«НЕ МУЖЧИНА Я, А БАБА ЯГА»

НЕ МУЖЧИНА Я, А БАБА ЯГА «О себе неохотно пишу я, Не хочу ни хвалиться, ни лгать: Суждено мне не столько большую, Сколько длинную жизнь отшагать... А, наверно, было бы здорово - Под финал, под

«О себе неохотно пишу я,
Не хочу ни хвалиться, ни лгать:
Суждено мне не столько большую,
Сколько длинную жизнь отшагать…
А, наверно, было бы здорово
— Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть… Суворова!
И тогда уж спокойно уйти…»
Г.Милляр
Георгий Францевич Милляр (урождённый де Мильё) сыграл в общей сложности в 126 картинах. Но, безусловно, в зрительской памяти он остался благодаря «злодейским ролям» в сказках легендарного режиссёра Александра Роу. Причем артист в 16 лентах мастера умудрился сыграть 30 ролей.
Первой из них стал Царь Горох в «По Щучьему велению», в основу сюжета фильма легли русские народные сказки «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь».
Приступая к работе над своей следующей лентой «Василиса прекрасная», Роу, не раздумывая, пригласил Милляра на роли гусляра и старика-отца. А вот кого позвать на злодейку Бабу Ягу, режиссёр не знал. После многих проб, в том числе и легендарной Фаины Раневской, на Бабу Ягу так никто и не был утвержден. Роу решил посоветоваться насчет выбора артистки с другом Георгием Милляром. «Не женская это роль, — прокомментировал Георгий Францевич. — Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует. А я всё стерплю».
В итоге гримеры так постарались, перевоплощая Милляра в Бабу Ягу, что дети, которые были задействованы в массовых сценах ленты, увидев артиста, начинали плакать и убегали с площадки. Милляр принадлежит к тому редкому типу артистов, которые относились к собственной внешности в кино по принципу «чем хуже, тем лучше». Он никогда не то что не боялся себя уродовать для роли, более того, приходил на грим… без волос и бровей. Он их сбривал, чтобы мастерам было легче с ним работать. Порой он больше художников и режиссера был увлечен процессом превращения себя самого в очередного героя. Или героиню, что случалось чаще.
Воплощать на экране Бабу Ягу помогли жизненные наблюдения. Так, однажды в Ялте Милляр увидел старуху, пасшую коз. «Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга».
Что же касается характера, вжиться в него помогла нищая, как почти у всех тогда, жизнь. Многие годы актер жил в коммунальной квартире, где соседствовал с ужасной интриганкой: «Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
Говоря о съемках в «Василисе Прекрасной» «я всё стерплю», артист не покривил душой ни в чем. Снималась сказка летом, стояла нестерпимая жара. Кинопленка в то время выдавала жуткий брак, и дубли приходилось снимать по многу раз в надежде, что хоть один из них получится качественным по картинке. В итоге Милляр 20 раз сыграл сцену, где Баба Яга съезжает из печки по жёлобу. Металлический предмет из-за направленных на площадку осветительный приборов и летней жары накалился так, что Георгий Францевич получил ожог и был увезён на скорой. Едва восстановившись, самоотверженный актер вернулся на съёмку. К сожалению, в то время ожоги во время съемок были распространенной историей. Но кино было важнее здоровья.
С годами Милляр стал главной Бабой Ягой советского кино, сыграв злодейку порядка десяти раз.
Но каждый раз этот образ он старался сделать разным, никогда не повторялся. В одном из своих интервью Милляр рассказывал о трансформации Бабки следующее: «В «Василисе Прекрасной“ моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко“ она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил».
Озвучивал героинь Милляр тоже сам, объясняя: «Бывают такие старушки с прокуренными голосами».
В отличие от многих других артистов, которые тяготились однотипным амплуа, Георгий Францевич никогда не скрывал, что ему нравится играть в сказках, признаваясь, что эти образы — «моя стихия, моя привязанность». И тем не менее Милляр иногда нет-нет, да и говорил, что ему хочется сыграть серьезного персонажа: «Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». К сожалению, мечте этой не было суждено сбыться — Милляра звали или в сказки, или в серьезные фильмы, но на совсем маленькие роли, которые никто из зрителей практически и не замечал. И тем не менее именно роли злодеев и Бабы Яги сделали Милляра актером огромного масштаба.
Кстати, роль Бабы Яги помогла ему и в личной жизни. Прожив холостяком до 65 лет, он начал присматриваться к новой соседке по коммуналке Марии Васильевне. И в итоге сделал предложение 60-летней женщине. Она удивилась, сказав, что в ее возрасте мужчины ей уже не нужны. А Милляр в шутку ответил: «Я не мужчина. Я Баба-Яга». Мария Васильевна рассмеялась и ответила согласием.

НЕ МУЖЧИНА Я, А БАБА ЯГА «О себе неохотно пишу я, Не хочу ни хвалиться, ни лгать: Суждено мне не столько большую, Сколько длинную жизнь отшагать... А, наверно, было бы здорово - Под финал, под

 

НЕ МУЖЧИНА Я, А БАБА ЯГА «О себе неохотно пишу я, Не хочу ни хвалиться, ни лгать: Суждено мне не столько большую, Сколько длинную жизнь отшагать... А, наверно, было бы здорово - Под финал, под

НЕ МУЖЧИНА Я, А БАБА ЯГА «О себе неохотно пишу я, Не хочу ни хвалиться, ни лгать: Суждено мне не столько большую, Сколько длинную жизнь отшагать... А, наверно, было бы здорово - Под финал, под

НЕ МУЖЧИНА Я, А БАБА ЯГА «О себе неохотно пишу я, Не хочу ни хвалиться, ни лгать: Суждено мне не столько большую, Сколько длинную жизнь отшагать... А, наверно, было бы здорово - Под финал, под

.

 

Предыдущая запись В Марианской впадине кто-то обитает
Следующая запись Верный Сергей

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *