ШЕКСПИР И РАЗГОВОР С ЕГО ДУХОМ

ШЕКСПИР И РАЗГОВОР С ЕГО ДУХОМ В XIX-м веке в Европе и Северной Америке начали распространятся теории, что, дескать, Шекспира написал не Шекспир, которые оказались весьма живучи и находят

В XIX-м веке в Европе и Северной Америке начали распространятся теории, что, дескать, Шекспира написал не Шекспир, которые оказались весьма живучи и находят приверженцев по сей день. Но изза полного отсутствия документов, подтвердивших бы их правоту, выразителям этих идей приходилось порой идти на ухищрения….
В 1564 году в Англии в городе Стратфорде-на-Эйвоне появляется на свет Уильям Шекспир. Творческая деятельность Шекспира приходится на период с начала 1590-х годов (может быть, с конца 1580-х) до, скажем, 1613 года. Его пьесы и поэмы пользуются чрезвычайной популярностью. По подсчетам профессора Колумбийского университета Джеймса Шапиро, примерно с 1598 года до кончины Барда в 1616 году было опубликовано не менее пятидесяти тысяч книг с его фамилией на титульном листе. Такими цифрами, по утверждению того же историка, не может похвастаться ни один драматург эпохи.
В период после смерти Шекспира и до закрытия, по причине пуританского разгула, театров в 1642 году пьесы Барда постепенно теряют популярность: публика отдает предпочтение постановкам современных авторов, в частности Бена Джонсона и Джона Флетчера.
1642-1660 годы: гражданская война, победа парламентариев, установление пуританской диктатуры. Пуритане были горячими противниками театра. А как иначе Спектакли идут с двух часов дня до наступления темноты в рабочее время, которое добрые христиане должны посвящать честному труду и богоугодным и душеспасительным делами; на сцене часто звучат всевозможные скабрезности и матерная брань; женские роли исполняют мальчики, то есть мальчики наряжаются женщинами; и так далее. Так что театры закрываются и даже физически уничтожаются. Но в 1660 году монархия восстанавливается монархия — на трон восходит Карл II, пламенный поклонник театра, поэтому он тотчас же распоряжается возобновить в стране театральную жизнь. Начинают активно ставить пьесы Шекспира. Звезда Барда снова восходит и с каждым годом разгорается все ярче.
В XVIII-м веке Шекспир превращается в персону, отбрасывающую божественный свет, не в последнюю очередь благодаря талантам актера Дэвида Гаррика мегазвезды английской сцены (один французский дипломат тех времен как-то сказал, что в Англии есть два влиятельных человека: король и Дэвид Гаррик) и устроенного им в 1769 году Шекспировского Юбилея, который начался в Стратфорде, а завершился на сцене театра Drury Lane (постановка этого действа также прогремела в Германии). Выражение «божественный свет» не метафора — Дэвид Гаррик в своем саду держал настоящий посвященный Барду алтарь, а во время Юбилея 1769 года актер под всеобщее одобрение и восхищение исполнил написанную им самим балладу
А энтузиасты устремляются в архивы, чтобы отыскать о Шекспире какие-нибудь сведения. Но все, что они находят, касается исключительно бизнеса: документы о приобретении недвижимости и земельных участков; акты о судебных исках, которые Бард подавал на своих должников и проч. Ничего личного ни записок, ни писем, ничего. В итоге образовалось два Шекспира: автор со сводом своих трудов и делец, который покупал, продавал и занимался ростовщичеством. Но XVIII век был эпохой прагматиков. Поэтому никто не принимается кричать, мол, как так, великий поэт, икона, так сказать, нашей культуры, почти святой человек и вдруг жажда наживы! Напротив, звезда английской словесности Сэмюель Джонсон утверждал, что «любой человек, если он не идиот, пишет ради денег».
Другое дело век XIX-й. Романтики создали образ творца (художника), который стоит выше обычных людей и живет исключительно творчеством и ради творчества и не разменивается на такие низменные материи, как деньги. И тут уже начинают покрикивать о том, что великий ПОЭТ не мог, не должен был, не имел права расходовать данную ему Богом энергию на мыслишки о презренном металле. И, вероятно, тот хапуга, о котором известно из документов, не имеет к БАРДУ никакого отношения!
Оставалось только выявить того, кто мог бы иметь. И выявили (не имея, впрочем, для этого никаких оснований): им стал чрезвычайно популярный в то время Фрэнсис Бэкон, который на протяжении доброй половины XIX-го века был главным претендентом на авторство шекспировских пьес и поэм.
А в начале XX-го века появляется новый кандидат 17-й граф Оксфорд Эдвард де Вер, который скончался в 1604 году.
В настоящий момент на Западе это, вероятно, самый популярный Лжешекспир.
Литератор Перси Аллен, будучи страстным поклонником шекспировских произведений, пребывал в непоколебимой уверенности в том, что произведения эти написал граф Оксфорд. И не просто пребывал в уверенности, но бурно на этот счет фантазировал: в 1933 году он выдвинул теорию, что Эдвард де Вер был тайным любовником королевы Елизаветы и что в результате их союза на свет появился не кто иной, как Генри Райотли граф Саутгемптон, тот самый, которому Шекспир посвятил свои поэмы Venus and Adonis и The Rape of Lucrece.
В оксфордианских кругах теорию приняли далеко не все: некоторые утверждали, что подобные заявления выставляют всю их компанию на посмешище, а Зигмунд Фрейд (тоже оксфордианец) даже написал Аллену гневное письмо, в котором потребовал немедленно все это прекратить. Но литератор не прекратил, и теория, вошедшая в историю под названием Prince Tudor, имеет, насколько известно, сторонников до сих пор.
Прошло десять с небольшим лет, в течение которых Перси Аллен и его соратники отчаянно пытались раскопать в документах хотя бы малейший намек на то, что Оксфорд имел отношение к шекспировским пьесам. И не в силах больше носить на сердце тяжкий груз неизвестности в 1946 году на собрании общества Shaespeare Fellowship, где он имел честь занимать пост президента, Аллен заявил, что намерен обратиться к услугам медиума, присовокупив, что, если его коллеги возражают против такого подхода, он готов освободить свою должность. Собравшиеся проголосовали и практически единогласно, за исключением одного члена, приняли отставку.
Спиритизмом Аллен увлекся еще в начале 1920-х годов, вероятно, наслушавшись ярких рассказов об этом предмете Артура Конан Дойля автор историй про Шерлока Холмса был страстным любителем сеансов. Трудно сказать, как часто литератор прибегал к этой практике, но об одном случае известно наверняка. В 1939 году скончался его любимый брат-близнец Эрнест, и Перси впал в депрессию. Не зная, как справится с кризисом, он обратился к известнейшей на тот момент специалистке по общению с духами Хестер Дауден, чтобы она связала его с братом. Произошел сеанс, контакт с Эрнестом был установлен и состоялось общение, которое принесло Перси большое облегчение. Поэтому не удивительно, что и в этот раз он пошел за помощью к этой женщине.
Несколько слов о Хестер Дауден. В первую очередь необходимо отметить, что она очень неплохо владела касающимся Барда материалом: ее отец, Эдвард Дауден, был профессором литературы и автором нескольких книг по Шекспиру. Что же до ее спиритического метода, то он, насколько можно судить, выглядел следующим образом. Она, предположительно, впадала в некое особое состояние, проникала в потусторонее, где встречалась со своим проводником, которым в тот период был древний грек по имени Иоаннис (в англоязычных материалах пишут Johannes), и с его помощью выходила на заказанного духа. Она с ним беседовала, и в процессе разговора ее рука, сама по себе, водила пером по бумаге, записывая все, о чем шла речь. Это называют автоматическим письмом. Способ наивыгоднейший, поскольку при нем уличить медиума в шельмовстве никак невозможно. Примечательно, что, находясь «там», она не теряла связи с действительностью и во время сеанса ей задавали вопросы, которые она передавала невидимым собеседникам. В любом случае, если я не совсем точен в каких-то технических деталях, сути это не меняет.
Однако имелся пикантный нюанс. Буквально за пару лет до описываемых событий к этой особе уже приходил один шекспиролог Альфред Додд. Она свела его с духом Фрэнсиса Бэкона, и тот, к радости Додда, объявил, что автором приписываемых Уиллу из Стратфорда произведений является он, о чем Альфред рассказал в книге The Immortal Master, вышедшей в 1943 году.
Но Аллена нюанс не смутил. Он ангажировал Хестер Дауден на несколько сеансов, и она устроила ему беседы со всеми, с кем он просил, а именно: с графом Оксфордом, Фрэнсисом Бэконом и Уильямом Шекспиром. Причем встречи были групповыми с участием всех троих одновременно.
Бэкон сообщил, что все пьесы и поэмы написал в основном граф Оксфорд, а Уилл из Стратфорда специализировался на комедиях и адаптировал материал для сцены. Сам же Бэкон выполнял роль чего-то вроде критика и консультанта. Духи также подтвердили верность теории «Принца Тюдора» Оксфорд действительно был любовником королевы и отцом Саутгемптона (на этих словах сердце Аллена, должно быть, билось с удвоенной скоростью). Кроме того, Уилл вкратце рассказал свою биографию. Ну и, наконец, все трое поведали Аллену, что в могиле Шекспира хранятся манускрипты шести пьес: Гамлета, Короля Лир, Отелло, Макбета, Ричарда II и Генриха V. Причем расположены они особым образом: две рукописи у ног покойника, две у головы и две на груди.
Аллен так воодушевился услышанным, что помчался сообщать о сенсации издателям. Но те энтузиазма не выказали и потребовали хоть каких-нибудь вещественных доказательств, например, поэм. Перси вернулся к Дауден и спросил, не соблаговолит ли Оксфорд воскресить в памяти несколько стихотворений. Ждать пришлось три недели, по прошествии которых Хестер вручила ему конверт с сонетами. Но они сильно уступали в качестве сонетам Шекспира.
Закончилось это увлекательное общение книгой Перси Аллена Tals with Elizabethans.
Однако сенсации, вопреки его ожиданиям, она не произвела.

ШЕКСПИР И РАЗГОВОР С ЕГО ДУХОМ В XIX-м веке в Европе и Северной Америке начали распространятся теории, что, дескать, Шекспира написал не Шекспир, которые оказались весьма живучи и находят

ШЕКСПИР И РАЗГОВОР С ЕГО ДУХОМ В XIX-м веке в Европе и Северной Америке начали распространятся теории, что, дескать, Шекспира написал не Шекспир, которые оказались весьма живучи и находят

ШЕКСПИР И РАЗГОВОР С ЕГО ДУХОМ В XIX-м веке в Европе и Северной Америке начали распространятся теории, что, дескать, Шекспира написал не Шекспир, которые оказались весьма живучи и находят

ШЕКСПИР И РАЗГОВОР С ЕГО ДУХОМ В XIX-м веке в Европе и Северной Америке начали распространятся теории, что, дескать, Шекспира написал не Шекспир, которые оказались весьма живучи и находят

ШЕКСПИР И РАЗГОВОР С ЕГО ДУХОМ В XIX-м веке в Европе и Северной Америке начали распространятся теории, что, дескать, Шекспира написал не Шекспир, которые оказались весьма живучи и находят

Источник

Нет комментариев

  1. Дарчич Эдуард

    Не пора-ли, Друзья мои, нам замахнуться
    на Вильяма нашего, понимаете-ли, Шекспира??!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *