КАКИЕ СТРАННОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ЕСТЬ В СКАЗКЕ «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

КАКИЕ СТРАННОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ЕСТЬ В СКАЗКЕ ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА Сюжет о заколдованной невесте (или женихе) очень распространен и встречается в сказках многих народов, однако именно русский

Сюжет о заколдованной невесте (или женихе) очень распространен и встречается в сказках многих народов, однако именно русский вариант поражает фантастическими и очень нелогичными подробностями: жена-земноводное, стрела как залог брачных обязательств, странный танец с вылетающими из рукавов костями-птицами. Как и многие другие старинные сказки, «Царевна-лягушка» несет в себе множество «культурных кодов», которые уже непонятны нам сегодня.
Первой «несуразностью» сказки с современной точки зрения является очень ненадежный способ выбора невест для царских сыновей с помощью стрелы: «Куда стрела упадет, там и невест себе ищите» — кажется, что для продолжения царского рода можно было бы отнестись посерьезнее к подобной задаче. Однако археологические находки показывают, что стрелы были частым атрибутом свадебных обрядов древних славян. Они не только защищали от нечистой силы, но и символизировали плодородие, поэтому стрелы и наконечники часто дарили новобрачным. Дольше всего этот обычай сохранялся в Белоруссии.
Кроме того, выстрел, произведенный с соблюдением всех обрядовых моментов, освященный волей самого отца семейства, конечно, отдавал важный выбор на волю высших сил, и дальнейший ход событий в сказке это подтверждает: невесты находятся именно такие, какие братьям и нужны. Этот факт, кстати, всегда подчеркивали кинематографисты и мультипликаторы, создающие свои версии старинной сказки невесты старших братьев, хоть могут быть и неказисты, но всегда «под стать» своим женихам.
Что же касается младшего, то он после долгих блужданий оказывается на болоте, где и находит свою суженую. В более старинном варианте сказки, который называется «Сказка о лягушке и богатыре», после трехдневных скитаний Иван находит лягушку, и она сразу показывает ему свои магические способности. Перекувырнувшись, бойкая невеста наколдовывает сначала «разукрашенную беседку», а затем и «стол со всяким кушаньем и напитками». После такого не жениться на ней, конечно, нельзя!
Интересно, что в двадцатые годы XX века археолог А. Н. Лявданский обнаружил на Смоленщине целый ряд городищ, расположенных в болотистой местности. Все они представляли собой круглые площадки. Так как следов постоянной жизни и укреплений вокруг у построек не было, ученые пришли к выводу, что имеют дело с древними храмами. По распространенным представлениям, религиозные сооружения древние славяне создавали на возвышенностях, однако, судя по этим находкам, болота также были объектами поклонения:
«Видна несомненная связь с культом воды и подводно-подземным «нижним миром», лучше всего выраженным самим болотом с его неизведанными и недоступными глубинами, болотными огнями, коварством болотной зелени и трясин, зловредностью болотных лихорадок. (…) Возникает предположение, что болотные городища могли быть посвящены хозяину этого нижнего мира, в роли которого часто выступает ящер.» (Б. А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси»)
Так что земноводное, привечающее богатыря на болоте в особом строении, становится загадочной, но доброй и прекрасной повелительницей сил воды, которая волею богов выбирает себе в мужья человека. Этот образ рассматривается в науке как архетип тотемной супруги, на которой должен был жениться первобытный охотник для того, чтобы охота выдалась удачной. Именно такую трактовку невесты-оборотня подтверждает затем странный танец Царевны-лягушки на пиру, который не могут повторить старшие невестки. Как мы все помним, из недопитого вина и недоеденных костей прекрасная женщина создала целый новый мир: «Махнула правой рукой стали леса и воды; махнула левой стали летать разны птицы».
Ученые считают, что подобные танцы, названные в летописях «многовертимым плясанием», исполнялись девушками во время русалий весеннего праздника, посвященного силе природы, плодородию и водным божествам. Русалии отмечали и после принятия христианства. Важным элементом танцев были длинные рукава, которые превращались в настоящие «крылья» плясуний. Так что, скорее всего, сцена на царском пиру описывает древний славянский весенний ритуал, во всяком случае, его внутреннюю сущность возрождение природы — то, что видели и чувствовали наши предки, глядя на танцующих девушек.
Интересно, что не так давно и Царевна-лягушка обрела в нашей стране конкретную «прописку». Все больше сказочных персонажей вслед за Дедом-Морозом получают официальные «резиденции». Местом рождения Квакушки решили объявить город Шадринск Курганской области, ведь именно там местный краевед и просветитель Александр Никифорович Зырянов записал эту сказку и предоставил ее затем для публикации собирателю русского фольклора А. Н. Афанасьеву. Сборник «Народные русские сказки», вышедший под его редакцией в 18551863 годах, был в свое время самым известным и полным.

КАКИЕ СТРАННОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ЕСТЬ В СКАЗКЕ ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА Сюжет о заколдованной невесте (или женихе) очень распространен и встречается в сказках многих народов, однако именно русский

КАКИЕ СТРАННОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ЕСТЬ В СКАЗКЕ ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА Сюжет о заколдованной невесте (или женихе) очень распространен и встречается в сказках многих народов, однако именно русский

КАКИЕ СТРАННОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ЕСТЬ В СКАЗКЕ ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА Сюжет о заколдованной невесте (или женихе) очень распространен и встречается в сказках многих народов, однако именно русский

КАКИЕ СТРАННОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ЕСТЬ В СКАЗКЕ ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА Сюжет о заколдованной невесте (или женихе) очень распространен и встречается в сказках многих народов, однако именно русский

.

Предыдущая запись «Вот гробница Эолиса, веселого маленького пса, потеря которого по воле скоротечной судьбы причиняла мне боль безмерно»
Следующая запись Неуглеродные формы жизни

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *