КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА

КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и

Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и даже сплетни.
На старинных лубочных картинках присутствуют благородные и трусливые богатыри, Баба-яга и, позднее, Николаевская железная дорога.
Над чем же смеялись и чем восхищались на ярмарочных площадях
Раек пожалуй, самый популярный аттракцион ярмарок дореволюционной России. С конца XVIII века его можно было встретить на ярмарочных площадях в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле и других городах. Самое исчерпывающее описание райка дал в середине XIX века искусствовед Дмитрий Ровинский: «Раек — это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, по копейке с рыла, глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые».
Успех представления во многом определялся и прибаутками, которыми раешники сопровождали показ картинок. Комментарии могли быть весьма фривольными, да и сами картинки имели подчас скабрезное содержание. Раек справедливо называют прадедом современного телевидения с его помощью народ узнавал новости, дивился приключениям героев авантюрных романов и подвигам былинных богатырей.
На одной из литографий изображен раешник за работой. Перед его райком столпились зеваки, разглядывающие картинки и слушающие его комментарии: «Вот, извольте видеть: султан машет платком, ему грозят штыком, завязалась кутерьма, огнем горят дома, гром пушек, кваканье лягушек»
От раешника можно было услышать иноземный сказ о воине Бове Королевиче. «Повесть о Бове Королевиче» восходит к французской поэме времен крестовых походов, но на Русь она проникла в XVI веке с Балкан и стала одной из самых популярных в жанре «легкого чтения». Дмитрий Ровинский полагал, что лубки на сюжет иноземной авантюрной повести о Бове Королевиче были даже популярнее, чем листы с образами русский витязей.
Сюжет посвящен странствиям и подвигам сильного и храброго воина Бовы Королевича, поборника христианства и защитника прекрасной принцессы Друженевны. Бове удается вызволить свою любовь из рук коварного короля Мракобрута, но тот насылает на героя войско во главе с кентавром-богатырем Полканом.
На одной лубочной картинке был изображен разгар поединка Бовы и Полкана, а из текста читатель узнавал, что Бова одержал победу, после чего богатыри заключили союз и дальше сражались плечом к плечу.
Но самый знаменитый русский богатырь лубочной картинки Илья Муромец. Одна из посвященных его приключениям литография состоит из восьми клейм и очень напоминает современный комикс.
На первом клейме Илья Муромец, пролежавший на печи парализованным 30 лет и три года, встает на ноги, просит благословения у родителей и отправляется в Киев. По пути он побеждает разбойников и освобождает град Чернигов (клейма два и три). Четвертое клеймо показывает встречу Ильи с Соловьем-разбойником и пленение последнего, в пятом и шестом клеймах богатырь привозит Соловья к князю Владимиру, который казнит разбойника. Заканчивается сказка тем, что Илья Муромец карает неверного богатыря Идолище, который «жрал и опивал» князя.
Этот лубок предназначался не только для показа в райке, но и для покупки. Покупали его не для украшения стен дома, как другие лубки, а для внимательного разглядывания и вычитывания подписей.
Приобрести такой лубок можно было в Москве в Овощном ряду, у Спасских ворот, около храма Троицы в Листах и в некоторых других местах. Продавались листы оптом, их закупали продавцы-офени, а затем разносили в лубочных коробах по всей России.
Также в народе ходила история о «храбром» Анике-воине, который разорял беззащитных людей и хвастался своей силой. Однажды встретилась ему Смерть и упрекнула его в бахвальстве, на что Аника ответил ей: «Не больно страшна: я мизинцем поведу тебя раздавлю!» Поняв, что Смерть неуязвима, он стал молить ее о пощаде, но костлявая собеседница хладнокровно убила хвастуна.
Эта литография сочетает классические принципы лубочного изображения плоскостную композицию, небрежную раскраску ярким цветом с очень интересным приемом удвоения. Зритель видит Анику сразу и живым, и мертвым. Этот прием позволял даже человеку, не умеющему читать, понять сюжет.
Во второй половине XIX века широкое распространение получил так называемый песенный лубок. Картинка сопровождалась текстом песни. Что же воспевали авторы лубка Конечно, их интересовали новинки и диковины, например, паровоз, который движется по Николаевской железной дороге, открытой в 1851 году. Диковинное сооружение вызывало огромный интерес, и в народе начали складываться песенки о железной дороге. Самая известная из них «Близ красных ворот».
На лубке заметно стремление к реалистичности в деталях здание Николаевского вокзала (сейчас Ленинградского) авторства Константина Тона узнается с первого взгляда. На гравюре есть и другое дошедшее до нас здание круговое депо Николаевской железной дороги. В настоящее время в нем находится культурный центр.
А кого высмеивали лубки про Бабу-ягу Лубочные изображения «Яга-баба едет с коркодилом дратися» и «Баба-яга на свинье», по мнению некоторых исследователей, являются пародией на Петра I и его отношения с Екатериной I.
Дмитрий Ровинский считал, что Баба-яга одета в «чухонский» костюм, а это намекает на происхождение Екатерины I. Чухонцами на Руси называли прибалтийско-финские народы, а Екатерина I, до принятия православия носившая имя Марта Скавронская, родилась в Ливонии на территории современной Латвии. Второй намек, по мнению исследователя, кроется в изображенном в углу картинки кораблике очевидном атрибуте петровского правления.
Другого мнения придерживается филолог и фольклорист Константин Богданов. Он говорил, что простой люд не мог быть настолько осведомлен о личной жизни императора, чтобы увидеть в этом сюжете намеки.
Исследователи сходятся во мнении, что лубок в традиционном виде прекратил свое существование в начале XX века, но для лубочной пластики находились новые области применения. Сначала ее использовали советские плакатисты и художники авангарда.
Пик научного интереса к лубочной картинке в России ХХ века приходится на 19701980-е годы. В 1972 году был опубликован научный труд Ольги Балдиной «Русская народная картинка», иллюстрации к которому выполнил Дмитрий Афанасьев. В 1982 году в Москве возникло товарищество художников «Мастерская народной графики Советский лубок». Это был клуб энтузиастов, которые изучали и возрождали древнее полузабытое искусство. Во главе мастерской стоял Виктор Пензин, который занимался реконструкцией лубка в формах, приближенных к каноническим, и параллельно разрабатывал стилистику современной народной картинки.

КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и

КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и

КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и

КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и

КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и

КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и

КОРКОДИЛ И КЕНТАВР ПОЛКАН В ТЕЛЕВИЗОРЕ XIX ВЕКА Еще во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и

.

Предыдущая запись Акварельные портреты
Следующая запись «Магистраль»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *