СИРИН, АЛКОНОСТ И ГАМАЮН — МИФИЧЕСКИЕ ПОЛУЖЕНЩИНЫ-ПОЛУПТИЦЫ

СИРИН, АЛКОНОСТ И ГАМАЮН - МИФИЧЕСКИЕ ПОЛУЖЕНЩИНЫ-ПОЛУПТИЦЫ Как в славянской мифологии появились сирин, гамаюн и алконост Какими свойствами наделяли этих мифических полуженщин-полуптиц наши

Как в славянской мифологии появились сирин, гамаюн и алконост Какими свойствами наделяли этих мифических полуженщин-полуптиц наши предки
В античной традиции их называли сиренами и описывали как стаю крайне опасных созданий, губящих моряков. В славянской традиции их звали сирин, гамаюн и алконост. В отличие от своих древнегреческих родственников они обладали более мягким нравом….
Согласно мифологии сирены были фантастическими красавицами, да к тому же еще с чарующими, нежными голосами, против которых не мог устоять ни один человек, которому доводилось их услышать. Версии о происхождении сирен расходятся — разные мифы называют разных отцов и матерей. Но общий смысл примерно одинаковый: отец — водное божество, дикое и стихийное, а мать — прекрасная муза. Что же касается их необычной внешности (наполовину женщины, наполовину птицы), то поначалу в сиренах не было ничего птичьего. Когда-то сирены были спутницами Персефоны — дочери богини Деметры, то есть матери-природы. Но мрачный Аид, владыка подземного царства, украл девушку, чем поверг Деметру в гнев и великое горе. В ярости она сотворила колдовство, изменившее облик сирен навсегда — их ноги превратились в когтистые лапы, а руки стали крыльями — чтобы они отправились на поиски Персефоны.
Но и в таком виде сирены, обитавшие на скалистых берегах, очаровывали мореплавателей. Иногда говорится, что они не показывались из-за скал полностью — только головы, шеи и груди, и моряки полагали, что перед ними обычные женщины, к тому же поющие так сладко, что заслушаешься. И заслушивались — корабль терял управление, шел на скалы, и команда гибла.
Исключений было всего два. Первое — Одиссей, который был предупрежден об опасности и велел своим спутникам залепить уши воском, чтобы те не услышали сводящего с ума пения. Сам Одиссей, будучи не только хитрым, но и очень любознательным, уши залеплять не стал, а приказал привязать себя к мачте — он хотел услышать пение сирен. И услышал. Но если бы не крепкие веревки, он поплатился бы за свое любопытство жизнью. Второй человек, который сумел победить сирен, сделал это не хитростью, а божьим даром — это был певец Орфей, который, едва корабль приблизился к скалам, начал петь, своим голосом заглушил голоса сирен и спас корабль и команду.
Но для большинства мореплавателей встреча с сиренами оказывалась фатальной.
Впрочем, при этом была у сирен и другая сторона — их считали музами загробного мира, поющими для жителей царства мертвых, и оттого на надгробных камнях нередко высекали изображения сирен, тех, кто будет дарить утешение в посмертии. Такова античная трактовка этого полуженского-полуптичьего образа.
Славянская трактовка выглядела несколько иначе, хотя схожих моментов будет предостаточно. Взять хотя бы птицу сирин. Само ее имя по звучанию отсылает к сиренам, и голос у нее тоже такой, что не оторваться. Встреча с нею была не к добру. Мол, это потерянная душа, а тот, кто услышит ее пение, — не жилец на свете, недолго ему осталось. А все потому, что желание жить в этом мире у человека пропадает — так прекрасно птица сирин поет об утраченном рае.
О ее происхождении в славянских мифах ничего не сказано, а может, до нас эти мифы просто не дошли: сведения о языческом пантеоне крайне отрывочны. Но вполне возможно, что славянских мифов о происхождении птицы сирин и не было вовсе, потому что это существо попало к ним из уже упомянутой греческой мифологии, то есть, если можно так выразиться, уже готовым теми же путями, какими попадали иностранные товары, — вместе с купцами.
Русь была связана с остальным миром торговыми путями, на которых обычно вырастали крупные города, которые занимались преимущественно торговлей. Это были места, где происходило вавилонское столпотворение: звучали разные языки, появлялись люди разных национальностей и рас, готовились самые разные кушанья и строились дома, не похожие один на другой, — каждый вплетал свою национальную ноту в этот хор.
Главным мотивом этого хора были, разумеется, деньги. Но, помимо этого, происходило то, что специалисты называют сухим термином «культурный обмен» — люди дивились на диковинные обычаи соседей, слушали их легенды и уносили их с собой, чтобы рассказать о них у себя дома. И вполне возможно, что сирина привезли на Русь какие-нибудь купцы и выпустили его среди русских лесов и степей. И он начал обживаться.
О том, как это происходило, информации мало, она скудна и зачастую относится не столько к текстам, сколько к изображениям. Птицу сирин можно обнаружить на предметах русского быта начиная с раннего средневековья. Ее рисовали на керамической посуде, на дверцах мебели, на сундуках, шкатулках, вплетали в узор ювелирных изделий — например, гравировали на подвесках, височных кольцах для женского головного убора, на браслетах.
Но, спрашивается, если встреча с птицей сирин не к добру, то зачем же ее так часто рисовать Возможно, со временем образ сирина в народном сознании смягчился — просто потому, что он оторвался от греческого первоисточника и зажил своей жизнью. Сирин, сохраняя с сиренами общие черты, обретает свои собственные. Из предвестника беды птица сирин превратилась в защитницу, потому и рисовали ее на шкафах и сундуках, чтобы берегла добро, а еще на украшениях, чтобы хранила их обладательницу от порчи и дурного глаза.
Птицу сирин редко рисуют в одиночестве, обычно рядом с ней изображают птицу алконост. У Виктора Васнецова есть известная картина — «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Картина вполне «в традиции» — две девы-птицы, обе в венцах, обе прекрасны, хотя их тела полностью птичьи. Их оперение доходит до плеч — Васнецов не стал изображать их гологрудыми.
У Васнецова лик одной девы строг, ее распущенные волосы черны, как ночь, щеки бледны, а под глазами глубокие тени. Другая румяна, весела, ее лицо излучает всепоглощающую радость. И, вообще-то, первая должна была называться птицей сирин — вещей птицей, тоскующей о рае, а вторая — птицей алконост, возвещающей радость от грядущей жизни в раю. Но у Васнецова почему-то наоборот: сирин — птица радости, алконост — птица печали. Видимо, произошла какая-то путаница.
А потом она случилась и у Блока, который, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение «Сирин и Алконост».
Но на самом деле этот дуализм, разделение на черное и белое — это трактовка Серебряного века, когда сначала Васнецов, а за ним и Блок провозгласили птицу сирин певицей счастья, а птицу алконост — певицей беды. Хотя, вообще-то, алконост к несчастьям не имел никакого отношения, наоборот, он возвещал прекрасную жизнь в раю для праведников. Один из лубочных текстов, дошедших до наших дней, говорит:
Птица райская алконостъ:
Близ рая пребываетъ.
Некогда и на Ефрате реке бываетъ.
Когда в’ пении гласъ испущаетъ
тогда и сама себе неощущаетъ.
А кто во близости ея будетъ,
той все в’ мире семъ позабудетъ.
Тогда умъ от него отходить и д(у)ша его ис тела исходит.
Таковыми песньми с(вя)тых оутешаетъ
и будущую им радость возвещаетъ.
И многая благая темъ сказуетъ
то и яве перстомъ указуетъ.
Образ птицы алконост претерпел не менее неожиданные превращения на русской почве, нежели те, которые претерпела птица сирин. Алконост обязан своим существованием ошибке. Ошибка эта была допущена в тексте так называемого шестоднева (так на Руси назывались первые энциклопедии). Шестодневы описывали разнообразных живых существ — например, алкиона, то есть, в переводе с греческого, зимородка. В шестодневе просто говорилось о том, как эта птица откладывает яйца и высиживает птенцов.
Но в результате неточных трактовок зимородок превратился в мифическую птицу и поменял имя, став птицей алконост, которая будто бы откладывает яйца прямо в воду, а они через семь дней всплывают наверх, когда приходит срок появиться птенцам. Тут очевидные отголоски легенд о мировом яйце и мировом океане, плюс пересечение с мифом о том, что Бог сотворил мир за неделю.
Что касается имени «алконост», то, очевидно, оно из древнегреческой мифологии. Будто бы была на свете царица Алкиона, чей супруг погиб во время бури. В горе царица решила сброситься в море, но боги превратили ее в зимородка (по-гречески «алкион»). А потом имя немного поменялось, и получился алконост, которому было суждено стать второй райской птицей на Руси.
Была еще и третья птица, тоже с женской головой и грудью, и называлась она гамаюн (кстати, гамаюн и по сей день украшает герб города Смоленска). Эта гостья прилетела на Русь не из Византии и Греции, а, похоже, откуда-то из Ирана. Во всяком случае, в мифологии древних иранцев есть похожее создание — птица радости хумаюн.
Однако славянам, видимо, показалось, что сплошные песни радости — это перебор, и на Руси птица гамаюн стала отвечать за предсказания и вообще за доступ к всемирной мудрости. Говорили, будто она знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей и может дать ответ на любой вопрос.
Изображений птицы гамаюн намного меньше, чем изображений сирина и алконоста. И, вполне вероятно, это произошло оттого, что гамаюн прилетел на Русь позже, — оттого и не вжился в средневековое народное искусство, не успел.
Зато нашел свое место у поэтов Серебряного века и более поздних авторов. Кто-то из них рисовал птицу гамаюн зловещей, а кто-то, наоборот, делал ее символом своих надежд. Хотя этот образ, в отличие от двух предыдущих, абсолютно нейтрален — ведь от будущего можно ждать чего угодно.

СИРИН, АЛКОНОСТ И ГАМАЮН - МИФИЧЕСКИЕ ПОЛУЖЕНЩИНЫ-ПОЛУПТИЦЫ Как в славянской мифологии появились сирин, гамаюн и алконост Какими свойствами наделяли этих мифических полуженщин-полуптиц наши

СИРИН, АЛКОНОСТ И ГАМАЮН - МИФИЧЕСКИЕ ПОЛУЖЕНЩИНЫ-ПОЛУПТИЦЫ Как в славянской мифологии появились сирин, гамаюн и алконост Какими свойствами наделяли этих мифических полуженщин-полуптиц наши

 

СИРИН, АЛКОНОСТ И ГАМАЮН - МИФИЧЕСКИЕ ПОЛУЖЕНЩИНЫ-ПОЛУПТИЦЫ Как в славянской мифологии появились сирин, гамаюн и алконост Какими свойствами наделяли этих мифических полуженщин-полуптиц наши

СИРИН, АЛКОНОСТ И ГАМАЮН - МИФИЧЕСКИЕ ПОЛУЖЕНЩИНЫ-ПОЛУПТИЦЫ Как в славянской мифологии появились сирин, гамаюн и алконост Какими свойствами наделяли этих мифических полуженщин-полуптиц наши

СИРИН, АЛКОНОСТ И ГАМАЮН - МИФИЧЕСКИЕ ПОЛУЖЕНЩИНЫ-ПОЛУПТИЦЫ Как в славянской мифологии появились сирин, гамаюн и алконост Какими свойствами наделяли этих мифических полуженщин-полуптиц наши

.

 

Предыдущая запись Современный воздушный бой
Следующая запись Вольтижёры Наполеона порхающие смельчаки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *