Римский папа, с именем которого связан григорианский хорал и литургия преждеосвященных Даров. Он делил трапезу с нищими, его книгами зачитывались парижские ученые-схоласты и московские иноки-простецы. Великий святой, почитаемый и на Западе, и на Востоке…
Согласно преданию, Григорий родился около 540 года в знатной и богатой сенаторской семье Анициев, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви.
О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Историк конца VI века Григорий Турский писал: Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека». А Ильдефонс Толедский говорил, что он превосходил св. Киприана красноречием, Августина Блаженного учёностью.
В 574 году был избран префектом города Рима. Но светская жизнь была не по душе Григорию и после смерти своего отца Гордиана, оставшееся ему большое имение потратил на создание Святых обителей, больниц и странноприимных домов. В Сицилии он создал шесть монастырей, снабдив их всем необходимым, а в Риме основал монастырь св. апостола Андрея и принял в нём иноческий постриг.
Его созерцательная жизнь была прервана в 579 года, когда папа Пелагий II поставил его диаконом и отправил своим посланником ко двору императора в Константинополь. Григория мучили противоречивые мысли, вызванные его страстным желанием остаться под сенью монастыря и в то же время послушно служить Церкви. Как продемонстрировала в своём исследовании Кэрол Строу, он нашёл возможную разрядку этого напряжения в том, что рассматривал земное поприще, вовлечённость в мирские дела как жертву послушания Богу, которая, подобно монашескому подвигу, совершенствовала человеческий дух.
В 585 или 586 году папа Пелагий II (579590) отозвал своего посланника в Рим. В последующие годы он служил секретарем у папы Пелагия II. Когда тот умер от чумы в 590 году, клир, сенат и народ единодушно заставили Григория стать преемником, несмотря на его протест и апелляцию к константинопольскому императору Маврикию. Посчитав себя недостойным занимать высокую должность епископа Рима, бежал из города, скрываясь по пустынным местам, однако был найден и возвращён в город.
.Считая, что эпидемия чумы распространилась в народе из-за греховного образа жизни людей, возглавил крестный ход через весь город. Страждущий народ сопровождали монахи и монахини, неся впереди икону Божией Матери. Рассказывают, что повсюду, где проносили святую икону, зараженный воздух очищался, и архангел Михаил, явившийся с мечом в руке, вложил его в ножны. Когда чума прекратилась, Григорий снова попытался избежать нежеланных, навязанных ему почестей и укрылся в пещере, но был насильно был возвращен в Рим, а 3 сентября 590 года рукоположен в епископы Рима.
На поздравления он отвечал сетованиями: «Вот теперь, в епископском достоинстве, я снова связал себя с миром еще сильнее, чем когда я был мирянином. Я потерял глубокую радость покоя. Внешне это вознесение, внутренне же падение Когда я оканчиваю дневные труды, то стараюсь прийти в себя и не могу: тяжкие и суетные заботы гнетут меня». Церковь действительно была в плачевном состоянии: повсюду еретики, раскол, гнет варваров и разнузданность христианских государей. Борясь с голодом в Риме, папа святой Григорий организовал раздачу припасов и помощь нуждавшимся. Каждый день он принимал двенадцать бедных и мыл им руки. Он чувствовал личную ответственность за каждого, кто умирал от голода.
Священников он называл братьями, а мирян своими господами. В посланиях он подписывался только одним титулом «раб рабов Божиих» и искренне считал себя величайшим грешником.
Он был реалистом и хорошо понимал знамения времени. Сохраняя добрые отношения с Константинополем и своим другом императором Маврикием, святой Григорий много сделал для обращения и морального воспитания варварских народов, завоевавших почти всю Западную Европу. Он помнил об англо-саксонских рабах, увиденных на римском рынке, и поэтому, как только смог, отправил туда миссию. Она состояла из 40 монахов под началом святого Августина, настоятеля монастыря святого Андрея. Новые апостолы получили полную поддержку папы Григория. Узнав о первых успехах миссии, он с воодушевлением написал всей империи об обращении нового народа.
При нем Римская церковь взяла на себя многие государственные функции. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, занимавших площадь от 3,5 до 4,7 тыс. квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилия, Корсика и Сардиния, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев.
Своими трудами Григорий Великий, чтимый Церковью как её учитель, в значительной степени сформировал новый христианский запад на месте разделённой империи.
(на второй фотографии изображена икона «Спасение народа римского» (Santa Maria «Salus populi romani») присвоено этой иконе потому, что именно её святой Григорий Двоеслов носил в 590 году крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей чумы, которая тогда же прекратилась.Предание приписывает авторство иконы апостолу Луке.Искусствоведы традиционно датируют икону VI веком)