ОТ ВИНТА, НО БЕЗ ВИНТА!

ОТ ВИНТА, НО БЕЗ ВИНТА! 30 октября 1910 года на 2-м Парижском авиасалоне появился необычный экспонат - первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским

30 октября 1910 года на 2-м Парижском авиасалоне появился необычный экспонат — первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским изобретателем Анри Коандэ. Из-за отсутствия пропеллера, этот аэроплан зачастую ошибочно называют реактивным, однако, на самом деле он имел обычный четырехцилиндровый поршневой двигатель «Клерже» в 50 лошадиных сил, вращавший, крыльчатку центробежного компрессора.
Крыльчатка размещалась в кольцевом коническом тоннеле, окружавшем носовую часть фюзеляжа. Какие-либо средства для создания реактивной тяги на самолете отсутствовали. По образному выражению историка Дмитрия Соболева, он представлял собой всего лишь «очень мощный пылесос» с бензиновым мотором. Хотя Коандэ в патентной заявке предусматривал возможность направления в тоннель компрессора загнутого назад выхлопного коллектора двигателя, на практике это не было реализовано.
За счет четырехкратного повышающего редуктора крыльчатка могла вращаться со скоростью до 4000 оборотов в минуту. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы поднять в воздух довольно крупную и тяжелую машину. И хотя спустя много лет изобретатель заявлял, что его самолет якобы летал, никаких подтверждений этому нет.
Более того, уже в начале XXI века были произведены расчеты, показавшие, что для отрыва от земли самолета Коандэ его компрессор должен был работать, как минимум, на 7000 оборотах, но при такой скорости вращения его неизбежно разорвало бы центробежной силой. В общем, ситуация примерно та же, что и с мифическим полетом самолета Можайского, которому тоже фатально не хватало тяги.
«Псевдореактивный» самолет Коандэ на Парижском авиасалоне был установлен отдельно от прочих экспонатов на втором этаже выставочного павильона.
Этот аэроплан выделялся на общем фоне не только своей оригинальным силовым агрегатом, но и аэродинмической схемой бесстоечного полутораплана с Х-образным хвостовым оперением и дополнительным стабилизатором, точнее — маленьким третьим крылом, поскольку оно имело несущий профиль.
В том же 1910 году Коандэ сделал еще и аэросани с мотокомпрессорной силовой установкой. На санях она оказалась весьма кстати, поскольку значительно уменьшила габариты машины и позволила избавиться от «мясорубки» воздушного винта, представляющего серьезную угрозу для окружающих.
По циркулирующим на Западе слухам, эти аэросани купил ни кто иной, как великий князь Кирилл Владимирович Романов, однако, подтверждений этому в российских источниках пока не найдено.

ОТ ВИНТА, НО БЕЗ ВИНТА! 30 октября 1910 года на 2-м Парижском авиасалоне появился необычный экспонат - первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским

ОТ ВИНТА, НО БЕЗ ВИНТА! 30 октября 1910 года на 2-м Парижском авиасалоне появился необычный экспонат - первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским

ОТ ВИНТА, НО БЕЗ ВИНТА! 30 октября 1910 года на 2-м Парижском авиасалоне появился необычный экспонат - первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским

ОТ ВИНТА, НО БЕЗ ВИНТА! 30 октября 1910 года на 2-м Парижском авиасалоне появился необычный экспонат - первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *