КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ.

 

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. Каждый год в храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу происходит одно знаменательное событие - Сошествие Благодатного Огня. « Благодатный огонь» -это

Каждый год в храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу происходит одно знаменательное событие — Сошествие Благодатного Огня.
« Благодатный огонь» -это необычный огонь, который, якобы, сверхприродным образом загорается накануне каждой Православной Пасхи на каменной плите Гроба Господня в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Большинство христианских конфессий правда не признают свехприродную причину возникновения «Благодатного огня», считая его православным мифом, будто «именно молитва православного и низводит с небес этот огонь»
На протяжение всех веков существования этого чуда не могли христиане спокойно совершать этот обряд без того, чтобы не набить друг другу физиономии. Это даже зафиксировано в книге Марка Твена, «Простаки за границей»:
«У каждой христианской секты (за исключением протестантов) под крышей Храма святого Гроба Господня есть свои особые приделы, и никто не осмеливается переступить границы чужих владений. Уже давно и окончательно доказано, что христиане не в состоянии мирно молиться все вместе у могилы Спасителя».
Кстати говоря дерутся не только простые священники, но и вошедшие внутрь Кувуклия для ожидания огня греческий патриарх и армянский архимандрит.
Из-за постоянных распрей между христианскими конфессиями, в 1852 году, стараниями властей, появился документ, так называемый СТАТУС-КВО, где досконально записана последовательность действий всех обрядов для всех конфессий в городе. По минутам расписана и служба благодатного огня, в частности, для обретения огня, вошедшим внутрь Кувуклия священникам, отводится время с 12.55 до 13.10 . И вот уже не мало лет прямых трансляций это время безукоризненно соблюдается. Только в 2002 году, из-за драки патриарха и архимандрита внутри Кувуклия, огонь начали раздавать значительно позже определённого времени . Т.е. задержка была по вине священников, а не из-за отсутствия огня.
Эта драка имела серьёзные последствия- уже несколько лет внутрь Кувуклия вместе с армянским архимандритом и греческим патриархом, первым, входит израильский полицейский, зорко следящий за тем, чтобы высокопоставленные духовные лица вновь не подрались в этом святом и почитаемом ими месте. Кстати во время драки 2002 года в Кувуклие, греческому патриарху удалось потушить свечи армянского архимандрита. Тот не долго думая зажёг их зажигалкой, о чём он поведал в интервью, нисколько не смущаясь.
Практически всех скептиков смущает чёткая определённость времени получения огня и возможность изменять это время по приказу местных властей. Скептицизма предаёт и ещё один факт связанный с временем появления огня, о котором повествует проф. Дмитриевский в 1909 году он пишет:
«Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесён к предшествующему дню» .
Оказывается, время появления божественного чуда ещё и может определяться распоряжениями исламской администрации. В принципе, Бог способен выполнить любой приказ любой администрации, так как Он всесильный и может делать, что угодно, и как угодно свои чудеса планировать. Однако, столь чётко определённое по времени чудо является единственным примером. Также другие ежегодные православные чудеса, например, схождение Благодатного облака на горе Фавор в день преображения Господня или появление ядовитых змей в храме Успения Пресвятой Богородицы (на Острове Кефалония) в день Успения Пресвятой Богородицы, не имеют строго определённого временного промежутка. Кстати, схождения облака на горе Фавор и появление ядовитых змей происходит на виду у людей, в то время как огонь возникает в закрытом от паломников Кувуклие.
Такая доступность очень способствует выяснению истинной природы этих явлений, например, оказывается, что змей приносят сами священнослужители и они совершенно не ядовиты. В отношении горы Фавор, тоже всё относительно просто. В это время года практически ежедневно на горе образуются туманы, и паломники лишь становятся свидетелями зарождения такого тумана . Зрелище действительно красивое, а обладая повышенной религиозностью, увиденному, легко приписать чудесные свойства.
Версия скептиков о появлении огня
С точки зрения скептиков, греческий патриарх и армянский архимандрит возжигают свои свечи от неугасимой лампады, которую вносит хранитель гроба незадолго до входа патриарха. Возможно, лампада ставится не на гроб, а в нишу за иконой из которой патриарх её достаёт, возможно, внутри происходят ещё какие-то дополнительные манипуляции. К сожалению, этого увидеть нам не дают.
Вспомним последовательность действий во время церемонии.
1. Осматривают Кувуклию (два священника и представитель власти).
2. Запечатывают входные двери Кувуклия большой восковой печатью.
3.Появляется хранитель гроба, который вносит внутрь Гроба большую, накрытую колпаком лампаду. Перед ним снимают печать, он входит внутрь Квуклия, а через несколько минут выходит.
4. Появляется торжественная процессия во главе с греческим патриархом, она обходит троекратно вокруг Кувуклия. С патриарха снимают одежды патриаршего достоинства и он вместе с армянским архимандритом (и израильским полицейским) входит внутрь Кувуклия.
5. Через 5-10 минут греческий патриарх и армянский архимандрит выходят с огнём (до этого успев раздать огонь через окошки Кувуклия).
Естественно, что человек с накрытой колпаком лампадой, заинтересует скептиков. Кстати, в колпаке лампады есть отверстия для воздуха, так что в ней может гореть огонь или тлеть угли, а может и содержаться какой либо состав для воспламенения.
К сожалению, апологеты чуда практически никак не разъясняют внесение данной лампады внутрь Кувуклия. Они обращают внимание на осмотр Кувуклия представителями власти и священниками перед опечатыванием. Действительно, после осмотра огня внутри не должно быть. Затем апологеты чуда обращают внимание на обыск греческого патриарха, перед его входом внутрь Кувуклия. Правда ясно видно, что одежды с него снимают исключительно греческие священники и при этом своего патриарха не обыскивают, но это не важно, в связи с тем, что ранее туда проник уже другой представитель греческой ПЦ, чтобы поставить лампаду на плиту Гроба и его никто не осматривает.
Что же это за лампада такая
Храм был построен в 335 году и у нас есть подробное описание служб, которые проводились в храме в 4 веке, оставлено паломницей Сильвией Аквитанской. Она о службе Великой Субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети, воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст» .
Во времена Сильвии, как видно, еще не знают того обряда Святого Огня, который существует в настоящее время. Однако у Сильвии описан другой, очень интересный обряд, который проходил в храме в вечернею: ««В десятый час, что зовется licinicon , а мы называем вечерня , подобным же образом все собираются в Воскресение, зажигаются все лампады и свечи , и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но дается из внутренности пещеры, т.е. из-за решетки, где день и ночь горит светильник.» .
Тем не менее, в 9 веке появляются первые свидетельства, указывающие на чудесное появление огня внутри Кувуклия. Самым ранним, из них, считается свидетельство латинского монаха Бернарда, (865 г.). Европеец сам не был очевидцем происходящего. Он пишет: «Говорится, рассказывается» . Он говорит о литании с пением «Господи, помилуй» «до тех пор, пока, с пришествием ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над прежде упомянутым гробом».
Однако с 9 по 13 век, существовала серьёзная разница между современным и древним обрядом играющая важную роль в понимании источника появления огня внутри Кувуклия. Если в наше время священники вынуждены входить внутрь Кувуклия, для обретения огня, то с 9 по 13 век огонь возгорался в закрытом, пустом Кувуклие, и о его появлении судили, заглядывая через отверстия во вратах Кувуклия . Как только священники стали входить внутрь Кувуклия, практически сразу выяснилось, что огонь они возжигают от лампады, спрятанной в нише, запись об этом оставил исламский исследователь Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256):
«Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение — праздник света. Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»… » .
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. Каждый год в храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу происходит одно знаменательное событие - Сошествие Благодатного Огня. « Благодатный огонь» -это

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. Каждый год в храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу происходит одно знаменательное событие - Сошествие Благодатного Огня. « Благодатный огонь» -это

КОЕ-ЧТО О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ. Каждый год в храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу происходит одно знаменательное событие - Сошествие Благодатного Огня. « Благодатный огонь» -это

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *