АГНОДИЦЕ — ЖЕНЩИНА-ВРАЧ

АГНОДИЦЕ - ЖЕНЩИНА-ВРАЧ В Древних Афинах не особо не жаловали женщин, считая, что их место это дом, семья и даже выделяли в доме отдельную часть, которая называлась Гинекея. В большинстве

В Древних Афинах не особо не жаловали женщин, считая, что их место это дом, семья и даже выделяли в доме отдельную часть, которая называлась «Гинекея». В большинстве случаев слабому полу нужно было молчать, готовить еду, убирать дом, рожать и воспитывать детей, а также во всем повиноваться мужчине. Заниматься медициной могли только мужчины, а женщинам к ней не было доступа. За любые попытки влезть в «мужскую» профессию женщину могла ожидать смертная казнь.
Однако даже смертная казнь не остановила одну юную девушку, и она решилась на весьма хитрый план.
Эту историю рассказал римский историк Гай Юлий Гигин в своей «Фабуле». Согласно автору, Агнодице (древнегреческий: γνοδίκη), также называемая Агдодике, родилась в богатой афинской семье в четвертом веке до нашей эры. Высокий уровень смертности младенцев и матерей во время родов вдохновил Агнодице изучать медицину. К сожалению, она родилась в то время, когда женщинам было запрещено учиться или практиковать какую-либо форму медицины, особенно гинекологию, — по сути, это считалось преступлением, наказуемым смертью.
Как ни странно, незадолго до рождения Агнодице женщины имели монополию на лечение женщин. До появления медицины Гиппократа за родами наблюдали близкие родственницы или друзья будущей матери, которые сами рожали, и поэтому могли применить знания, полученные из собственного опыта. Женщины, которые умели проделывать это особенно удачно и ловко, были известны, как майя или акушерки.
Со временем эта практика начала процветать. Акушерки накапливали опыт и знания, отбирались талантливые и способные к этому делу женщины, которые учились и улучшали методики, чтобы делать аборты, обучать женщин контрацепции и, предположительно (хотя это маловероятно), помогали женщинам практиковать гендерное определение при попытке забеременеть.
Однако, когда мужчины начали осознавать возможности акушерок, они стали боятся этого. В мире, в котором тревога по поводу родословных и наследников доминировала в большей части культуры, огромное количество сексуальной независимости, предлагаемой женщинам акушерками и их репродуктивными знаниями, представляло собой, казалось бы, огромную угрозу для власти мужчин. Мужчины больше не хотели, чтобы акушерки практиковали свою медицину. Вместо этого они сами пытались доминировать в области медицины — цель, которая к концу пятого века до нашей эры стала более достижимой благодаря Гиппократу (известному сегодня как «Отец медицины») и его «учебным объектам», которые в качестве врачей признавали только мужчин. Именно в этот момент акушерство для женщин стало наказуемым смертью.
Это оказалось ужасным ударом — не только для женщин, которым внезапно пришлось отказаться деятельности, которая давала им средства к существованию, но и для женщин, чья беременность и роды без помощи акушерок часто заканчивались катастрофой.
Несмотря на успехи медицины, достигнутые Гиппократом, и несмотря на готовность вновь обученных мужчин взять на себя гинекологическую профессию, женщины категорически отказались разрешить мужчинам-врачам сдавать экзамены или помогать в родах. Из-за этой застенчивости врачи-мужчины стали считать женщин просто упрямыми существами без интереса к здоровью. Многие трактаты Гиппократа, которые сохранились до наших времен, описывают эту проблему, хотя и проблемы бы не было, если бы мужчины не объявили вне закона «женское» акушерство.
Агносице, будучи преисполненной решимости что-то сделать для уменьшения количества смертей и облегчения мучительных родов, коротко обрезала свои волосы, оделась в мужскую одежду и отправилась в Александрию к наиболее известному в то время врачу и преподавателю Херофилосу Халкидону (335-280 г. до н. ), чтобы изучать медицину. У Херофилоса, который был последователем Гиппократа и одним из основателей знаменитой медицинской школы в Александрии, Агнодице, под видом мужчины, получила базовые знания, медикаменты и медицинские инструменты.
По окончанию обучения она отправилась в родные Афины. Однажды, гласит легенда, когда Агнодице шла по улице, она услышала мучительные крики рожающий женщины. Девушка бросилась помогать роженице. Но так как она была в мужской одежде, женщины, находящиеся в комнате роженицы, пытались прогнать Агнодицу. Понимая, что ей не дадут ничего сделать, Агнодице распахнула свою одежду и доказала, что она женщина. Успокоившаяся роженица приняла помощь от Агнодице, чьи медицинские знания позволили женщине спокойно и без проблем родить.
После первого успеха слухи об Агнодице, которая продолжала одеваться, как мужчина, чтобы заниматься медициной, распространились по всей женской общине Афин. Внезапно оказалось, что услуги «мужского» врача пользуются высоким спросом среди женщин.
Это показалось подозрительным афинянам, которые посчитали, что Агнодице каким-то образом соблазняет их жен, сестер и дочерей. Некоторые мужчины даже утверждали, что женщины в Афинах притворяются больными, чтобы их увидела Агнодице.
Именно из-за этих обвинений она предстала перед судом.
Ясно, что Агнодице не могла ничего сделать, чтобы опровергнуть эти обвинения, кроме как продемонстрировать наиболее очевидное (и, возможно, самое скандальное) доказательство. Как гласит легенда, Агнодице распахнула свои одежды и показала присяжным, что она женщина. Это, конечно же, только усугубило положение. Раскрытие ее тайны привело мужчин-присяжных в ярость. В ярость от того, что женщина практиковала медицину открыто, прямо у них под носом. И они немедленно приговорили Агнодицу к смерти и даже назначили дату ее казни.
Ситуация, в которую попала Агнодице, выглядела ужасной…
К счастью женщины-врача её пациентки быстро узнали, что произошло. Огромная группа афинских женщин, включая несколько жен очень высокопоставленных афинян, окружили Агеопаг (верховный суд), требуя, чтобы Агнодице освободили. «Вы, мужчины, не являетесь супругами, — говорили они, — но врагами, так как вы судите её за то, что она сохранила нам жизнь и здоровье».
Столкнувшись с гневом своих жен, мужчины смягчились и, что самое удивительное, решили изменить закон. Благодаря Агнодице, женщины-фрироллы смогли легально изучать и практиковать медицину, если они лечили только женщин-пациентов.
Благодаря этой истории Агнодице получила титул «первой женщины-врача» или «первой женщины-гинеколога» в медицинском мире, а сама она стала символом женского равенства, решительности и изобретательности.
Современные исследователи, однако, рассматривают акушерку, как мифическую фигуру, а не женщину из плоти и крови. Тем более, что ее имя буквально означает «чистая перед справедливостью».
И проблема доступа женщин к женской медицинской помощи сохранялась еще 400 лет после мифической Агнодице.
Но судьба афинской девушки, вымышленной или реальной, стала удобным прецедентом для женщин, сражающихся в следующие столетия за доступ к медицинской практике. Случай Агнодице получил широкую известность и стал очень популярен в этой борьбе после 1687 года, когда «Fabulae» была переведена на английский язык.

АГНОДИЦЕ - ЖЕНЩИНА-ВРАЧ В Древних Афинах не особо не жаловали женщин, считая, что их место это дом, семья и даже выделяли в доме отдельную часть, которая называлась Гинекея. В большинстве

АГНОДИЦЕ - ЖЕНЩИНА-ВРАЧ В Древних Афинах не особо не жаловали женщин, считая, что их место это дом, семья и даже выделяли в доме отдельную часть, которая называлась Гинекея. В большинстве

АГНОДИЦЕ - ЖЕНЩИНА-ВРАЧ В Древних Афинах не особо не жаловали женщин, считая, что их место это дом, семья и даже выделяли в доме отдельную часть, которая называлась Гинекея. В большинстве

АГНОДИЦЕ - ЖЕНЩИНА-ВРАЧ В Древних Афинах не особо не жаловали женщин, считая, что их место это дом, семья и даже выделяли в доме отдельную часть, которая называлась Гинекея. В большинстве

АГНОДИЦЕ - ЖЕНЩИНА-ВРАЧ В Древних Афинах не особо не жаловали женщин, считая, что их место это дом, семья и даже выделяли в доме отдельную часть, которая называлась Гинекея. В большинстве

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *