КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. ОКОНЧАНИЕ.

 

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. ОКОНЧАНИЕ. В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский

В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой, где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение христиан на святой земле .
О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме, епископа Порфирия (Успенского). Вот точная цитата:
«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо святый свет, освящённый огонь. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: почему вы иначе стали называть святый огонь. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» .
В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты:
1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Рассказал Успенскому о беседе непосредственный её участник, очевидец признания в подлоге митрополита.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Замечу, Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Перемене отношений уже был свидетель сам епископ Порфирий.
Таким образом, спустя 600 лет ничего не изменилось. Всё та же лампада за иконой.
Апологеты чуда замечают: «То, что рассказанные епископом Порфирием истории являются ложными сплетнями, следует из того факта, что уже в близкое к нам время кувуклия Святого Гроба ремонтировалась и никаких тайников за «отодвигающимися иконами» там обнаружено не было» .
Откуда апологеты взяли данный «факт» не понятно. Ниша за иконой действительно существует, и её не скрывают (см. фотографии).
Архимандрит Исидор, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в частности говорит:
«Могу лишь поделиться известным мне мнением одного иерарха Иерусалимской Церкви. В 2001 году Местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополит Петрский Корнилий в интервью программе GКРIZES ZONES на греческом телеканале «MEGA» напомнил о том, что «всякое творение Божие хорошо, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4, 4-5). По его словам, в случае с Благодатным Огнем, или как его называют по-гречески Святым Светом, «речь идет о естественном, природном свете, но молитвы, которые читают Патриарх или иной, замещающий его архиерей, освящают этот естественный свет, и вследствие этого он имеет благодать Святого Света. Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения. Но молитвы имеют силу освящать естественный свет, и он становится и сверхъестественным светом. Чудо в эпиклезе, в молитве архиерея; ею освящается этот свет» .
«Научное» доказательство чудесного появления огня.
На секции «Христианство и наука» XVII Рождественских образовательных чтений в Москве были впервые озвучены результаты научного эксперимента, проведенного российскими учеными в Великую Субботу 2008 года в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Заведующий сектором Института атомной энергии им. Курчатова, кандидат физико-математических наук Андрей Волков рассказал о собственной попытке измерить низкочастотные длинноволновые радиосигналы в иерусалимском храме во время ежегодного схождения благодатного огня. При помощи специально разработанной аппаратуры ученый на протяжении почти 6,5 часов ожидания огня совершал в храме измерения, а на протяжении последующих месяцев занимался их расшифровкой.
А.Волков считает «абсолютным чудом» разницу показателей, полученных им в сам день схождения огня и днем ранее. Считая, что «со строго научной точки зрения единственное произведенное измерение еще ни о чем достоверном не говорит», А.Волков в то же время заявил, что несет полную ответственность за полученные результаты и готов их представить. «Но если вы меня как ученого спросите — было или нет (чудо ), я скажу: не знаю», — добавил он. В свою очередь заместитель председателя комиссии при Московском патриархате по изучению чудесных явлений, преподаватель Российского православного университета им. Иоанна Богослова Александр Московский заявил, что А.Волков «совершил научный подвиг, проведя первое в истории серьезное, достоверное и ответственное научное измерение благодатного огня» .
Несколько замечаний со стороны критиков.
Результат научной работы должен быть представлен в форме научной статьи и пройти рецензирование соответствующих специалистов. Ничего подобного А. Волков не сделал и поэтому трудно оценить научную составляющую его изысканий и считать его работу о природе Благодатного огня научной. Зная последовательноть действий во время церемонии. можно найти вполне естественное объяснение такому результату. В храме находится большой количество фото и видеокамер. Они включаются как только появляется огонь. Но в начале огонь раздают прежде всего из окошек Кувуклия, а уже через несколько минут из врат Кувуклия выходят греческий патриарх с зажжёнными свечами. Другими словами, электромагнитный всплеск, наблюдаемый за несколько минут до выхода патриарха мог быть обусловлен началой раздачи огня из окошек Кувуклия, именно электромагнитными волнами от большого количества аппаратуры работающей одновременно.
Таким образом, работа Андрея Волкова, на данный момент, не соответствует критериям определяющим научность исследования и обнаруженный в ней эффект может иметь вполне естественное объяснение.
Версия о самовозгорании.
Известны реакции самовозгорания при взаимодействии некоторых веществ друг с другом и кислородом, содержащимся в воздухе. Так, например, самовозгорание на открытом воздухе является принципом действия некоторых рецептов «коктейля Молотова». В качестве возможного рецепта получения самовоспламеняющейся смеси можно упомянуть рассказ Ибн-ал-Каланиси (XII век), посвящённый появлению Благодатного огня описанный выше. Смеси, способные к самовозгоранию, могли быть доступны и в древности, например способностью к самовозгоранию при соединении с горючим материалом обладает смесь серной кислоты (которую получали уже в Древнем Египте) и хромата калия (использовавшегося в древности для дубления кож).
Эпилог .
Во все времена жрецы разных религий всегда старались явить своей пастве доказательства сверхестественного. И во все времена находись скептики разоблачавшие, если это было не опасно для здоровья, их фокусы. Еще древнеегипетские жрецы славились своими чудесами повергавшими верующих в благоговейный трепет и страх перед богами. Не обошла «чаша сия» и христианство. В ход шло многое — это и фабрикация мощей (вспомните количество «подлинных» голов Иоанна Крестителя), и их тиражирование в промышленных масштабах, и мироточение икон и изваяний (привет Поклонская!), и исцеления (хромые видят, глухие ходят, слепые слышат), и, наконец, Благодатный Огонь. Всё это было поставлено на поток. Храмы и монастыри стояли в очередь за очередной реликвией либо «обретали» ее самостоятельно. Монархи тратили годовые бюджеты своих стран на покупку реликвий а-ля ослиный хвост или «Священный препуций». И нередко становились жертвами мошенников в рясах (привет, Людовик!).
Каковы причины этого ажиотажа на чудеса Они просты — людям нужны чудеса, люди любят зрелища и мистику . А спрос , естественно, рождает предложение. Ведь как известно — на простака не нужен нож…

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. ОКОНЧАНИЕ. В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. ОКОНЧАНИЕ. В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. ОКОНЧАНИЕ. В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. ОКОНЧАНИЕ. В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. ОКОНЧАНИЕ. В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. ОКОНЧАНИЕ. В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников. Английский

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *