ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ Балет ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ (Le Sacre Du PrintempsLe Sacre Du Printemps -балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте. Картины языческой Руси в двух частях. Сценарий - Игорь

Балет «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ» («Le Sacre Du Printemps»
«Le Sacre Du Printemps» —
балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте.
Картины языческой Руси в двух частях.
Сценарий — Игорь Стравинский, Николай Рерих.
Год создания — 1912.
Дата премьеры — 29.05.1913.
Замысел «Весны Священной» относится к началу 1910 года. В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывает: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой «Весны священной». Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе. В Париже я рассказал о своём замысле Дягилеву, который сразу же им увлёкся. Последующие события, однако, задержали его осуществление».
Последующими событиями явились создание и постановка второго балета Стравинского. Лишь после премьеры «Петрушки» в июне 1911 года, вернувшись из Парижа в имение Устилуг, где композитор обычно проводил лето, он начал работу над взволновавшим его замыслом. Он встретился с Н. Рерихом, вместе с которым ещё весной 1910 года набросал первоначальный план балета. Художественному видению Рериха был свойствен пантеизм, излюбленной темой его творчества являлось единение древнего человека с природой. Работа шла быстро, увлечённо. Сценарий был закончен в имении княгини Тенишевой, где Рерих, как и многие другие художники, поддерживаемые просвещённой меценаткой, проводил лето. Хореография подробно обсуждалась с Вацлавом Нижинским, которого Дягилев рекомендовал Стравинскому в качестве постановщика. Нижинский, поистине гениальный танцовщик и актёр, окончивший в 1907 году Петербургское балетное училище и начавший свою карьеру в Мариинском театре, с 1909 года был ведущим танцовщиком дягилевских Русских сезонов в Париже. «Весна Священная» стала одной из его первых постановок, в которой он смело смёл все каноны.
В Швейцарии 17 сентября 1912 года была закончена партитура. Как явствует из переписки, решающее значение композитор придавал ритмической стороне. Она и составила основу новаторского сочинения, взломавшего старые стереотипы как в музыке, так и в хореографии. Привычная симметрия балета была нарушена, в композиции господствовала асимметричность, притом удивительно искусная. В пластике балета господствовал сложный и вместе с тем примитивный рисунок. Ноги, вывернутые носками внутрь, прижатые к телу локти, «деревянность» скачков, лишённых полётности романтического танца, всё передавало стихийно-первобытный пляс массы, желающей не оторваться от земли, а, напротив, слиться с ней.
Премьера «Весны Священной», состоявшаяся 29 мая 1913 года в театре Елисейских полей под управлением Пьера Монте, привела зрителей в шок. Публика свистела, смеялась и шумела. Чтобы усмирить разошедшиеся страсти, Дягилеву пришлось несколько раз гасить свет в зале, и всё же утихомирить публику не удалось. Спектакль прервался. Однако далеко не все так отнеслись к новому балету. Наиболее чуткие любители музыки поняли его ценность. В «Хронике…» Стравинский вспоминал: «Я воздержусь от описания скандала, который она («Весна Священная») вызвала. О нём слишком много говорили <...> Я не имел возможности судить об исполнении во время спектакля, так как покинул зал после первых же тактов вступления, которые сразу вызвали смех и издевательства <...> Выкрики, сначала единичные, слились потом в общий гул. Несогласные с ними протестовали, и очень скоро шум стал таким, что нельзя было уже ничего разобрать…».
Один из критиков, писавший об «абсурдности» балета, тем не менее, в конце статьи парадоксально высказал очень проницательную мысль: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году». Спектакль прошел всего шесть раз. В 1920 году его заново поставил Л. Мясин (18951979). Однако именно хореография Нижинского произвела подлинную революцию в балетном искусстве.

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ Балет ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ (Le Sacre Du PrintempsLe Sacre Du Printemps -балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте. Картины языческой Руси в двух частях. Сценарий - Игорь

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *