КАРТИНА, НАПИСАННАЯ СЛУЖАНКОЙ

КАРТИНА, НАПИСАННАЯ СЛУЖАНКОЙ Портрет, о котором пойдёт речь, не отличается высоким художественным уровнем. Но, как выяснилось, ранее на обороте холста имелась надпись, свидетельствующая о том,

Портрет, о котором пойдёт речь, не отличается высоким художественным уровнем. Но, как выяснилось, ранее на обороте холста имелась надпись, свидетельствующая о том, что это важный исторический памятник — на картине изображён один из выдающихся деятелей эпохи Екатерины II – граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.
Портрет ранее не привлекал внимания исследователей. Он хранится в фондах и никогда не экспонировался. Это довольно примитивная копия, исполненная непрофессиональным художником. К тому же картина поступила в Государственный Эрмитаж в 1941 году в неудовлетворительном состоянии. Чтобы сохранить портрет, реставраторы выполнили первоочередные работы: укрепили осыпавшийся красочный слой, а ветхий холст с прорывами дублировали на новый холст. При этом дублировка скрыла надпись на обороте авторского холста. Но её содержание зафиксировано в инвентарных документах: «Первая копiя писала Анна Александровна Пал… Ея Величества камерюнгфера в Санктпетербургѣ 1784 года…»
Именно эти несколько слов заставили нас более внимательно изучить полотно.
Автором портрета оказалась камерюнгфера (от нем. Сamera и Jungfer — девушка; прислуживала при одевании государыни, великих княгинь и княжон) Екатерины II гречанка Анна Александровна Паликучи (Поликути, Полекучи). Имя её известно историкам лишь по «Запискам» статс-секретаря Адриана Грибовского, описавшего утренний туалет императрицы: «М.С.Алексеева подавала лёд, которым Государыня тёрла лицо, может быть, в доказательство, что она других притираний не любила; другая, А. А. Полекучи, накалывала ей на голове флёровую наколку, а две сестры Зверевы подавали ей булавки. <...> Раскланявшись с предстоявшими господами, возвращалась с камер-юнгферами в спальню, где, при помощи их и Марьи Савишны одевалась для выхода к обеду».
Тот факт, что на картине изображён Алексей Орлов, подсказал идею искать сведения о гречанке Паликучи не только в архивных материалах дворцовых фондов, но и в документах, относящихся к военной и политической деятельности графа.
Оказалось, что и биография Анны Паликучи, и обстоятельства создания ею картины связаны с историей знаменитой Архипелагской экспедиции.
В 1769–1774 годах российские эскадры под общим командованием Алексея Орлова были направлены в Средиземное море для помощи греками, восставшим против владычества Османской империи. В 1770 году эскадра под командованием Григория Спиридова вошла в Эгейское море и высадила в Витуло десант, двинувшийся вместе с греками к турецким укреплениям. К повстанцам примкнули жители островов, принадлежавших Венецианской республике. Греческие корабли поднимали Андреевский флаг и переходили на сторону российского флота.
Капитаном одного из таких судов был отец Анны Паликучи.
Александр Поликути (именно так писали его фамилию в российских документах) являлся венецианским подданным. Он происходил из Кастельнуово (ныне город Херцег-Нови, Черногория). В октябре 1769 года Поликути отправился с торговым грузом на остров Крит. А затем тайно пробил на корабле амбразуры, погрузил на него пушки и бочки с порохом.
21 февраля 1770 года, подняв на мачте российский флаг, он направился в Морею, где присоединился к русской эскадре. Поликути участвовал в Наваринском, Хиосском, Чесменском, Патрасском и других сражениях и был пожалован чином капитан-лейтенанта.
5 октября 1771 года он скончался, находясь на своём корабле.
Венецианские власти не простили мятежного шкипера. Спустя годы Анна напишет в прошении на имя Павла I о своём отце: «…приверженность его к Пресветлейшему Дому Вашего Императорского Величества, сочтена со стороны венецианской Республики, преступлением, за которое он, хотя и в отлучке, был приговорён к смерти, имение его всё захвачено и срыв до основания дом бедное его семейство навсегда выгнано из отечества. Таковым происшествием приведены будучи в самобеднейшее состояние мы принуждены были искать убежища в России, где имели счастье снискать величайшее горести нашей услаждение под особенным покровом и в великодушном Её Императорского величества обещании вознаградить нашу потерю и доставить нам завидное состояние».
Екатерина II взяла дочь знаменитого капитана под своё покровительство. В ноябре 1775 года девушка была пожалована в камер-юнгферы и находилась в должности вплоть до смерти императрицы, после чего осталась жить во дворце «на определённом содержании» до своей кончины в 1831 году.
Возможно, не последнюю роль сыграл в судьбе семьи Паликучи граф Орлов-Чесменский, помнивший заслуги их отца. Два брата Анны находились на военной службе. Один из них, Михаил, был выпущен из Морского кадетского корпуса в чине мичмана и определён «в команду корабля графа Орлова». Именно это событие, вероятнее всего, и послужило поводом для создания живописного портрета Алексея Орлова-Чесменского.
Трудно сказать, предназначался ли портрет в подарок графу или оставался у самой камер-юнгферы. Картина является копией с раннего изображения Орлова-Чесменского, ещё до пожалования ему орденов Святого Андрея Первозванного (1768) и Святого Георгия 1-й степени (1770). Возможно, такой портрет художница видела в коллекции Екатерины II. А может подобное полотно или миниатюра имелись в её семье.
Решение Анны в такой форме выразить свою благодарность графу за покровительство её семье было вполне в духе времени. Подобные увлечения среди прислуги Екатерины II поощрялись. Сохранился, например, высочайший указ о выплате денег придворному лакею Андрееву за написание портрета императрицы (современное местонахождение этого произведения неизвестно).
Недавно картина работы Анны Паликучи была отреставрирована специалистами Санкт-Петербургской Академии художеств им. И.Е.Репина, и теперь она может экспонироваться на временных эрмитажных выставках.

 

.

 

Предыдущая запись Антон Францискус Пик (Anton Franciscus Pieck
Следующая запись Главные витамины: которые держат тело в идеальном состоянии

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *