КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это всем известное сооружение. Это популярный и любимый всеми аттракцион. Он будоражит кровь уже более 120 лет. Однако первое колесо обозрения сделали только для того, чтобы утереть нос Эйфелевой башне, но оно так понравилось людям, что уже через 10 лет в мире их было более 100…
История колеса обозрения началась в 1889-м году. Именно тогда в Париже проходила международная ярмарка-выставка, её главной и самой заметной достопримечательностью выступила Эйфелева башня, которую по плану организаторов следовало разобрать после завершения мероприятия. Однако детище архитектора Гюстава Эйфеля произвело столь грандиозный эффект, что башню решили оставить, и 300-метровое чудо инженерии навсегда стало символом Парижа и всей Франции.
Следующая международная выставка должна была проходить по другую сторону океана — в Чикаго. Чикаго как раз восстанавливался после великого пожара 1871 года. Огненная стихия уничтожила большую часть городской инфраструктуры, что заставило некоторых историков назвать чикагский пожар крупнейшей катастрофой XIX столетия.
За два десятилетия пострадавшие и уничтоженные здания привели в порядок – а к началу 1890-х годов Чикаго вернул себе статус ведущего города страны, активно состязаясь с Нью-Йорком за звание главного мегаполиса США, её культурной и экономической столицы. Выставка была задумана как способ достойного празднования важного юбилея — 400-летия первого путешествия Христофора Колумба и открытия Америки (1492).
Предприимчивые амбициозные чикагские градоначальники долго ломали голову, как им затмить парижан (а заодно соседей из Нью-Йорка) и добавить значимости выставке.
И предложили американским инженерам создать нечто новое, уникальное и достойное Америки. Идею подсказал Джордж Феррис – известный молодой инженер-строитель мостов из Питтсбурга. Он сказал, что построит колесо, которое удивит мир.
Он подготовил свои планы и приехал в Чикаго, чтобы попросить разрешения установить колесо на территории Всемирной ярмарки. Поначалу директора ярмарки только посмеивались над Феррисом, думая, что он сошел с ума или просто чудак. Правда затем они разрешили инженеру реализовать свою задумку, но через некоторое время пришли к выводу, что было бы неразумно дальше возиться с этим проектом, и отменили разрешение. Феррис не был обескуражен отказом и настаивал на реализации своей идеи.
И хотя дирекция не была уверена в безопасности и целесообразности сооружения, идею Ферриса поддержали коллеги-инженеры. А инвесторы предложили вложить в строительство несколько сотен тысяч долларов — и проект все-таки одобрили.
С учётом инфляции 200.000$ в 1893 году приблизительно составляют 5.845.000$ в 2021 году.
Сроки поджимали — у Ферриса для реализации проекта оставалось всего около четырех месяцев, в то время как у Гюстава Эйфеля, было три года, чтобы построить свою башню.
И к открытию выставки огромная стальная машина с диаметром колеса 75 метров была построена. Весила махина около двух тысяч тонн и вращалась при помощи двух паровых машин мощностью по тысяче лошадиных сил каждая. Главная ось колеса весила 70 тонн и стала на то время самой большой кованой железной деталью в истории человечества.
К ободу крепилось 36 кабинок, в каждой из которых было по 20 сидячих и 40 стоячих мест. За один поворот, занимавший целых двадцать минут, видами могли наслаждались 2160 пассажиров. Даже будучи в четыре раза меньше сооружения Эйфеля, ключевая достопримечательность выставки была выше любого небоскреба девятнадцатого века.
После загрузки колесо обозрения приводилось в движение в быстром темпе. За 20 минут совершалось два оборота. Первый оборот включал остановки, позволяющие пассажирам войти и выйти (загружалось сразу по 6 вагонов-кабинок), а второй — девять минут безостановочного вращения.
Большинство тех, кто ездил на колесе обозрения, сообщали о «неописуемом ощущении вращения по такой огромной орбите».
Успех был потрясающим — колесо не простаивало ни минуты.
Однако был по крайней мере один посетитель на колесе обозрения, который был совершенно недоволен и потребовал вернуть свои деньги. Вот так это было описано в газетной статье: «Он не смог почувствовать ужасного ощущения вращения вокруг большого колеса, как ожидал. Он ожидал, что заболеет морской болезнью и будет напуган почти до смерти. Но он сделал два оборота на колесе, посмотрел вниз на грандиозную панораму, раскинувшуюся под ним, и совершенно не почувствовал никаких ощущений, чтобы рассказать кому-то, как он достиг высоты 250 футов (75 метров) … Он остался разочарован…».
Несмотря на то, что колесо было стабильной структурой, некоторые люди опасались, что она может опрокинуться. Что, если загружена будет только половина вагонов, или если все погрузятся на одну сторону колеса Феррис заверял всех, что для его колеса люди всё равно что мухаи, и что не может быть никакой опасности из-за небрежности или перегрузки. Он был настолько уверен в том, что с его колесом обозрения ничего не может случиться, что садился на колесо всякий раз, когда случался какой-нибудь погодный катаклизм. Например, он и его жена Маргарет прокатились на нем во время сильной бури и позже сообщили, что «колесо, по-видимому, этого не «поняло». В кабинах не было ни малейшей вибрации»
Кабины колеса в то время были чем-то вроде большой птичьей клетки. Кроме того, окна были закрыты сеткой из «прочной проволоки», что не позволяло никому упасть или покончить жизнь самоубийством.
Как только все пассажиры заходили в кабину, дверь надежно закрывалась.
Колесо обозрения перевозило около 38 000 пассажиров в день, и выставка получала половину дохода от колеса, и, по оценкам, общая выручка составляла в среднем около 10 000 долларов в день и составила 1.5 млн долларов за всё время работы выставки.
Удачную идею подхватили по всему миру, сначала в Британии, затем и в Европе. Уже через 10 лет в мире насчитывалось больше ста подобных сооружений.
Хотя Феррис произвел то, что многие считали чудом, дела у него шли не очень хорошо. Он утверждал, что руководство Международной Выставки удержало у него и его инвесторов около 750 000 долларов прибыли. После закрытия выставки Феррис подал в суд, требуя то, что, по его мнению, было его законной долей прибыли от машины.
Даже пока дело рассматривалось в суде, уменьшенные версии его колес были построены — без оплаты Феррису — в Бруклине и других парках развлечений по всей Америке. Он провел два года в судебных тяжбах и в итоге объявил о банкротстве.
Феррис умер в возрасте 37 лет в ноябре 1896 года.
Что касается колеса обозрения, то оно продолжало работать до апреля 1894 года, хотя выставка завершилась в октябре 1893 года. Затем колесо было разобрано и хранилось до следующего года, когда оно было восстановлено в престижном районе на северной стороне Чикаго.
Местный житель Уильям Бойс был недоволен этим выбором места и назвал это «нежелательным индустриализмом». Он и его соседи хотели, чтобы колесо убрали, и последовал судебный процесс. Он не увенчался успехом, и поэтому колесо обозрения работало в этом месте до 1903 года, когда его снова разобрали и перевезли в Сент-Луис на Всемирную выставку 1904 года.
В конце концов первое в мире колесо обозрение было разрушено 11 мая 1906 года.
Этот проект увековечил фамилию инженера в английском языке: любое колесо обозрения в Америке называют колесом Ферриса (Ferris wheel). В разговорной речи его также именуют чертовым. По одной версии, чтобы успеть к открытию выставки, рабочие монтировали аттракцион круглосуточно — из-за такой «адской» работы они и дали конструкции это название.

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

КАК ПОЯВИЛОСЬ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ Сегодня трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это

.

Предыдущая запись Сияние на Кольском полуострове
Следующая запись Скандинавская «мегера»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *