ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ

 

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года — в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка «Трешер».
О том, что именно произошло в водах Атлантики в 350 километрах от мыса Кейп-Код, доподлинно сказать невозможно — лодка осталась лежать на дне на глубине более двух километров, искореженная и разорванная на шесть частей чудовищным давлением воды.
Известно лишь, что субмарина должна была совершить погружение на предельную глубину для испытания оборудования.
Специальная комиссия Пентагона провела расследование, однако в ее распоряжении было не так уж много информации — записи переговоров со вспомогательным судном, которое дежурило на поверхности, а также звуков, доносившихся с глубины. Однако в результате, изучив конструкцию кораблей одной серии с «Трешером» и восстановив посекундно ход погружения и события после аварии, комиссия все-таки сделала вывод о серьезных конструктивных недостатках самой подлодки.
Служба на атомных субмаринах первого-второго поколений была не менее рискованной, чем полеты на первых реактивных самолетах и даже экспедиции в космос — человечество совершало технологический рывок, платя за него человеческими жизнями.
АПЛ «Трешер», головную подлодку серии, спустили на воду за три года до гибели — 9 июля 1960 года.
Церемония пышная и торжественная: «Трешер» — не просто очередная подлодка, а самое современное на тот момент морское оружие Пентагона, гордость и краса подводного флота Америки.
Сохранились кадры кинохроники, на которых видно, как супруга героя Второй мировой войны, адмирала-подводника Фредерика Уордера бьет бутылку с шампанским о винт подлодки, и в бутылке образуется трещина, из которой бьет струей шампанское.
Это была одна из первых подлодок-истребителей, предназначавшихся для борьбы с себе подобными, для охоты на советские подводные лодки. Конструкторы постарались придать ей совершенную форму — «Трешер» отличалась от субмарин тех лет своим «обтекаемым» внешним видом. АПЛ обладала высокими ходовыми качествами, маневренностью. Весь носовой отсек был занят сонаром, при помощи которого субмарина следила за обстановкой под водой.
Вооружена она была также новейшими ракето-торпедами Subroc, причем единственный их комплект, существовавший в то время, находился как раз на ее борту.
К своему последнему походу лодка на предельную глубину уже погружалась. Вопрос состоял в следующем: «Сможет ли лодка на больших глубинах оперировать своим оборудованием и оружием, как будет действовать сонар, как будут себя вести наружные крышки торпедных аппаратов и так далее».
Советские подлодки старались погружаться как можно глубже, и «Трешер», задачей которой была охота за ними, также стремилась на глубину.
Согласно хронике событий того дня, «Трешер» ушла под воду в 07:47 по местному времени. 300-метровую отметку она преодолела примерно в 9:00.
Лодка двигалась на небольшой скорости, поскольку на такой глубине субмарины удерживаются не столько за счет балласта, сколько при помощи вертикальных рулей.
В 9:13, когда глубина погружения достигла примерно 350 метров, на вспомогательное судно передали, что лодка получила крен и экипаж пытается продуть балластные цистерны, по всей видимости, чтобы всплыть. Следом за этой передачей было слышно, что субмарина пытается продуть цистерны воздухом.
В 9:17 было принято сообщение, которое было настолько неразборчивым, что о его содержании до сих пор идут споры. Затем на судне услышали треск ломающегося корпуса подлодки.
В 11:00 в эфир был передан сигнал о гибели подлодки.
Официальное объявление было сделано на следующее утро.
Правда, в книге Нормана Полмара «Смерть АПЛ «Трешер» говорится, что главнокомандующий ВМС США адмирал Джордж Андерсон устроил брифинг в Пентагоне уже в день катастрофы.
Приводится там и текст заявления: «Для тех из нас, кто вырос на морских традициях, потеря корабля — самое страшное. Именно это произошло сегодня — пропала атомная подводная лодка «Трешер», на борту которой находились 129 военных моряков и гражданских лиц… Мы используем все средства, чтобы найти лодку, если она на плаву — надводные и подводные корабли, самолеты. Поводов для оптимизма у нас немного, но надежда все еще есть».
Сложно сказать, на что надеялся адмирал, потому что уже на этой же конференции он признался, что спасательная операция на таких глубинах невозможна, а шансов на то, что люди на борту субмарины живы, нет.
Тем не менее, достать подлодку пытались, была развернута широкомасштабная операция по подъему обломков корабля со дна океана. В ней принимал участие даже знаменитый батискаф «Триест».
В ходе подводных работ с глубины более двух тысяч пятисот метров было поднято большое количество обломков внутреннего корпуса субмарины, сделаны фотографии подлодки, которая разломилась на шесть частей. Реактор так и не был обнаружен, хотя конструкторы настаивают на том, что он не угрожает мировому океану.
Были ли ошибки в действияx экипажа Возможно, но маловероятно. Чтобы «Трэшер» оказался в аварийном состоянии, командир Харвей должен был еще до погружения на максимальную глубину отдать целый ряд ошибочных приказаний. Также маловероятно, чтобы на эти неправильные решения никто бы не отреагировал: ни члены экипажа, ни специалисты с верфи, находившиеся на борту субмарины.
Более вероятным представляется неожиданный сбой техники, из-за которого субмарина на несколько мгновений вышла из-под контроля. Такой дефект мог возникнуть только в двух случаях. Либо это грубейшая халатность во время девятимесячных судостроительных работ, либо очень серьезный конструкторский просчет
Комиссия расследовала оба возможных варианта и в итоге вскрыла такую массу ошибок и недочетов, что их с лихвой хватило бы, чтобы отправить на дно целый флот.
С лета 1961 по лето 1962 года «Трэшер» совершила несколько надводных и подводных рейдов в Атлантическом океане. Выдержав все испытания и экстремальные нагрузки, 11 июля 1962 года лодка вернулась в гавань Портсмута, где за нее взялись техники. Им предстояло обследовать сложнейший подводный аппарат и устранить слабые места.
Выяснилось, что «Трэшер», проходивший испытания с полной нагрузкой, после таких миссий ремонтировался халатно, на нём не раз выявлялись недочёты, оставленные ремонтниками. Более того, даже сама сборка систем подачи сжатого воздуха и подачи воды для балласта проводилась с нарушением технологических требований, что в любой момент могло обернуться аварией.
Хуже того, прочность самой конструкции лодки оказалась переоценённой. Трубопроводы «Трэшера» на стыках были не сварены, а запаяны по причине их труднодоступности. Места пайки же не могут выдержать той нагрузки, что максимально допустима для соединений сварки.
Если трубопроводная система на большой глубине даст течь, что весьма вероятно под нагрузкой в месте пайки, то для лодки, подобной «Трэшеру», это означает гибель. Гигантские потоки воды не только хлынут внутрь субмарины, они ещё вызовут автоматическое выключение реактора, которое происходит при любом дефекте трубного соединения во избежание перегрева и плавки ядра. В тот самый момент, когда лодке нужна энергия для выкачки воды, закрытия водонепроницаемых переборок и управления горизонтальными рулями, она вовсе перестанет поступать, и корабль станет для экипажа уходящей на дно братской могилой.
На каждом корабле ВМФ США имеется информационная книга о судне (ИКС), где описано использование систем, указаны все значимые данные, а самое главное отражены особенности конструкции. Была такая книга и у «Трэшера», но руководство портсмутской верфи передало ИКС одной гражданской фирме, работавшей по подряду. А для себя скопировало ИКС более старой модели атомной подводной лодки, с совершенно иными особенностями конструкции.
В результате, когда подводная лодка 9 апреля 1963 года отправлялась в свое последнее плавание, на ее борту не оказалось никакой постоянной документации. Кроме того, сборка в Портсмуте двух жизненно важных систем «Трэшера» была произведена не в полном соответствии с установленными техническими нормами и требованиями. Сжатый воздух и вода в лодке подводились по длинным трубопроводам, которые всегда должны быть идеально чистыми, поскольку даже мельчайшая грязь может заблокировать чувствительные клапаны. Но на военно-морской верфи не было ни одного помещения, где соблюдался бы режим пылезащиты. Хотя и не очень вероятно, но вполне возможно, что даже один небольшой металлический осколок или волокно тряпки могли сгубить атомную подводную лодку
Окончательные выводы комиссии оказались таковы: во время погружения на месте одного из швов трубопровода образовалась течь размером с ноготь, которая под глубинным давлением привела к заполнению водой машинного отделения и падению мощности насоса, подающего холодную воду для охлаждения реактора. Капитан Харвей попытался продуть цистерны сжатым воздухом и всплыть, однако вода, попавшая на борт, привела к короткому замыканию в электрической цепи и автоматическому аварийному заглушению реактора. Мощности электродвигателя, дублирующего реактор в аварийных ситуациях, в данном случае не хватило. Началось отключение всех систем подводной лодки. По мнению специалистов, от этого момента до разрушения прочного корпуса «Трэшера» прошло четыре минуты…
После этой катастрофы изменилось само отношение Пентагона к строительству и проектированию подлодок. Была принята программа Subsafe. Она была начата через несколько месяцев после гибели «Трешера» и сохраняется до сих пор. И согласно программе, что бы ни случилось с подлодкой, она должна безопасно всплыть, должно быть обеспечено спасение экипажа и безопасность реактора.
Однако, эта программа не уберегла американские ВМС от еще одной катастрофы на атомном подводном флоте — в 1968 году погибла АПЛ «Скорпион».

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ Первая в истории катастрофа атомной субмарины произошла 10 апреля 1963 года - в Атлантике погибла вместе со всем экипажем американская подлодка Трешер.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *