ОБИТАЕМЫЙ ТАНК «ХАРЬКОВЧАНКА»: МАШИНА ДЛЯ ШТУРМА ГЛУБИН АНТАРКТИДЫ

ОБИТАЕМЫЙ ТАНК «ХАРЬКОВЧАНКА»: МАШИНА ДЛЯ ШТУРМА ГЛУБИН АНТАРКТИДЫ Танки — «наше всё». В советское время много шутили об изделиях отечественного автопрома, требующих доработки напильником:

Танки — «наше всё». В советское время много шутили об изделиях отечественного автопрома, требующих доработки напильником: получится танк. Однако, лучшие результаты давал обратный подход, заключавшийся в доработке напильником танка. Ибо советские танки нареканий не вызывали и служили поводом законной гордости.
…Но кстати о гордости. В прошлом, поводы для таковой руководство страны создавать умело и любило. А в 50-х годах ещё одним, помимо ракетостроения, атомный электростанций и атомных же ледоколов, полем для великих свершений стали исследования Антарктиды.
Стоит отметить, что открытый Беллинсгаузеном и Лазаревым континент с момента обнаружения российскими исследователями более не посещался. И к 50-м уже основательно был исхожен и засижен представителями иностранных держав. Даже японцы в своё время пытались организовать экспедицию на южный полюс. Много открытий совершили немцы, — некоторые до сих пор приходится закрывать. Отметились англичане, норвежцы и, особенно, американцы, первыми начавшие создавать постоянно действующие исследовательские станции.
То есть, со свершениями в Антарктиде уже стало непросто. Высадиться, исследовать участок побережья, сходить к полюсу или построить станцию в удобном месте — тут все лавры были пожаты. Амбициозной задачей, ради решения которой стоило затеваться, могло стать только создание постоянно действующей станции в самом неудобном, неприступном районе Антарктиды. Так чтобы никто уже не переплюнул.
Собственно, так родился план основания станции «Восток», полностью себя оправдавший не только с престижной, но и с научной точки зрения. Лучшего места для исследовательской базы нельзя было найти. Однако, описание самой базы и преимуществ её расположения требует отдельной публикации. Здесь же достаточно отметить, что крупнейшее географическое открытие XX века, — обнаружение подлёдного озера Восток, — состоялось прямо под базой. И именно с её территории в настоящий момент продолжаются попытки добуриться до неведомых обитателей водоёма.
Станция была основана 2-й Антарктической экспедицией в 1957 году и тогда же стал ясен масштаб транспортных проблем. Базу, расположенную на высоте 3500 метров над уровнем моря, в условиях почти непрерывных ураганов и температуры ни разу не поднявшейся за период наблюдений выше -31 по Цельсию, практически невозможно было снабжать по воздуху. По земле же, — вернее по льду, — расстояние до «портовой» станции Мирный составляло 1410 километров. Для самолёта. Наземная техника не могла двигаться по прямой.
Первыми на штурм полюса недоступности были брошены стандартные артиллерийские тягачи АТ-Т, разработанные на основе танка Т-54. И тут сразу надо сказать: даже без доработки напильником советские танки прорвались к цели. Что и не удивительно. Военная техника в СССР (как и в России сейчас) конструировалась в расчёте на предельно суровые условия эксплуатации — «от +50 до -50», — а в Антарктиде-то в зимние (по календарю северного полушария) месяцы ниже -50 температура редко опускалась даже в районе «Востока».
То есть, машины выдерживали испытания фантастического пути через снега, торосы, в обход трещин, навстречу бешеным ветрам. А люди — не очень. Ибо от экипажей советские конструкторы всегда ждали подвига. Эксплуатация машины «от +50 до -50» не подразумевала наличие в кабине какого-то климатконтроля. Да и тесно там было. Боевая машина не обеспечивает условий для пребывания экипажа внутри себя более нескольких часов.
…По этой причине специализированный антарктический тягач в заголовке назван «обитаемым танком». И «машиной для штурма глубин Антарктиды». К наземной технике работающей в Арктике не предъявлялись и не предъявляются требования обеспечения длительного проживания внутри них людей. В Антарктиде же иначе не получалось. «Харьковчанка», в первую очередь, представляла собой «пассажирский» вариант тягача. Ходовая часть была удлинена на пару катков, чтобы увеличить вместимость, гусеницы расширены до 1 метра и усилены снежными зацепами, корпус сделан герметичным и водоизмещающим. На случай проваливания под лёд. Но двигатель и трансмиссия не изменились.
Разработанные в 1958 году, «Харьковчанки», способные перевозить 6-8 членов экипажа и пассажиров в относительно комфортабельном салоне и буксировать 70-тонный санный поезд, впервые сменили АТ-Т уже в сезон «4-й экспедиции» — 1959 года. Тогда же на новых тягачах была совершена и экспедиция к полюсу. А в 1975 году на антарктических трассах появились тягачи «Харьковчанка-2», доработанные в плане улучшения обитаемости. И оснащённые навигационным оборудованием. Необходимость которого в Антарктиде была вызвана почти нулевой видимостью во время ураганов и отсутствием постоянных ориентиров. Ледники текут, так что обрывы и пропасти, возникающие там где вчера их не было, в любой момент могут вынудить караван искать обходной путь.
…В заключение нельзя не упомянуть об американском «Снежном крейсере» — амбициозном проекте 1939 года, предназначенном для экспедиции протяжённостью 8000 километров (на одной заправке), двухэтажном, как лондонский автобус, оснащённом 3 метровыми колёсами, днищем-лыжей и — на бонус — площадкой для размещения самолёта на крыше… Как известно, чудо техники сумело с грехом пополам — задним ходом — пройти только 138 километров, после чего было брошено отчаявшимся экипажем.
Справедливости ради, нужно отметить, что американцы, взявшись за серьёзные исследования Антарктиды первыми, собрали вообще все возможные ошибки, — а значит и информацию, о том как делать не надо. Но в случае «Снежного крейсера» промах был совершён концептуальный. Конструкторы пытались разработать идеальное средство передвижения для Антарктиды с нуля, — небывалое, как бы сейчас сказали, инновационное. Что, собственно, и привело к предсказуемому результату. Инновационные решения требуют длительного и кропотливого доведения до ума, и начинают удовлетворительно работать не раньше, чем станут выглядеть старомодными. «Харьковчанка» же появилась в результате приспособления к новым условиям и требованием машины, которая, — и это было уже проверено, — и так способна работать в Антарктиде.

ОБИТАЕМЫЙ ТАНК «ХАРЬКОВЧАНКА»: МАШИНА ДЛЯ ШТУРМА ГЛУБИН АНТАРКТИДЫ Танки — «наше всё». В советское время много шутили об изделиях отечественного автопрома, требующих доработки напильником:

ОБИТАЕМЫЙ ТАНК «ХАРЬКОВЧАНКА»: МАШИНА ДЛЯ ШТУРМА ГЛУБИН АНТАРКТИДЫ Танки — «наше всё». В советское время много шутили об изделиях отечественного автопрома, требующих доработки напильником:

ОБИТАЕМЫЙ ТАНК «ХАРЬКОВЧАНКА»: МАШИНА ДЛЯ ШТУРМА ГЛУБИН АНТАРКТИДЫ Танки — «наше всё». В советское время много шутили об изделиях отечественного автопрома, требующих доработки напильником:

ОБИТАЕМЫЙ ТАНК «ХАРЬКОВЧАНКА»: МАШИНА ДЛЯ ШТУРМА ГЛУБИН АНТАРКТИДЫ Танки — «наше всё». В советское время много шутили об изделиях отечественного автопрома, требующих доработки напильником:

ОБИТАЕМЫЙ ТАНК «ХАРЬКОВЧАНКА»: МАШИНА ДЛЯ ШТУРМА ГЛУБИН АНТАРКТИДЫ Танки — «наше всё». В советское время много шутили об изделиях отечественного автопрома, требующих доработки напильником:

ОБИТАЕМЫЙ ТАНК «ХАРЬКОВЧАНКА»: МАШИНА ДЛЯ ШТУРМА ГЛУБИН АНТАРКТИДЫ Танки — «наше всё». В советское время много шутили об изделиях отечественного автопрома, требующих доработки напильником:

.

Предыдущая запись Вездесущая энтропия: от смерти Вселенной до груды грязной посуды
Следующая запись Мальтийский крест, амплитуэдр и звуковая организация живой энергии во Вселенной

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *