САД ФОРКАТТИ, ИЛИ ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ ПО-ОДЕССКИ

 

САД ФОРКАТТИ, ИЛИ ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ ПО-ОДЕССКИ Однажды в Одессе праздник 1 мая принял форму «Венецианского карнавала». Причём, если кто не верит, тот может заглянуть в книгу Александра

Однажды в Одессе праздник 1 мая принял форму «Венецианского карнавала». Причём, если кто не верит, тот может заглянуть в книгу Александра Дерибаса «Старая Одесса» — уж племяннику основателя верить точно можно.
Жил в Одессе такой неординарный человек Виктор Людвигович Форкатти. Кто-то считал его предпринимателем, кто-то авантюристом, некоторые вообще артистом. Всех денежных людей он считал как бы своими кассирами. Поэтому деньгам счёт не вёл, легко ими сорил, причём сорил чужими деньгами ввиду крайнего недостатка своих личных.
И вот дабы поправить свои финансовые негоразды, решил Форкатти организовать в Одессе «Венецианский карнавал». Место подобрал достойное задуманному прожекту: сад внизу Николаевского (ныне Приморского) бульвара со стороны Воронцовского дворца, которой давно и с дальним прицелом он взял в аренду. Тут важно уточнить, что милейшего Виктора Людвиговича одесситы уважали и прежде всего за то, что он никогда туфту не подсовывал сам её нутром не переваривал.
И что принципиально — Форкатти не только о деньгах думал, но и о культуре радел. По-своему, правда, радел. Познакомился с архитектором Масом, зажёг его своими идеями, окутал своими планами, ну и, конечно, разогрел бутылочкой шустовской наливки. Прямо в краску Маса вогнал, тому стыдно стало, что он не у дел. В творческом вдохновении Мас даже авансов ждать не стал, может потому, что Форкатти на ухо шепнул: «Кто ж о презренном металле грезит, когда великие дела ждут». Ждать не стали, и в саду Форкатти началось строительство театра по проекту Маса. В одном Форкатти просчитался: не знал, что Мас помешан на русском стиле — что бы не начинал строить, мавританское, неаполитанское или китайское, получалась русская изба. Зато для избы и стройматериал, то есть брёвна, были подешевле, и ни в каких цементах нужды не было. Это Форкатти заценил сразу. Мас совсем разошёлся: соединил площадку театра с верхней стороной бульвара, да ещё ресторанчик пристроил вот что значит вдохновение.
Конечно, немного странно в русской избе французский шантан смотрелся, который Форкатти сгоряча пригласил. Но не «камаринскую» же под французские шампани плясать. А когда уж еврейский квартет братьев Земель в русской избе затянул «Их бин шнейдер», то одесситы Форкатти всё простили и даже руки жали. А газеты писали, что «Форкатти как никто чтит историю, помнит, что Одессу завоёвывали французы, строили русские, богатеть помогали евреи, а жить не по средствам научил господин Форкатти, за что ему низкий поклон».
Каким же образом милейший Форкатти деньгами разживался
А история прямо, как учебное пособие для нынешних бизнес-школ.
Держал милейший Виктор Людвигович при себе в кармане всегда телеграмму из Казани. Дорожил ею, даже, дабы не истёрлась, в специальный платочек пеленал, как малое дитя. «Истёрлась» на телеграмме только дата, но известно, что пришла она за два года до того. Но не это главное, главное, в ней сообщалось о высылке господину Форкатти двух тысяч рублей. И что интересно, то не шутка: деньги таки были, но надо же Форкатти знать вмиг они были им потрачены. Но телеграмма-то осталась. Вот в ожидании двух тысяч поставщики леса дровишки поставляли, буфетчики напитки открывали, мороженщики лакомством угощали, а кредиторы векселя закрывали. Много славных, но наивных людей привлекал к себе милейший Виктор Людвигович, зажигал, заражал, воодушевлял, окрылял.
Итак, знаковый день настал. А это значит, что все аллеи сада в огнях, причём, не какие-то карнавальные фонарики, а сверкают настоящие электрические лампы, кстати, новинка прямо со Всемирной Парижской выставки. Лампы даже на ветках деревьев, и те словно огнём охвачены. Помимо этой иллюминации кусты обвиты золотистыми гирляндами. А промеж них всюду понатыканы лотки, где каждой даме вручают или цветок или мороженое в фунтике. И это всё без денег! С ума сойти можно! Но прежде, чем с ума сходить, лучше взглянуть на цену билета всё учтено могучим ураганом и гением Форкатти.
Тысячи людей спешат на «Венецианский карнавал». В основном дамы. Для них карнавал двойной праздник. Карнавал предполагает маску, а она чудеса творит, главное, её не снимать, а то кавалер ожидает увидеть венецианскую красавицу, а там, ну, надо же, африканский крокодил, хоть тоже во всей красе.
Жаль кавалеров мало. Так это поправимо. Знак дирижёру, и гремит из оркестровой раковины оркестр самого Гаэтано Грациа (тут Форкатти не скупится), причём, маэстро не вальсок Штрауса выводит, а марш Скобелевского полка. Ох, уж эти военные марши сразу с Николаевского бульвара лавина пошла. Конечно, сюртуки и фраки, но больше офицерские ментики. Большое веселье ожидается, а сборы так просто громадные. Накал страстей на пределе, впору ждать сюрпризов.
Кстати, о сюрпризах, если кто забыл, то надо напомнить: сюрприз это приятная неожиданность. Но бывает, что и неожиданная неприятность. Увы, сюрприз, каким ему быть, с нами не советуется. И вот уж с верхней кассы, что прямо под присмотром Дюка укрылась, прибегает верный человек с весточкой. Там появился судебный пристав с кучей кредиторов, чтобы за долги арестовать выручку.
Только кто же в Одессе платит долги! Только слабые духом, а скорее умом. Но не таков Форкатти. Да и его помощники под стать хозяину.
Бежит Форкатти в верхнюю кассу, с кулаками на кассира бросается:
Где деньги! Гони! Пристав ждать не будет!
Кассир головой вертит:
Минуту назад вот здесь под столом мешок с выручкой лежал, да какой-то шниф рядом всё крутился, не иначе этот шаромыжник мешку ноги сделал. Или кто другой Господин пристав, это не вы ли так пошутили
Пристав просто белый, вот-вот пеной изойдёт:
Тогда билеты, шельма, гони! Закрывается лавочка!
Клянусь всеми святыми, билеты подчистую распроданы! разводит кассир руками.
Негодяй! это уже Форкатти орёт. Что же люди обо мне подумают! Но не всё потеряно, господа, бежим в нижнюю кассу.
Да куда там закрыта нижняя касса. Там за кассира мадам Сурмилова в полном расцвете 65 лет. Ей вдруг как-то дурно сделалось. На скамейке у входа лежит, глаза закатила, стонет:
Мне плохо, кажется, я рожаю…
А в её 65 лет рожать это не шутки! И диагноз по её комплекции не поставишь: то ли она и вправду рожает, то ли плотно поела.
В общем, кредиторы так ни с чем и ушли. Пристав, правда, ушёл с «катенькой», в смысле, с купюрой сотенной. Так ведь Форкатти не жлоб какой-то, не жмот, а добрейший человек и милейший к тому ж. Понимал, что любой труд оплачен должен быть, как и его Форкатти труды ведь праздник получился. А получился карнавал венецианский или одесский, народу, когда ему весело, как-то до фени.
Да уж, сделать 1 мая праздником, тоже труд, причём, неблагодарный: кому-то веселье, а ты стой и потихоньку из-под полы билеты продавай, конечно, не по начальной цене, а уже по двойной. Надо же даме-кассиру что-то на обзаведение поднести, а вдруг действительно родит. Но народ о цене не спорит, напирает, ведь из сада Форкатти музыка льётся, огни манят. А дамам вообще нетерпёж: как-никак праздник, вдруг судьба где-то по аллеям бродит кто ж в сторонке отсиживается. Да, за своё счастье надо бороться, а как бороться так это милейший Форкатти всем показал.

САД ФОРКАТТИ, ИЛИ ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ ПО-ОДЕССКИ Однажды в Одессе праздник 1 мая принял форму «Венецианского карнавала». Причём, если кто не верит, тот может заглянуть в книгу Александра

САД ФОРКАТТИ, ИЛИ ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ ПО-ОДЕССКИ Однажды в Одессе праздник 1 мая принял форму «Венецианского карнавала». Причём, если кто не верит, тот может заглянуть в книгу Александра

САД ФОРКАТТИ, ИЛИ ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ ПО-ОДЕССКИ Однажды в Одессе праздник 1 мая принял форму «Венецианского карнавала». Причём, если кто не верит, тот может заглянуть в книгу Александра

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *