ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ — ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА «HURET»В начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда приезжали учиться многие художники, в том числе русские и поляки (Польша доживала последние времена в составе Российской Империи).
Стефания Лазарски выставлялась в 1913 году в Салоне Декоративных искусств в Париже, интересовалась куклами. Она и приобрела компанию «Huret» Аделаиды Урэ, зарегистрировав ее, как «Художественное Ателье Лазарски».
Вскоре разразилась Первая мировая война, и Польша превратилась в арену борьбы немецких, австро-венгерских и русских войск, страна бедствовала, и многие художники оказались в очень трудной ситуации.
К работе в своем ателье, которое находилось в доме 17 по улице Буасонад (rue Boissonade) на Монпарнасе, Стефания Лазарски привлекла более двадцати польских художников и скульпторов,создававших авторских кукол из войлока, ткани, кожи и воска. Лица расписывали вручную или вышивали, наряды шили на дому.
Главной целью мадам Лазарски была помощь жертвам войны в Польше, а также самим художникам, вынужденно оказавшимся во Франции без средств к существованию.
В те годы в Париже находилась ее соотечественница — жена знаменитого польского пианиста и политика Падеревского, Елена де Розен. Она активно работала совместно с Лазарски и вместе с ней занималась изготовлением кукол. Кстати, обе дамы были хорошо знакомы с известной русской художницей Марией Васильевой (их ателье были совсем рядом), которая вдохновилась идеей создания своих знаменитых гротескных кукол именно благодаря этим двум полячкам.
В 1915 году Елена Падеревская организовала отправку нескольких десятков кукол из мастерской Лазарски в США, где они были успешно проданы, а вырученные средства поступили в польский фонд жертв войны, а также на организацию Польского Красного креста.
Особой популярностью пользовалась пара кукол, изображавших детей-беспризорников из Кракова, которые из-за войны потеряли свой прекрасный дом. У них были головы из хлопка, нарисованные лица и тела, набитые соломой. Эти куклы — мальчик Жан и девочка Халка — были защищены авторским правом, запатентованы, и массовым тиражом с невероятным успехом выпускались в Америке. Трогавшие сердца американских обывателей куклы помогли многим реальным польским беспризорникам выжить…
Несколько удачных выставок-продаж было организовано и в Париже. Самая известная — в галерее художника, кутюрье и сестры Поля Пуарэ Germaine Bongard на rue de Penthievre, что само по себе уже было для Лазарски значимым событием. Достаточно сказать, что тут выставлялись такие художники, как Пикассо, Матисс, Модильяни. Стефания Лазарски оказалась первым художником-кукольником, приглашенным показать работы своей мастерской в таком престижном месте. Великий кутюрье Поль Пуаре был настолько впечатлен этими немного наивными, но очень современными куклами, что счел необходимым познакомить с ними учеников его собственной дизайнерской студии Atelier Martine.
Созданные из шерсти на проволочном каркасе изящные куколки от мадам Лазарски совершенно очаровательны и встречаются крайне редко. Во время Первой мировой войны они служили для летчиков и солдат своеобразным миниатюрным талисманом (всего 6 см в высоту).
Первых своих кукол Лазарски сделала, используя метод Маргарет Штайфф — с вертикальным швом по обе стороны лица. Это были мужские и женские фигуры, одетые в костюмы различных польских провинций.
У кукол Стефании Лазарски часто были очень необычные глаза — например, заштопанные, зашитые или треугольные…
Встретить сегодня кукол самой Сефании или из ее мастерской — большая удача, так как они делались лишь в нескольких экземплярах… Иногда их можно узнать не только по внешнему виду, но и по фирменному металлическому медальону Ателье Лазарски. На одной стороне надпись «Фонд Помощи польским жертвам войны», на другой — обращение к будущему покупателю: «Здоровья и счастья вам, любитель кукол, который, приняв в свое сердце и в свой дом одну из моих маленьких кукол, накормил голодную мать или ребенка моей печальной земли». Известна также кукла с медальоном мастерской Лазарски, сделанная Еленой Падеревской — это 46-сантиметровая кукла-вдова в полосатом костюме.
После войны мастерская Лазарски продолжала производство кукол, о чем свидетельствуют сохранившиеся каталоги. Новый офис открылся в доме 83 по ул. Фобур Сент-Оноре, куклы с успехом выставлялись в Салоне Национальных изящных искусств, в музее декоративного искусства, появлялись на афишах, в рекламе, каталогах магазинов.
В 1925 году Стефания Лазарски приняла участие в Международной выставке декоративного искусства, где представила свои работы на тему «Бал кукол», в 1931 — на выставке Internationale де Coloniale в Париже, а в 1939 году — на Международной выставке в Нью-Йорке.
С началом Второй мировой войны кукольная история Лазарски закончилась, но она еще долго продолжала работать в области прикладного искусства, принимала участие в оформлении театральных постановок.
Стефания прожила длинную жизнь, и умерла во Франции в 1977 году. Жаль, тогда не нашлось никого, кто расспросил бы ее о кукольном Париже начала века, а воспоминаний мадам Лазарски не оставила.
Ильмира Степанова (Статья переработана и дополнена Виценовской Анастасией)

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКОЙ КУКЛЫ Часть 3. МАДАМ ЛАЗАРСКИ - ПОСЛЕДНЯЯ ХОЗЯЙКА КУКОЛЬНОГО ДОМА HURETВ начале ХХ века Париж считался культурным и художественным центром Европы, поэтому сюда

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *