ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНКА

 

ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНКА Снимки Роберта Капы были шедеврами. Они будоражили и шокировали. А начинал Роберт, как он и она. И она была первой военной фотокорреспонденткой. ...В 1933

Снимки Роберта Капы были шедеврами. Они будоражили и шокировали. А начинал Роберт, как «он» и «она». И «она» была первой военной фотокорреспонденткой.
…В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. В том же году арестовали некую Герду Похорилле — за распространение антинацистских листовок. На вопросы она отвечала спокойно: пытки в гестапо ещё не стали притчей во языцех. Год рождения — десятый. Место рождения — Штутгарт. Национальность — еврейка. Род занятий — машинистка.
С ней провели разговор, долгий, обстоятельный, и предложили сделать выводы. Она сделала. Срочно уехала во Францию по фальшивым документам и примкнула к местным коммунистам — в континентальной Европе они были основной организованной силой, противостоящей нацизму, так что коммунисткой Герда стала ещё в Германии. Жизнь в Париже, конечно, была мечтой девушки Но только не тогда, когда ты в нём беженка, беглянка, чужачка, оставившая дом родной.
Там, в Париже, судьба Герды развернулась к вечности — во всех смыслах. Одна из новых подруг, тоже беженка, Рут Серф попросила Герду сходить с ней вместе на встречу с фотографом. Он попросил Рут попозировать ему в парке. Девушка опасалась, что на самом деле съёмки могут оказаться предлогом для домогательств. Герда, всем известная своей смелостью, конечно, пошла прикрывать Рут.
И познакомилась с любовью всей своей жизни.
Его звали Андре Фридман. Он был действительно профессиональным фотографом. Во время съёмок каждый раз, как руки Андре убирали фотоаппарат от лица, его глаза поворачивались к Герде — маленькой, рыжеволосой, улыбчивой. Как-то вышло, что они болтали друг с другом без остановки, в то время, как Рут доставались одни короткие просьбы: встать туда, повернуть голову вот так
С этой встречи Андре и Герда были почти неразлучны. У них общие убеждения, общие представления о прекрасном, общие мечты Через год они уже съехались в крохотную квартирку с видом на Эйфелеву башню, и появилось у них ещё и общее увлечение: Андре стал учить Герду фотографии. Как ученица — так же, как женщина и собеседница — Герда опять приводит его в восторг: всё ловит на лету. Она создана для фотографии и вскоре пытается продавать свои снимки под псевдонимом «Герда Таро».
Но проблема в том, что фотокорреспондентов в Париже хватало. Конкуренция была невероятной. От невозможности зарабатывать фотографиями постоянно и нормальные сумма Андре то и дело закладывал камеру. И пара придумала забавную мистификацию, которая должна была помочь: якобы снимки делает американский фотограф Роберт Капа. И у Капы — своё агентство. Автором идеи считается именно Герда. Она же выдавала себя за секретаршу Капы. Когда было нужно предъявить Роберта, выступал на сцену Андре.
«Роберт Капа» немедленно принялся снимать все политические события и встречи Парижа в четыре руки, везде успевал и делал «по-американски качественные» кадры.
В 36-м Капа отправился снимать Гражданскую войну в Испании: кровавые франкисты (союзники нацистов Германии) против не менее кровавых, но симпатичных Таро и Фридману республиканцев. Снимки Капы, присылаемые из Испании, вызывали мгновенный ажиотаж. Герда быстро научилась ходить в брюках и с револьвером, Андре — беречь голову, иногда щёлкая наугад выставленным из-за укрытия фотоаппаратом.
Весной 37-го пара разъехалась по разным концам Испании, и появились первые знаменитые снимки Герды под её рабочим именем «Таро». Фридман оставил себе «Капу». Что это Размолвка влюблённых или признание того, что у Таро слишком свой отдельный стиль и что из разных концов страны выйдет больше актуальных снимков
В любом случае, снимки Герды ждёт уже половина Европы, и она знает это. Она спешит запечатлеть людей, которые вот-вот погибнут, и войну, которая, кажется, никогда не закончится. Всегда на передовой, всегда сосредоточенная, с камерой в руках и револьвером в кобуре (а где он ещё может быть, если руки заняты камерой)
В городе Брунете, опустив объектив, Таро говорит кому-то из друзей: «Когда думаешь о том, как много хороших людей, которых мы знали, погибло даже в одной атаке, кажется как-то несправедливым, что ты еще до сих пор жив». Это вспоминают потом часто, очень часто.
Она что-то чувствовала Она сглазила Или то была случайная фраза, которая приобрела значение только потому, что 25 июля 1937 года, когда республиканцы отступали из Брунета, танк случайно опрокинул машину с ранеными. Ту машину, на подножке которой стояла — больше пристроиться некуда — с фотоаппаратом и негативами Герда Таро.
Когда Герду спешно доставили в госпиталь, врачам с первого взгляда стало ясно, что сделать они ничего не смогут. А Герда открыла глаза, посмотрела на присутствующих и спросила: «Где мой фотоаппарат!»
Она умерла на следующий день, и в Мадриде с ней пришли проститься тысячи людей. Со многими она успела познакомиться лично. Многие знали её только по фотографиям в свежих выпусках газет. В её день рождения, в день 27-летия, которое так и не настало, её хоронили в Париже. На похоронах были уже десятки тысяч.
За одиннадцать месяцев своей карьеры как фотокорреспондентки Таро успела стать легендой.
Потом о ней, конечно, начали собирать воспоминания. Какой она была «Смелой», был первый ответ, но это знали все, кто видел её фотографии. «Талантливой», и это тоже было очевидно. «Неунывающей», «жаждущей справедливости», «кокетливой любила нравиться: одежда по фигуре, макияж на лице», «влюбчивой — у них с Фридманом были отношения и на стороне, так была устроена их пара», «независимой». Любое из этих описаний будет бессмысленным, пока не увидишь сделанные Гердой фотографии. Смелые. Талантливые. Независимые. Влюблённые в людей и жизнь.
Герда Таро стала первой женщиной в военной документальной фотографии, но не единственной, и за ней следом шли новые женщины и новые имена.
Например, Галина Санько, военная корреспондентка, на снимках которой мы выросли. Но это уже другая история…

ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНКА Снимки Роберта Капы были шедеврами. Они будоражили и шокировали. А начинал Роберт, как он и она. И она была первой военной фотокорреспонденткой. ...В 1933

ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНКА Снимки Роберта Капы были шедеврами. Они будоражили и шокировали. А начинал Роберт, как он и она. И она была первой военной фотокорреспонденткой. ...В 1933

ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНКА Снимки Роберта Капы были шедеврами. Они будоражили и шокировали. А начинал Роберт, как он и она. И она была первой военной фотокорреспонденткой. ...В 1933

ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНКА Снимки Роберта Капы были шедеврами. Они будоражили и шокировали. А начинал Роберт, как он и она. И она была первой военной фотокорреспонденткой. ...В 1933

ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНКА Снимки Роберта Капы были шедеврами. Они будоражили и шокировали. А начинал Роберт, как он и она. И она была первой военной фотокорреспонденткой. ...В 1933

ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНКА Снимки Роберта Капы были шедеврами. Они будоражили и шокировали. А начинал Роберт, как он и она. И она была первой военной фотокорреспонденткой. ...В 1933

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *