Искусство икебаны.

 

Искусство икебаны. Икебана классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с

Икебана классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте. Первые учителя и ученики были священниками и аристократией, но с течением времени появилось множество школ, новых стилей и икебана таким образом стала достоянием всего японского народа.
Культ природы в Японии — один из составных элементов японской религии синто («путь богов») и неповторимая традиция, идущая из глубины веков. Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте»
Развитию и поддержанию чувства прекрасного служит японский культ природы, проявляющийся в традиционном любовании цветами (ханами), луной (цукими), снегом (юкими) и т.д.
Издавна в Японии существовал обряд любования в зимний сезон цветущей сливой и снегом. Весной японцы традиционно наслаждаются видом цветущей сакуры. Наиболее популярными трестами для отдыха и созерцания природы являются прекрасные парки, расположенные в городах Нара, Камакура и Киото. В конце апреля в Японии объектом любования становятся алые, белые, лиловые и желтые азалии, затем — разноцветные пионы, глицинии, летом японцев радуют многоцветные ирисы, неповторимую атмосферу в июне создают цветущие гортензии и дождливая погода, характерная для этого сезона. В августе в Японии любуются цветущими лотосами.Природа издревле выступала плодотворным источником вдохновения для японских поэтов и художников.
Началом истории икебаны принято считать обычай подношения цветов изображениям Будды и его сподвижников, ставший важным ритуалом в буддийской религии. В одной из буддийских легенд рассказывается о том, как демон зла обратился к Будде, вернее Сиддхартхе Гаутаме, с каверзными вопросами, пытаясь сбить его с пути поиска истинного знания, но ответы бывшего принца оказались столь мудрыми и возвышенными, что демон был посрамлен, а бог Земли в знак восхищения и уважения преподнес просветленному победителю цветы. Обретя истину, принц Гаутама создал учение, дающее возможность всем людям освобождаться от обманчивых пут земной жизни. Став Учителем, он получил имя Будда — Осененный Истиной.
Природа является полноправным компонентом традиционной японской культуры. Поклонение природным явлениям, пришедшее из глубокой древности закрепилось и получило дальнейшее развитие благодаря национальной японской религии синто («путь богов»), обожествлявшей горы, водопады, деревья, реки, и буддизму, утверждавшему, что все в мире, в том числе и неодушевленная природа, является воплощением Будды и, следовательно, требует уважительного отношения
Современный этап в искусстве икебана определяется с начала 1960-х годов. За этот период она прошла путь значительного экспериментирования, тесно связанного с развитием современного авангардного искусства. Произведения икебаны стали больше напоминать модернистские скульптуры, инсталляции, абстракционистские дизайнерские образцы и т. п. С конца 1980-х годов мастера икэбаны обратились к пересмотру взаимосвязи современного человека и Природы, это выразилось в более бережном и уважительном отношении к природному материалу и постановке новых задач более глобального характера, связанных с актуальными проблемами современности, в том числе экологической. Современная икебана развивается на принципах открытости и творческой интерпретации различных воздействий, в частности европейской аранжировки цветов
Таким образом, в течение нескольких веков икебана развивалась и изменялась в соответствии с общественно — политическими, экономическими и культурными переменами, происходящими в жизни общества.
Развитие икебаны шло в сторону демократизации: большей доступности широким слоям населения, упрощения техники расстановки растений в вазе и обучения этому искусству; приспособления стилей и форм икебаны к условиям современной жизни, к интерьерам жилых и общественных помещений; по пути расширения ассортимента растений и использования инородных материалов. Аранжировщикам предоставлялось все больше свободы в выборе средств и материала для творческого самовыражения в этом искусстве.
В настоящее время в Японии существует до трех тысяч школ икебаны. Основными лидерами являются Согэиу, Охара и Икэнобо. В каждой из школ существует своя система обучения. Наиболее четко продуманной и доступно выраженной выглядит система Согэиу с курсом из четырех ступеней. Во всех школах сегодня приняты свободные композиции. Икебана для японцев не столько средство украшения помещения, сколько символ живой одухотворенной Природы, ее небольшой фрагмент, привнесенный в дом. Она неотъемлемая часть духовной жизни японского народа, одна из прекрасных национальных традиций. В типичном японском доме на видном месте всегда имеется ниша в стене (токонома), где на низком помосте ставят икебану. Здесь же могут быть и другие произведения искусства: лаковая шкатулка, скульптурка, картина или свиток с иероглифами (каллиграфия)
Заходя в дом, японец кланяется икебане (особый ритуал), а в ее «лице» Природе, хозяину, его искусству, вкусу, мастерству. Икебана, созданная хозяином в честь гостя, должна выразить приветствие: слегка наклонены головки цветов, ветки вытянуты вперед и чуть опущены вниз, что символизирует радость и почтение.
Тематика произведений икебаны очень разнообразна. Это может быть отображение природы во все времена года, настроение, которое царит в доме в данное время (радость, горе, тревога, надежда), посвящение кому-нибудь или чему-нибудь.
Икебана развивалась в одном русле и по одним законам с другими видами японского искусства: живописью, поэзией, каллиграфией. Большое значение придают японцы личности аранжировщика, его морально-этическим качествам, глубокому пониманию природы. В книге «Икебана» Девики Траверзи (Индия) изложены несколько требований к мастеру
При создании икебаны японцы стремятся к упрощению, лаконичности, сосредоточив внимание на главном, наиболее значимом. Чтобы увидеть неповторимую красоту цветка, его прекрасную форму, тончайшие оттенки цвета, необходимо смотреть на один цветок, то есть научиться видеть большое в малом. «Скромная композиция с одним цветком может принести летний день в комнату.» «Чтобы узнать направление ветра, достаточно посмотреть на один стебель травы.» «Пространная речь может меньше сказать, чем жест.» Иначе: лаконичность одно из правил составления икебаны. «Японца стесняет изобилие. Ему привычнее не сад, а ветвь, не лес, а дерево. Его привлекает первый снег из-за его недолговечности, быстрой изменчивости, так же он дорожит и цветением». «Для нас слива плод, для японца цвет»
В настоящее время в Японии существуют 5 основных стилей аранжировки: рикка классическая и современная, нагэирэ, сёка (сейка) классическая и современная, морибана и свободный стиль.
Икебана по-прежнему сопровождает людей во всех праздниках. Представители разных школ создают все новые вариации торжествен¬ных композиций к традиционным националь¬ным и сугубо личным праздникам.Цветочные композиции в Японии можно встретить повсюду в офисах, магазинах, ресторанах и других общественных местах. Эти постановки не претендуют на высокий стиль и особо внимательное отношение.
В современном японском интерьере продолжает жить икебана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы. Икебана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икебана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и Англии, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.
Эстетический смысл имеет не только созданная композиция икебаны, но и процесс обучения этому искусству, да и не только этому. Школа икебаны, процесс обучения этому искусству предстают в контексте японской культуры как особая, во многом изолированная от всего прочего «педагогическая провинция», где процесс обучения весьма длителен и где мудрые наставники главным образом кропотливо трудятся над выявлением и всесторонним культивированием природных дарований своих подопечных. Здесь господствует атмосфера своеобразного благочестия, почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в форму особой обрядности: жесты и позы учителя, а затем и учеников исполнены глубокого смысла. Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икебаны, а душевная тренировка.
Растущий интерес к японскому образу жизни у западного человека сопровождается желанием понять японскую культуру и японскую философию. Для других же японский интерьер один из способов достижения внешней и внутренней гармонии.

Искусство икебаны. Икебана классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с

Искусство икебаны. Икебана классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с

Искусство икебаны. Икебана классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *