ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством.
Ал. Гуторович, в 1945 году корреспондент журнала «Огонек»: «Штурм начался 30 апреля, в 22 часа 55 минут по московскому времени. Это был первый штурм за все годы Отечественной войны, когда бойцы поднялись в атаку без приказа. Вот как это произошло. Кто-то из глубины парка Тиргартен стал прощупывать лучами прожектора мрачное здание рейхстага. Сначала голубой луч света обшарил массивные ступени входа, побегал по стене, в которой зияли дыры от снарядов, и затем медленно поднялся по колонне вверх к крыше, и вдруг все лежавшие на Королевской площади увидели над рейхстагом большое красное знамя. Ветер играл им. Развевающееся знамя напоминало Кремль, Смольный, Сталинград. Из рейхстага по прожектору стали стрелять пулеметы. Значит, в здании немцы Кто же и как смог поднять там знамя Кто так насмеялся над противником Кто живому еще гарнизону немцев, отчаянно дерущемуся за рейхстаг, уже вынес смертный приговор Знамя подняло солдат в атаку»
Из книги Гостони Петер «Битва за Берлин. В воспоминаниях очевидцев»:
«Московский корреспондент нью-йоркской газеты «Таймс», прибывший 3 мая в Берлин, сообщал: «В слепящих лучах прожекторов в течение всей ночи и до самого утра колонны немецких пленных шагали из центра захваченного Берлина в лагеря для военнопленных на окраинах города. Большинство солдат, которые вчера во второй половине дня по приказу генерала артиллерии Вейдлинга прекратили огонь, из-за пережитых во время артобстрелов и бомбардировок мук производило впечатление полубезумных. Растрепанные, заросшие щетиной и грязные, они выходили с белыми повязками на рукаве из подвалов, бомбоубежищ, подземных станций метро, вылезали из канализационных люков и руин домов. Некоторые швыряли свое оружие с озлобленным, свирепым выражением лица на землю. Другие вели себя более послушно и складывали свое оружие в кучи, как им было приказано. Многие истерично хохотали и никак не могли остановиться, когда шагали в колонне по улицам разрушенного города. Русским пришлось приложить немало усилий, чтобы оказаться достойными этого исторического момента. Сразу бросалась в глаза разница между поверженным врагом и свежевыбритыми победителями в блеске боевых орденов и медалей, в выглаженной форме и начищенных высоких сапогах».
4 мая продолжаются бои под Потсдамом. Командующий немецкими ВМС Фон Фридебург прибывает в штаб Монтгомери с предложением капитулировать в некоторых странах.
Из воспоминаний военного корреспондента, писателя Константина Симонова: «Кабинет Гитлера поврежден бомбой и завален обломками…
Прохожу по комнатам. Несколько дальних завалено орденами и медалями. Ящики, коробочки, синие пакетики и просто по щиколотку на полу россыпь всего, чего угодно — от железных крестов до медалей за тушение пожаров. Всего этого такое количество, что на секунду кажется, что это не имперская канцелярия, а склад какой-то огромной фабрики орденов. Вылезаю через пролом в стене во двор. На дворе трупы последних защищавшихся тут эсэсовцев. Санитары, теснясь, вытаскивают откуда-то из-под земли лежавших там раненых. На изуродованном воронками внутреннем дворике среди посеченных осколками деревьев, обломков, обрывков чего-то — маленькая бетонная башенка и спуск в подземелье Гитлера. Я смотрел на все это и думал о том, что, может быть, когда-нибудь задним числом всему этому в истории постараются придать величественный вид. Но сейчас все это производило впечатление чего-то уже не сражавшегося, а цеплявшегося за жизнь, чего-то сумбурного, до самого своего конца так и не понявшего, что с ним произошло».
5 мая советские войска начинают Пражскую операцию.
В концлагере Маутхаузен поднимается бунт.
6 мая советские войска занимают Штернберг, выходят к городу Оломоуц, берут остров Рюген.
7 мая завязываются бои за Дрезден.
Из воспоминаний бывшего автоматчика А. Горбовцева: «На рассвете 7 мая, спешившись с танков, мы заняли оборону на окраинных улицах г. Дрездена. Нас удивила совершенно эта абсолютная тишина этого будто бы совсем мирного города. И в сердце каждого из нас была какая-то радостная тревога, после сильных боев и вдруг этот «совсем спокойный» большой немецкий город не ожидал нас встретить без боя. Вот именно, что не ожидал. Был каждый дом, каждая крыша дома укреплены эсэсовскими пулеметчиками и фаустпатронщиками. Завязались сильные уличные бои. Мы с ожесточенными боями занимали дом за домом, улицу за улицей с чувствами весенней бодрости и еще с какими-то неизвестными чувствами, которые подсказывали каждому из нас близость мира… Бои шли весь день, всю ночь и лишь к утру 8 мая мы подошли к центру города. Целыми колоннами шли немецкие солдаты, побросав оружие, к нам в плен. На улицах лежали целые горы брошенного солдатами оружия всех видов. Улицы засияли белыми флагами, извещающими капитуляцию города, все мирные жители города вышли на улицы с белыми повязками на рукавах и веселыми улыбками на устах, с возгласами: «Гитлер капут, эс лебе русиш солдат».
Перед самоубийством Гитлер назначает адмирала Карла Дёница своим преемником на посту президента и верховного главнокомандующего Германии. Спустя три недели, 23 мая 1945 года, Дёниц и его правительство будут арестованы американцами в полном составе.
Из мемуаров Карла Деница «Десять лет и двадцать дней»: «Я считаю неправильным, когда отдельные немцы от имени немецкого народа предаются публичным саморазоблачениям и во всеуслышание признают свою вину. Это не помогает нам завоевать уважение других народов, да и другие нации не делают того же самого, когда речь идет о бесчеловечных актах, совершенных по отношению к нам. В случае с Гитлером был воплощен принцип неограниченной диктаторской власти, оказавшийся для нашей страны роковым. Ни одна нация, выбирая лидера, не может предвидеть, какая черта его личности со временем возобладает. Из происшедшего следует извлечь урок: любая конституция должна быть составлена таким образом, чтобы иметь возможность предотвратить злоупотребление властью отдельной личностью, она должна быть основана на принципе свободы и справедливости для общества в целом».
7 мая 01:30 по центральноевропейскому времени (03:30 по Москве) генерал-полковник Альфред Йодль получает от нового главы германского правительства гросс-адмирала Карла Деница полномочия на подписание документа о безоговорочной капитуляции немецких войск на всех фронтах.
Из мемуаров Карла Деница «Десять лет и двадцать дней»: «Я пригласил к себе генерала Йодля и предложил отправиться в Реймс и оказать поддержку Кинцелю при выдвижении новых предложений о капитуляции. Шверин фон Крозигк и я пришли к выводу, что Йодль должен получить следующие инструкции: «Попробуйте еще раз объяснить причины того, почему мы делаем это предложение о сепаратной капитуляции американцам. Если договориться с Эйзенхауэром не удастся, Фридебург должен предложить одновременную капитуляцию на всех фронтах, но выполненную в два этапа. На первом этапе будут прекращены все враждебные действия, но немецким войскам будет предоставлена свобода передвижения. На втором этапе передвижение будет прекращено. Постарайтесь как можно больше растянуть первый этап и отсрочить наступление второго, уговорите Эйзенхауэра, чтобы отдельным немецким солдатам было в любом случае разрешено сдаваться американцам. Чем значительнее будет ваш успех, тем больше немецких солдат и беженцев найдут спасение на Западе».
Я дал Йодлю письменные полномочия подписать акт об одновременной капитуляции на всех фронтах в соответствии с полученными инструкциями. Но я сказал, что он должен применить эти полномочия, только если выяснится, что договоренность о сепаратной капитуляции невозможна. Он также получил приказ не подписывать акт о капитуляции на всех фронтах, не проинформировав предварительно меня и не получив мое согласие телеграммой. Напутствованный таким образом, Йодль 6 мая отбыл в штаб Эйзенхауэра.
В ночь с 6 на 7 мая я получил следующее сообщение от Йодля из Реймса:
«Эйзенхауэр настаивает на немедленном подписании. В случае нашего отказа все фронты союзников будут закрыты для отдельных немецких солдат, желающих сдаться, и все переговоры прекратятся. Я не вижу альтернативы — подписание или хаос в стране. Прошу немедленно подтвердить по радио мои полномочия подписать акт о капитуляции. Тогда капитуляция вступит в силу. Противостояние будет прекращено 9 мая ровно в полночь по немецкому летнему времени. Йодль». Иными словами, военные действия следовало прекратить в полночь с 8 на 9 мая»
02:41 Альфред Йодль в Реймсе подписывает акт о капитуляции
В дальнейшем союзники приняли решение считать реймскую капитуляцию предварительной.
Продолжение следует

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

 

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Часть 3 30 апреля в 21:50 над рейхстагом советские солдаты поднимают знамя Победы, но бои в центре города еще продолжаются. Адольф Гитлер кончает жизнь самоубийством. Ал.

.

 

Предыдущая запись Николя Легран: француз, который перестроил Москву.
Следующая запись Николай Гаврись мастер резьбы по дереву, живет и работает в Крыму в уникальной технике «по торцу»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *