Чинно сидеть в сторонке и не мешать мужчинам обсуждать дела. Ходить в церковь и смиренно молиться. Родить много детей и посвятить себя их воспитанию. Изредка ездить в гости, спросив разрешение мужа или отца.
Так должна была себя вести добропорядочная женщина многие сотни лет. Не исключением была и Франция времён Людовика ХIV.
Да, нравы при дворе французских королей были весьма либеральными по меркам своего времени. Но и там вершина «карьерной лестницы» знатной красотки – замужество на влиятельном придворном или мимолётный роман с монархом. Такие традиции – ничего не поделаешь!
Но была одна женщина, которая решилась бросить вызов окружающим и сложившемуся ходу вещей. И у неё это весьма хорошо получилось.
…На улице Турнелль Нинон де Ланкло приобрела для себя небольшой дом, который обставила и украсила на свой утончённый вкус. Посетителями салона Ланкло стали представители высшего общества и деятели искусства.
Знатное происхождение женщины и существенный пассивный доход создали тот фундамент, на котором она возвела свою жизнь. Независимость, умение привлекать внимание мужчин, желание самой определять, кто нравится и с кем быть, а кто – должен покинуть её жизнь. Такие принципы в XVI, да и даже в начале ХХ века были совсем не в ходу. Нинон можно назвать первой феминисткой. Но не в современном понимании, а в качестве женщины, впервые реализовавшей право слабого пола вести себя также, как и представители сильного.
Стоит признать, что Франция ответила Нинон взаимностью. Её салон стал частью, и весьма значительной, светского общества своего времени. О бесчисленных романах его обладательницы ходили легенды. Многие до сих пор считают Нинон де Ланкло куртизанкой. Но это в корне неверно. Куртизанки зарабатывали на жизнь, находясь в любовной связи с одним или несколькими мужчинами. На современный манер их можно назвать содержанками. Нинон таковой не была. Напротив, она вполне могла сама содержать не одного любовника. Поэтому феномен светской львицы несколько шире, чем просто череда любовных приключений. В условиях неразвитой науки, отсутствия какого-либо капиталистического производства и вообще экономики в современном её виде, независимость и роль женщины можно было подчеркнуть лишь через отношения с мужчиной. Именно поэтому поведение Ленкло, сегодня не кажущееся чем-то необыкновенным, в то время привлекало повышенное внимание мужчин. Среди сотен покорных домохозяек и благовоспитанных многодетных матерей, она выделялась независимостью и умением самостоятельно определять свою жизнь.
Родись Нинон лет на двести позже, благодаря своему уму и незаурядным личным качествам, она легко смогла бы стать учёным или политиком. Но в её эпоху таких возможностей просто не было. «Сжечь» богатство в безудержном веселье или выйти замуж за влиятельного мужчину – такие антиподы поведения были весьма характерны для женщин её эпохи.
Но юная сиротка (отца и мать она потеряла по современным меркам будучи ещё несовершеннолетней) выбрала свою дорогу. И этот путь десятилетия дарил ей успех!
Сегодня трудно разобрать, где правда о Нинон, а где – досужие сплетни и измышления. Но точно известно, что и в весьма преклонном возрасте около светской львицы были весьма юные кавалеры. А это ли не показатель уникальности внутреннего мира этой удивительной женщины!