (в переводе поддержка) и тай (переводится как тело). Они воплощают основу бытия отражая единство и противоборство олицетворяющих небо син (ян, светлое, мужское начало) и землю тай (инь, темное, женское начало), то есть возвышенного и земного. Между ними находится символизирующий обладающего обоими свойствами человека элемент соэ.
Компонент неба является наиболее длинным и всегда располагается с солнечной стороны. Он определяет размеры остальных элементов. Символ земли самый короткий, находится внизу в противоположной небу теневой части. Элемент человека средний и устремляется к свету, то есть «смотрит» на небо. Из воды все растения поднимаются в одной точке объединенным стволом. Если соединить основные элементы воображаемыми линиями должен получиться треугольник. В больших аранжировках может быть несколько подобного рода треугольников.
В сёка допустимо использование не более трех различных видов растений. В зависимости от их количества выделяют иссюикэ (только один вид), нисюикэ (два вида) и сансюикэ (три вида).
Также существует три основных вида композиции.
Син олицетворяет сдержанность (стремящиеся вверх прямые растения в высокой вазе с небольшим отверстием, ветви не выходят за ее ширину).
Гё отражает движение (растения с изящными разветвлениями и изгибами как бы раскачиваются на ветру).
Со представляет буйство эмоций (энергичные изгибы и каскадом ниспадающие ветви растений, нередко используются подвесные контейнеры).
Поскольку в современных японских домах все реже встречается токонома и в большей мере присутствует стекло и пластик, для стиля потребовалась новая форма.
Как и в случае с рикка, только в 1977 году, он был разделен на классическую форму сёка сёфутай (Shoa Shofutai) и современную сёка симпутай (Shoa Shimputai).
В ярких эффектных букетах сёка симпутай главный элемент сю противопоставляется контрастирующему с ним компоненту ё, который его дополняет и подчеркивает. Иногда для придания завершенности композиция включает третий элемент асирайи. Он добавляет цветовой акцент, привносить ощущение времени года и т.д.
Школа Охара обогатила мир японской цветочной аранжировки стилем МОРИБАНА. Он сформировался в конце XIX столетия под воздействием западных культурных веяний. Как и в иных стилях, красота передается простыми лаконичными образами растений. Они размещаются в неглубоких широких контейнерах, водная гладь которых играет немаловажную роль в формировании композиции.
Три главных элемента соэ, син и тай сочетаются в пропорции 7:5:3 и дополняются связывающими воедино и придающими произведению глубину второстепенными компонентами. Растения закрепляют, используя специальные металлические наколки кэндзан.
Существует три вида стиля, определяемые положением элемента син.
Тёкутай (вертикальный), для которого используются растения с прямыми стеблями, а син отклоняется от вертикали не более чем на 30°.
Сятай (наклонный), когда верхушка син наклонена более чем на 30° и кажется, что растение пригнул порыв ветра.
Суйтай (каскадный) компонуется из плакучих растений, а основное внимание уделяется эффектности изгиба ниспадающего вниз син, верхушка которого располагается ниже уровня сосуда.
Свободный стиль (, Jiyua) возник в XX веке и наиболее полно соответствует современной культурной среде и вкусам. Композиция в прямом смысле свободна не имеет ограничений по форме, сочетанию и расположению растений. Все зависит от сообразительности и фантазии автора при компоновке материалов для передачи эффекта, эмоций или чувств. Возможности данного стиля практически неисчерпаемы.

ИКЕБАНА Истоки икебаны восходят к VI -VII векам н.э., когда в Китае буддийские монахи в качестве подношения божествам составляли из живых цветов и веток специальные композиции. В Страну

ИКЕБАНА Истоки икебаны восходят к VI -VII векам н.э., когда в Китае буддийские монахи в качестве подношения божествам составляли из живых цветов и веток специальные композиции. В Страну

ИКЕБАНА Истоки икебаны восходят к VI -VII векам н.э., когда в Китае буддийские монахи в качестве подношения божествам составляли из живых цветов и веток специальные композиции. В Страну

ИКЕБАНА Истоки икебаны восходят к VI -VII векам н.э., когда в Китае буддийские монахи в качестве подношения божествам составляли из живых цветов и веток специальные композиции. В Страну

ИКЕБАНА Истоки икебаны восходят к VI -VII векам н.э., когда в Китае буддийские монахи в качестве подношения божествам составляли из живых цветов и веток специальные композиции. В Страну

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *